При взгляде на Старый город Иерусалима со стороны южной стены, бросается в глаза массивное круглое здание с конической крышей и башней-колокольней рядом.
При взгляде на Старый город Иерусалима со стороны южной стены, бросается в глаза массивное круглое здание с конической крышей и башней-колокольней рядом.
Это церковь немецкого аббатства Дормицион (монастырь Успения Богородицы). А холм, на котором она стоит — гора Сион (на иврите — Цион). Во времена царя Давида, Сион был частью оборонительных сооружений города. В византийский период появились легенды, связывающие эту гору с местом, где происходила Тайная Вечеря — трапеза праздника Песах Иисуса с учениками, ставшая формальным началом христианства. Чтобы увековечить это событие, византийцы построили здесь огромную церковь Агия Цион. Она была разрушена персами в 614 году. В XII веке крестоносцы построили здание, первый этаж которого провозгласили гробницей Царя Давида,
а комнату на втором этаже назвали Горницей Тайной Вечери. Т. е. местом, где якобы эта вечеря происходила.
При этом их не смущало, что событие происходило в этом помещении, за 12 веков до строительства самого помещения.
Согласно ещё одной легенде, именно здесь-же, на Сионе окончила свой жизненный путь Дева Мария. Богоматерь. И в честь этого события, в 1910 году, при поддержке христианской общины немецкого города Кёльна, здесь строится церковь Дормицион.
Здание очень не обычно. Его стиль определяется, как смесь византийского и современного мусульманского. Считается, что автор проекта Генрих Рейнард при проектировании так же вдохновлялся образом каролинского храма в Аахене (Германия). В фасадах здания очень хорошо использованы все выразительные свойства иерусалимского камня. Разными текстурами поверхности, выделены те или иные элементы здания. При входе в церковь бросается в глаза, что на оконных витражах, надписи на иврите.
«В начале сотворил Бог небо и землю…" (Быт 1:1–26) Какая связь между католической церковью и ивритом? Дело в том, что собор принадлежит бенедиктинскому ордену, один из важнейших постулатов которого — фраза создателя ордена св. Бенедикта: «Новый завет в Ветхом скрывается, а Ветхий в Новом открывается». Другими словами — Новый завет (христианство), предсказан в Ветхом (иудаизме), а смысл Ветхого раскрыт в Новом. Вот эта неразрывная связь постоянно подчёркивается в декоре здания. Уже при входе в главный зал церкви видим изображение Богоматери с Младенцем в абсиде. Оно, как на столбы опирается на фигуры ветхозаветных пророков в простенках между окнами.
В центре мозаичного пола — три переплетённых кольца — единый Бог в трёх ипостасях. И внутри каждого кольца надпись на греческом «Агiос» — «Святой».
От этого центра расходится в виде лучей святость, наполняющая мир. И там во внешних кольцах мозаики мы видим имена ветхозаветных пророков, четырёх животных-символов евангелистов и знаки зодиака.
По периметру зала находятся 6 капелл- абсид.
Первая справа посвящена основателю ордена — Св. Бенедикту. Он держит в руке кодекс правил католического монашества им самим созданный. А на куполе капеллы над его головой изображены сцены из его жизни.
Далее капелла поклонения волхвов.
Следующая капелла посвящена курирующей церковь с её создания общине германского города Кёльна. Это подарок прихожан к освящению церкви.
Здесь, с макетами церкви в руках изображены донаторы, финансировавшие строительство.
Капеллы другой стороны посвящены:
Иосифу Обручнику. На ней изображены предки Иисуса, в соответствии с Евангелием от Матфея. (Подарок Мальтизеанского ордена).
Иоанну Крестителю (построена на деньги мальтийского ордена) ,
Мученику св. Бонифацию — небесному покровителю Германии.
Важнейшая особенность церкви Дормицион — потрясающая акустика здания. Поэтому здесь проводится не только церковная деятельность, но и концерты камерной и органной музыки. Расписание концертов всегда вывешивается у входа в церковь.
Особенно эаккустика здания ощущается в звучании органа. Создаётся впечатление, что звучит всё здание, и ты сам становишься частью звука.
С двух сторон от входа в церковь, выходы на лестницы, ведущие в крипту
В центре зала крипты — балдахин, под которым почившая Мария.
Скульптура сделана из вишнёвого дерева, а руки и лицо из слоновой кости.
С купола балдахина на мать смотрит мозаичное изображение Иисуса. А вокруг в медальонах изображения шести ветхозаветных женщин.
Ева (Хава) — первая женщина, сестра Моисея Мирьям, прабабушка царя Давида Руфь (Рут)
И ещё три женщины, о которых нужно рассказать отдельно.
Та, которая на фото справа, которая с головой — Юдифь (Юдит). Израильский город, где она жила, был осаждён ассирийским войском. Юдит предложила командиру ассирийцев Олаферну ночь любви. Но когда, но уснул, его же мечом осекла его голову, которая уже утром висела на воротах осаждённого города.
Вторая (которая посредине, с молотком и колком в руках), Яэль (Иаиль) совершила подобный подвиг для спасения родного города. С той разницей, что орудием убийства врага стал колок от шатра, вбитый в его голову. Как тут не воскликнуть: «Есть женщины в еврейских селеньях».
С третьей дамой связана история настолько знаковая, что рискну сделать отступление от рассказа о церкви. Её зовали Батшева (Вирсавия). Однажды царь Давид, отдыхавший на крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся женщину. Будучи очарован её красотой, он послал узнать кто она. Доложили, что она жена командующего войском Давида, Урии. Однако в это время Урия был на войне, а страсть Давида была столь сильна… И Вирсавия забеременела. Чтобы скрыть, совершённое, Давид вызвал Урию с войны, и предоставил ему ночь с женой. Однако утром обнаружил Урию, спящего под дверью комнаты Вирсавии. Честный Урия объяснил, что не может лежать с женой, в то время, когда его солдаты сражаются на войне. Оставалось одно. Давид отпустил Урию на войну, но дал указание надёжным людям, сделать так, чтобы Урия с войны не вернулся. И Вирсавия благополучно родила Давиду сына, который позднее стал царём Соломоном.
Вокруг балдахина со скульптурой Марии, шесть капелл подаренных церкви разными странами.
Капелла — подарок Венгрии
Подарок Австрии
Интересная капелла, подаренная государством Кот д’Ивуар (Берег Слоновой кости). Её декор сделан из чёрного дерева и слоновой кости. Увы, сегодня основная часть декора разобрана. Надеюсь, что только на реставрацию.
В канонических Евангелиях ничего не сказано о смерти и вознесении Марии. А вот в апокрифах эта тема описывается достаточно подробно. Согласно этим описаниям, Мария была заранее предупреждена архангелом Гавриилом, что близится час, и сын ждёт её на небесах. На прощание с ней прибыли все апостолы.
Я уже писал о великолепной акустике верхнего зала церкви. Можно добавить то, что крипта — часть этой акустической системы. И всё звучащее наверху, так же хорошо слышно в крипте.
И ещё один совет. Немного не обычный. Побывав в церкви Дормицион, спуститесь здесь в туалет. Даже если у вас нет в этом потребности в данный момент.
Дело в том, что здесь вы сможете увидеть раскопанные фундаменты византийской церкви Агия Цион, стоявшей когда то на этом месте.
Будучи в Иерусалиме, обязательно посетите церковь Дормицион — замечательный образец церковной архитектуры начала 20 века.