В самом центре Старого города Иерусалима, на пересечении улиц а-Гай и Виа Долороза, есть необычное здание. Те, кто не знает о нём, проходят мимо. А, ведь Виа Долороза, почитаемую христианами, как путь Иисуса Назаретского, от места осуждения Пилатом, к месту казни, не минуют ни туристы, ни, тем более, паломники.
Но, стоит подняться на крыльцо, нажать на кнопку звонка, и зажужжит замок, и откроется дверь, с шумного восточного базара, прямо в центр Европы.
Ведь за дверью находится островок Австрии. Или, как это место называется официально «Австрийский хоспис имени Святого Семейства».
1
Нашего современника может смутить, и даже испугать, слово «хоспис» в названии учреждения. Не волнуйтесь и не пугайтесь. Никаких смертельно больных там нет. А слово «хоспис», в старину означало «странноприимный дом». Или попросту гостиницу для паломников.
К середине XIX века, начался массовый переход мореплавания с парусных судов, на пароходы. Это значительно облегчило возможность добираться из Европы на Святую землю. Поток прибывающих сюда людей значительно увеличился. Это увеличило заинтересованность европейских государств, в том, чтобы предоставлять здесь услуги своим подданным. Первыми это удалось сделать австрийцам. Благодаря личной дружбе императора Австро-Венгрии, Франца Иосифа, с турецким султаном, им удалось обойти османский закон, разрешающий владение недвижимостью на территории Османской империи, только подданным султана. Было решено построить в центре Иерусалима хоспис,
1
и в нём же, разместить, резиденцию австрийского консула. В то время, в окрестностях купленного австрийцами места, было разбросано много камней, от разрушенной еще римлянами в 70 г. н. э., второй городской стены. Именно из этих камней, собираемых на месте, и перетёсываемых заново, сооружалось здание. И всё же, из-за нехватки стройматериалов, строительство ограничилось двумя этажами, вместо запланированных трёх. Хоспис был открыт в 1854 году. А третий этаж, был достроен значительно позднее — уже в двадцатом веке. И это явно видно в его архитектуре.
Интерьер так же значительно отличается от остальных этажей
1
1
Сегодня, хоспис работает, как обычная гостиница.
1
А ещё, здесь можно отдохнуть от жары, шума и суеты восточного базара.
1
Очень рекомендую здешний кафетерий, устроенный по образцу венских кафе.
Здесь тихонько играет музыка Моцарта, Штрауса, Листа и т. д.
Здесь можно выпить чашечку замечательного кофе, полакомиться венским яблочным штруделем или тортом «Захер» (который в своё время, будучи скопирован в СССР, выпускался там под названием «Пражский»).
1
1
А можно перекусить чем-то более существенным. Например, венским шницелем или венгерским гуляшем.
1
1
Есть у кафетерия столики и во дворе.
2
1
Гравюрные портреты императора Франца-Иосифа и кайзерины, его супруги Елизаветы Баварской (Сиси)
Ещё одна аттракция — домашняя церковь заведения — капелла. В ее алтаре — образ Святого семейства.
1
1
По периметру стен — иконы с номерами — они посвящены остановкам Крёстного пути (Виа Долороза).
1
На левой стене, большая роспись, изображающая императора Франца Иосифа, указывающего рукой на Иерусалим, над которым восходит солнце. Он, в числе других европейских монархов XIX века, мечтал о новом Крестовом походе, на этот раз мирном, который вернёт христианам власть над иерусалимскими святынями. Император изображён без короны на голове. Как бы повторяя слова командира первого Крестового похода, герцога Бульонского «Я не могу надеть корону в городе, где был надет терновый венец на голову Спасителя». Однако короны на картине присутствуют. И даже две (Австрии и Венгрии). Их преподносят императору представители народов Австро-Венгрии склонившиеся перед ним справа. Слева, перед ним преклонили колени, представители средневековых крестоносцев.
1
Любопытна так же, находящаяся на стенах коридора второго этажа, галерея портретов, представителей династии Габсбургов, начинающаяся портретом самого Франца-Иосифа, написанным с натуры в этом же здании.
1
Ну и конечно подняться (можно на лифте) на третий этаж, откуда несколько ступенек лестницы ведут на крышу, откуда открывается потрясающий вид на Старый город и его окрестности.
1
Это просто живая иллюстрация к стихотворению Ивана Бунина, написанного в 1907 году, под впечатлением вида с одной из соседних крыш.
«…В полдень был я на кровле. Кругом,
Подо мной,
Тоже кровлей, — единой, сплошной,
Жёлто-розовой, точно песок, — возлежал
Древний город и зноем дышал.
2
2
Одинокая пальма вставала над ним
На холме опахалом своим,
И мелькали, сверлили стрижи тишину
И далёко я видел страну.
1
Морем серых холмов расстилалась она
В дымке сизого мглистого сна.
И я видел гористый Моав, а внизу —
Ленту Мёртвой воды, бирюзу. …»
2
Вход, для тех, кто не живёт в хосписе, открыт с 10 утра до 19 вечера. Для этого, нужно только позвонить в звонок на двери. Решётка, находящяяся за дверью отпирается одновременно с дверью. В те-же часы работает и кафетерий и выход на крышу.