Есть на нашей планете места, обладающие для многих людей исторической и культурной ценностью, независимо от места жительства и вероисповедания этих людей. Среди них — места, связанные с жизнью Иисуса из Назарета — Иисуса Христа. Одна из таких христианских святынь — Гефсиманский сад.
Десант туристов, высадившийся из автобуса, под чётким контролем гида двигался вперёд. Прежде, чем мы добрались до Гефсиманского сада, пришлось прошагать мимо каменных заборов по накалённой солнцем дороге, где помимо паломников хватало места для торговцев всякими безделушками
1
и припаркованных автомобилей.
Казалось, что на закованной в камень земле, нет места никаким деревьям. Но вот впереди показался францисканский флаг с Иерусалимским крестом, который часто называют крестом паломника. Среди различных толкований символики креста паломника самым древним является: большой крест — это собственно крест, на котором был распят Христос, четыре малых креста — это гвозди, которыми он был прибит к кресту. Под флагом долгожданный вход в Гефсиманский сад.
1
Над входом находится изображение еще одного иерусалимского креста и надпись на латыни «Hortus Gethsemani» («Гефсиманский сад»). Чуть ниже её табличка с надписью на трёх языках: английском, иврите и арабском, говорящая о том, что это святое место, где начались Страсти Христовы.
1
Надпись на латыни встретится в саду еще раз.
1
Дело в том, что территория Гефсиманского сада принадлежит ордену францисканцев с 1681 года. В 1848 году его обнесли оградой, а современная каменная ограда появилась в 1959 году.
Большая часть Масличной горы поделена между различными христианскими конфессиями, в основном Греческой Православной, Римской Католической, Армянской. Есть большой участок, принадлежащий Русской Православной Церкви. Для меня это было несколько странно.
Первые впечатления от Гефсиманского сада были противоречивые. С одной стороны, отрадно посетить известное библейское место, с другой стороны, до посещения мне сад представлялся огромным, а здесь всего восемь деревьев.
1
Хотя, если честно признаться, они впечатляют. Покрытые серой, морщинистой корой, с кривыми растущими во все стороны ветвями.
3
Некоторые из них огорожены подпорками.
1
А ведь когда-то на Масличная гора была сплошь покрыта оливковыми деревьями, за что и получила своё название. Место было тихое, уединенное, где не раз бывал Иисус со своими учениками и в тяжелый час именно сюда направил свои стопы Спаситель.
Борис Пастернак в 1949 году написал стихотворение «Гефсиманский сад», созвучное настроению многих бывавших в саду:
«Мерцаньем звезд далеких безразлично
Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.
Лужайка обрывалась с половины.
За нею начинался Млечный Путь.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.
В конце был чей-то сад, надел земельный.
Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: «Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со мной».
Тема Гефсиманского сада широко представлена в изобразительном искусстве, художники различных времён и национальностей создали сотни полотен, посвященных пребыванию Иисуса в Гефсиманском саду. Мне более других нравится гравюра «Молитва Христа в Гефсиманском саду» Поля Гюстава Доре (1832–1883), созданная в 1866 году.
Черно-белое изображение тем не менее содержит внутреннюю напряженность. Ведь еще немного и случится страшное.
Вот как это видел российский поэт Алексей Николаевич Апухтин (1840 — 1893) в стихотворении «Моление о чаше»:
«В саду Гефсиманском стоял Он один,
Предсмертною мукой томимый.
Отцу всеблагому в тоске нестерпимой
Молился страдающий Сын…
Но было все тихо во мраке ночном,
Но спали апостолы тягостным сном,
Забыв, что грозит им невзгода;
И в сад Гефсиманский с дрекольем, с мечом,
Влекомы Иудой, входили тайком
Несметные сонмы народа!»
На маленьком пятачке современного сада вряд ли уместилась толпа народа. Зато среди оливковых деревьев я увидел плиту на которой на английском и немецком языках выбиты два текста: из Евангелия от Матфея, глава 26:39, и молитвы, обращенной к Иисусу.
На русском языке цитата из Евангелия звучит так:
«Отче Мой! если возможно, да минует
Меня чаша сия; впрочем не как
Я хочу, но как Ты.»
Эта молитва Христа носит название «Моление о чаше».
Через сад туристов проводят побыстрее, своеобразный конвейер для доставки людей к Церкви всех наций, видной через деревья.
3
Чтобы не мешать друг другу, группы идущие к церкви идут по левой стороне сада, обратно по правой стороне сада, который отделён от проходящих оградой.
3
Оливковые деревья — одна из самых популярных культур Средиземноморья, известной и культивирующейся за несколько тысячелетий до Рождества Христова. Считается, что первым деревцем, выросшим после потопа, было оливковое. Сначала в голове не укладывалось, что этим оливам больше двух тысяч лет и их видел Иисус, как повествовала нам гид. Но в наш просвещенный и продвинутый век всё пытаются проверить, перепроверить и просчитать. Согласно научным данным, возраст маслин различен, но самой старшей не более тысячи лет. При этом, все они произошли от одного родительского дерева. В этом нет ничего удивительного, еще Геродот рассказывал как «Оливковые деревья начисто сожгли и уничтожили персидские варвары. Однако уже на следующий день люди увидели, что из оливкового пня появился росток, а ещё день-другой спустя, этот росток достиг длины локтя».
Не зря существует пословица:«Олива из земли всегда прорастет».
Глава францисканцев на Святой Земле прокомментировал научные открытия следующим образом, что мол все деревья современного Гефсиманского сада произошли от того дерева, под которым молился Иисус Христос. Красивая версия и совпадает с научной точкой зрения. Только остаётся не проясненным один вопрос. Олива является двудомным растением: при посадке в каждую ямку сажают два растения: женскую и мужскую особь для опыления. Какие деревья растут в Гефсиманском саду?
6
Маленькие размеры сада
3
можно объяснить не только делёжкой Масличной горы между конфессиями, но и варварским отношением различных завоевателей к зелёным садам.
Не только про Масличную гору, про деревья Иерусалима написал стихи поэт Ури Цви Гринберг (1896 -1981), но вслушайтесь в строки:
«То Город Твой, Твоих деревьев стон
-Враги их вырубали на закланье».
Среди вырубщиков садов были римские легионы под предводительством Тита во время осады Иерусалима в 70 году, затем римляне под руководством другого римского императора строили в 135 году на месте Иерусалима город Элия Капитолина и опять деревья попали под раздачу. А затем арабы постарались. Но сад выжил несмотря на всё.
4
Второй раз в сад мы попали на обратном пути после посещения Церкви всех наций.
2
Экскурсовод по головам пересчитала группу и мы отправились дружно к автобусу. А на всех нас смотрел задумчиво из двери строения на территории сада местный обитатель. Каждый день смотреть на массу проносящегося мимо народа с фотоаппаратами и видеокамерами — можно философом стать.