Эти два здания стоят в центре Иерусалима, на пересечении улиц King George и Gershon Agron. Однако видны они даже от стен старого города.
Эти два здания стоят в центре Иерусалима, на пересечении улиц King George и Gershon Agron. Однако видны они даже от стен старого города.
То, что с куполом — «Гейхал Шломо» (Дворец Соломона), было построено в 1958 году, для размещения главного раввината, и раввинатского суда. Кроме того, в нём находится синагога «Ренаним», куда был перевезён уникальный Арон а-кодеш (шкаф, в котором хранятся свитки Торы) из итальянского города Падуи. В 1992 году, раввинат и суд переехали в новое здание, а в Гейхал Шломо разместился музей еврейского искусства, где можно видеть экспонаты, привезённые из еврейских общин всего мира, и еврейская религиозная библиотека с десятками тысяч томов. Здание названо именем Шломо Вольфсона — мецената финансировавшего его строительство.
К началу восьмидесятых годов, синагога в Гейхал Шломо перестала вмещать всех приходящих туда. Особенно в Шаббат и в праздники. И в 1982 году, рядом была построена Большая Иерусалимская синагога. Она посвящена памяти погибших в Холокосте, и в войне за Независимость Израиля в 1948 году. Архитектура фасада здания напоминает Второй Иерусалимский Храм.
Элемент в верхней части фасада символизирует две Скрижали Завета, а главный вход напоминает Хошен (Нагрудник Первосвященника).
Эта синагога построена как театр или концертный зал. Через главный вход, посетитель попадает в просторный вестибюль.
Здесь можно осмотреть уникальную коллекцию мезУз. Это амулеты-обереги, содержащие в себе свиток пергамента, с молитвой «Шма Исраэль».
Согласно правилам иудаизма, мезузы должны быть установлены на косяках всех дверей, каждого еврейского дома. Эту коллекцию — одну из самых больших в мире, семья Розенбаум собирала более 50 лет, а затем передала в дар синагоге.
Из вестибюля, по красивой лестнице можно подняться в зал для мужчин,
и далее на два яруса галерей,
предназначенных для женщин.
Зал имеет 1400 мест. Можно особенно отметить великолепную акустику этого помещения, благодаря которой, здесь в полной мере раскрывается красота канторского пения (хазанута).
Главное украшение зала — центральный витраж, с метафорическим изображением разных аспектов духовной и бытовой жизни евреев.
Он создан, швейцарской художницей Региной Хайм.
Боковые стены украшены многочисленными витражными окнами на темы эпизодов из ТАНАХа (Библии) и еврейских праздников. Их создатель, и он же автор проекта всего здания Александр Фридман.
Ещё одно украшение синагоги — трёхтонная люстра.
В центре зала находится БИМА — возвышение, с которого читается Тора.
В задней части зала — неизменная принадлежность любой синагоги — полки с книгами.
Дело в том, что иудаизм, в отличие от других религий, отрицает возможность молитвы по слуху (повторяя вслед за кем-то) или молитвы по памяти. Требует читаемую молитву видеть. Т. е. буквально читать. Ведь и слух и память могут подвести. Можно что-то не правильно услышать, тем более не правильно запомнить. Молитва — же требует точности и в духе и в букве. Это правило стало основой стереотипа о грамотности и мудрости евреев. Ведь благодаря этому, начиная с древних времён, среди евреев, была практически поголовная грамотность (как минимум умение читать), в том числе среди женщин. Интересно, что в произведениях классиков еврейской литературы видно, что грамотность человека очень почиталась даже в чисто бытовых вопросах. Например, в выборе жениха для дочери, грамотность была большим плюсом.
В каждой синагоге есть шкафчик с молитвенными принадлежностями для людей оказавшихся здесь, не имея их при себе.
Это прежде всего молитвенное покрывало талИт (в идышской транскрипции «тАлес»). Прямоугольное белое полотнище с синими или чёрными поперечными полосками с двух сторон, и нитяными кистями «цицит» по углам. Именно талит стал прообразом флага Израиля. Евреи молятся, покрыв талитом свои плечи, а иногда и голову. Иногда можно видеть, как особо верующие накрываются талитом уже на улице по дороге в синагогу. Особенно в шабат.
Кроме того, к молитвенным принадлежностям относятся тфилИн -чёрные кожаные контейнеры, чёрными — же кожаными ремешками, перед молитвой крепящиеся на лоб и на левую руку, во все дни, кроме шабата и праздников. Внутри вложены кусочки пергамента с текстом главной еврейской молитвы «Шма Исраэль» — «Слушай Израиль» — Господь наш Бог, Господь один… Тфилин символизируют помещение слова Господня в уме и в сердце. В ортодоксальном иудаизме, талит и тфилин используют только мужчины. В реформистском, и женщины тоже.
Ещё один атрибут, имеющийся в каждой синагоге внушительное кресло. Его называют «кресло пророка Элиягу» (Илии). На него садится сандАк — человек (чаще всего дедушка) который во время обряда обрезания держит на руках ребёнка.
В цокольном этаже синагоги есть ещё маленький зал для молитв и несколько Батэй Мидраш — классов для изучения Торы.
Думаю, что сегодня все знакомы с правилом, что мужчины могут входить в синагогу только с покрытой головой (в противоположность церквям). В отношении женщин правила демократичнее. Хотя теоретически каждая замужняя женщина обязана прятать все свои волосы под платок или другой головной убор, если женщина войдёт в синагогу с непокрытой головой никаких претензий к ней не будет.
Свободное посещение этой синагоги каждый день утром.