В Иерусалиме много интереснейших и важнейших достопримечательностей, замечательных музеев. Я хочу рассказать об одном из них, не так хорошо известном, как он это заслуживает. Это Иерусалимский музей исламского искусства.
В Иерусалиме много интереснейших и важнейших достопримечательностей, замечательных музеев. Я хочу рассказать об одном из них, не так хорошо известном, как он это заслуживает. Это Иерусалимский музей исламского искусства.
Поскольку в нём, кроме основной экспозиции, есть отдел, с уникальной коллекцией старинных часов, а так же экспонировалась очень интересная временная выставка «Кофе. Восток и запад», то мне пришлось условно разделить рассказ на три части. Кроме этого, в моём повествовании будет и совершенно удивительный, реальный детективный сюжет, без которого рассказ об этом музее будет не полным.
Иерусалимский музей исламского искусства был открыт 1974 году, стараниями Веры Брайс Саломонис — специалистки по исламской истории, замечательной собирательницы предметов древности.
Этот музей она посвятила своему учителю Лео Арье Майеру — профессору, исследователю исламского искусства, в сороковых годах работавшего ректором Еврейского университета. Основу экспозиции составили переданные музею предметы из коллекции отца госпожи Саломонис - известного британского адвоката еврейского происхождения, сэра Давида Лионела Саломониса.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Исламское искусство
Восток! Тебе на лоне Абраэма
Отверсты горние, сапфирные врата,
И вечный цвет любви под пальмами Эдема
Готовит сладкие объятья и уста . (А. Вельтман)
Первый зал музея вводит посетителя в тему ислама, рассказывая о его истории, объясня его основные понятия. Здесь представлены образцы оформления Корана, элементы интерьера мечетей.
Освещены темы исламской посуды, каллиграфии, музыкальных инструментов, шахмат, образцы научных исследований.
Здесь же представлен уникальный «Клад Харари». Эти двадцать серебряных предметов утвари XI — XII веков были найдены на севере Ирана. Они находились в большом глиняном сосуде. По всей видимости, древний торговец, в силу каких-то причин, был вынужден припрятать свой товар. Различные предметы изготовлены из серебра в провинции Хоросан на востоке Ирана. Уникально в этом кладе то, что предметы изготовлены с соблюдением мусульманских традиций - украшение текстами, растительными орнаментами, арабесками, птицами. При этом использованы не традиционные для ислама сплавы меди (латунь, бронза), а серебро.
Дальнейшая экспозиция музея занимает ещё 9 залов, где исламское искусство систематизировано по хронологии и по странам.
Мусульманская цивилизация начиналась с неграмотных бедуинов. Даже сам Пророк Мухамад, согласно Корану, был неграмотен. Но по мере своих завоеваний, ислам впитывал знания и культуру других народов, создавая свою цивилизацию. Коран содержит много еврейских и христианских материалов. Это хорошо видно и в раннем исламском искусстве. В нём отразились опыт Византии, коптов и других христианских народов.
С предметов искусства просто убирались изображения людей и другая, чуждая исламу, символика.
В ранних мусульманских ювелирных изделиях явно прослеживаются формы и мотивы византийского искусства.
В средневековых мусульманских странах развивается техника художественного литья, украшающего различные бытовые предметы — масляные лампы, дверные ручки, краны.
Высокого уровня достигает искусство изготовления керамических плиток. Они становятся одним из главных элементов исламской архитектуры. Плитками украшаются, как интерьеры, так и экстерьеры зданий.
Очень интересна витрина, с созданными в Египте около XI века, игрушками. Куколки, выполненные резьбой по кости, и бронзовый кролик со свиным рыльцем.
Здесь представлены образцы изделий средневековых ювелиров.
Очень интересные образцы посуды.
Чаша. XIII век. Египет или Сирия. Латунь с серебряной инкрустацией и гербом Хюго IV Лузиьняна (короля Кипра).
Невероятно красивая чаша на ножке. IX век. Сирия. Роспись цветной эмалью и золотом по цветному стеклу.
В XVI веке на территории Индии возникает империя Великих Моголов. Их искусству посвящен отдельный зал.
Пороховницы XVI–XVII века. Из морской ракушки и из резной слоновой кости.
Окна дворцов из провинции Гуджарат XVIII — XIX век. Резьба по тиковому дереву.
Совершенно великолепны образцы ювелирных изделий.
Портрет властителя моголов выполнен в уникальной технике — акварельной живописи по пластинке из слоновой кости.
Искусство Османской империи очень разнообразно. Особо можно отметить ювелирные изделия и расписную керамику.
Оказывается, в Османской Турции ювелирным изделием могла быть и обувь. Удивительные тапочки для хамама, выполненные из серебра в технике филиграни.
И, конечно, несравненная турецкая керамика.
Последний зал посвящен искусству Ирана.
Часто вызывает удивление множество украшений, которые надевали на себя мусульманские женщины. Этому есть объяснение. Драгоценности были, по сути, страховым полисом женщин. Ведь в исламе, развод очень прост. Достаточно мужчине произнести специальную формулу, и женщина должна покинуть дом мужа. Интересно, что развод не может быть дан во время месячных жены. Во владении жены остаётся то, что надето на ней, и прежде всего - украшения. Поэтому, часто украшения очень массивны.
Особо нужно отметить иранские миниатюры
и рукописные иллюстрированные книги.
В экспозиции музея представлена рукописная книга конца XVII века. Это поэма - классика персидской поэзии Низами «Хосров и Ширин». Книга написана на персидском языке буквами иврита. Она содержит более 20 иллюстраций
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Коллекция часов.
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед (А. С. Пушкин)
Носить карманные часы Бреге — все равно, что носить ум гения в собственом кармане. (Давд Лионел Саломонис).
Как я писал в начале, кроме исламского искусства, в музее экспонируется уникальная коллекция часов, музыкальных шкатулок и другой механики XVIII — XIX веков. Коллекция была собрана отцом основательницы музея - сэром Давидом Лионелом Саломонисом. Она одна из известнейших в мире.
Сэр Давид Лионел Саломонис.
Многие из более двухсот её экспонатов - уникальны. И, прежде всего, жемчужина коллекции — часы, изготовленные знаменитым мастером Абрахамом-Луи Бреге (Breguet) для королевы Франции Марии Антуанетты. Во всемирном рейтинге сложности часов они занимают пятое место и сегодня оцениваются в 30 млн. долларов.
Изготовление этих часов заняло более 30 лет. К тому времени, как они были готовы, заказчица давно уже окончила свою жизнь на гильотине. Скончался и мастер Бреге. Завершал работу его сын.
По количеству выполняемых функций, этот механизм сопоставим с современными электронными приборами. Уникален и дизайн. Детали часов изготовлены из розового золота и воронёной стали. Опоры осей выполнены из сапфира.
А теперь, прежде, чем показать другие экспонаты, необходимо рассказать обещанную детективную историю.
Летним утром 1983 года, пришедшие на работу сотрудники музея, обнаружили, что оконная решётка срезана, система сигнализации нейтрализована и из музея похищены более сотни редчайших экспонатов. В том числе и часы Марии Антуанетты. Под подозрение полиции попал известный вор-рецидивист Нааман Диллер. Однако, он предоставил неопровержимое алиби в виде загранпаспорта со штемпелем, указывающими на то, что во время совершения этого преступления он находился заграницей. Много лет следствие не давало никаких результатов. Работники музея уже свыклись с мыслью, что уникальные экспонаты утрачены безвозвратно. А часовая фирма Breguet приняла на себя фантастический вызов! Они решили попытаться создать копию этого шедевра, руководствуясь чертежами, рисунками, описаниями самого мастера, хранившимися в архиве фирмы. Но в 2006 году анонимная женщина через посредника представила антиквару для оценки несколько старинных часов. Тот опознал в них похищенные из музея экспонаты. Следствие сдвинулось с места. Выяснилось, что кражу совершил, попавший в начале следствия под подозрение, Нааман Диллер. Представленный им, в качестве алиби, загранпаспорт был фальшивый. В 2004 году вор умер от рака. Но перед смертью рассказал о краже жене. Часть из украденных вещей хранились в банковских ячейках в Европе и в США, часть, в винном погребе в Рамле (в центре Израиля). Большие часы были разобраны и спрятаны в упаковках от лекарств, сладостей, игрушек. К ним были приложены клочки бумаги с инструкциями по сборке. В музее представлен стенд с этими тайниками и инструкциями.
Три года потребовалось сотрудникам музея и приглашённым мастерам, чтобы привести коллекцию в порядок. Посетители музея вновь получили возможность любоваться этими шедеврами человеческой мысли и мастерства. К тому времени специалистам фирмы «Breguet» уже удалось изготовить копию часов Марии Антуанетты, и она была продана на аукционе за 3 млн долларов. По ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=m-x9mOdc1l8 можно посмотреть ролик о церемонии презентации копии и рассказ о ней (это занимает несколько минут).
Но вернёмся в музей. Первое, что обращает на себя внимание — дизайн зала. В полной темноте сияют витрины с экспонатами.
Среди карманных часов — приборы работы Бреге и других европейских мастеров XVIII — XIX веков. Кроме потрясающего дизайна, их отличает сложность конструкции механизмов, позволяющих использовать всевозможные функции.
Представлены часы, встроенные в ювелирные украшения.
Часы-перстень, украшенные жемчугом и часы, встроенные во флакончик для духов.
Часы в браслете. По вызову из-под крышки появляется механическая поющая птичка.
Очень интересны шкатулки, музыкальные ящики, другие механические автоматы.
Отдельная витрина представляет точнейшие навигационные приборы, карманные и стационарные хронометры, секстанты, астролябии.
В экспозиции множество стационарных (настольных, настенных, каминных, каретных, напольных) часов.
Для меня, как для человека в ранней молодости более 10 лет посвятившего ремонту часов, в том числе антикварных, были очень интересны механизмы, в которых использованы необычные принципы.
Эти часы, получают энергию, необходимую для их работы, от движения металлических шариков по серпантину на наклонной плоскости .
А эти часы питаются энергией от качения самого механизма по наклонной плоскости.
В XIX веке турецкие султаны заказывали для себя часы у европейских мастеров. В стамбульском дворце Долмабахче они представлены в специальном павильоне. Есть такие часы и в Иерусалиме.
Часы с портретом султана Абдулхамида.
Прощаясь с галереей часов, вы проходите мимо огромного механизма башенных курантов, изготовленных в начале 20 века в Рекклинхаузене (Германия). Они отбивают часы, четверти часа и мелодиют «Аве Мария».
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Временная выставка «Кофе. Восток-запад»
О напиток несравненный,
Ты живешь, ты греешь кровь,
Ты отрада для певцов!
Часто, рифмой утомленный,
Сам я в руку чашку брал
И восторг в себя впивал.
(Вильгельм Кюхельбекер)
Есть в музее исламского искусства залы для временных экспозиций. Во время моего посещения (последний день 2021 года) здесь проходила выставка «Кофе. Восток и запад»
На выставке отлично показан путь кофе от гор Эфиопии
через восток
в страны Европы. Здесь напиток не всегда воспринимался положительно. Например, в Англии в XVII веке, даже появилось движение женщин против кофе. В экспозиции есть плакат, изданный в 1674 году.
Это петиция против кофе. Британских дам возмущало, что их мужья часами просиживают в кофейнях, употребляя этот ужасный напиток, ведущий, как они считали, к болезням, и в первую очередь, к импотенции. И поэтому, по их мнению, это зелье необходимо было запретить.
В начале 20 века в Италии были изобретены кофемашины. Качество и доступность напитка вышли на новый уровень. Хотя первые машины скорее напоминали паровые котлы, они постепенно начали принимать знакомый нам облик.
На выставке показана посуда для подачи кофе разных стран и периодов, домашние приспособления для обжарки, размола и варки кофе
Надеюсь, что мой отзыв даст вам представление об этом необычном музее.
Иерусалимский музей исламского искусства им Л. А. Майера находится по адресу ул. Ha Palmah 2, рядом с иерусалимским театром.
Время работы: с воскресенья по среду с 10:00 до 16:00
по четвергам с 10:00 до 19:00
по пятницам с 10:00 до 14:00
по субботам с 10:00 до 15:00