На берегу реки Хадера, что протекает недалеко от одноимённого города, в месте её впадения в Средиземное море обустроен очень приятный парк — Нахаль Хадера.
На берегу реки Хадера, что протекает недалеко от одноимённого города, в месте её впадения в Средиземное море обустроен очень приятный парк — Нахаль Хадера.
Красиво звучащее название в переводе на русский язык означает просто — река Хадера.
Хадера — один из немногих в стране не пересыхающих водных потоков, стекающий с гор на севере Иудеи.
Парк Нахаль Хадера устроен Еврейским национальным фондом ККЛ («Керен Каемет ле-Исраэль») совместно с Электрической компанией «Хеврат ха-Хашмаль». И участие электрической компании не случайно — парк расположился непосредственно у крупнейшей электростанции Израиля «Орот Рабин» (Огни Рабина) и самым тесным образом с ней связан.
Современное название электростанция «Орот Рабин» получила в честь премьер-министра Израиля Ицхака Рабина, погибшего в 1995 году. До этого она носила имя Маор Давид в честь легендарного председателя профсоюза работников электрической компании «Хеврат Шамаль» Давида Шифмана.
Парк задумывался как часть проекта строительства электростанции — русло реки необходимо в качестве отводного канала для сброса морской воды, используемой для охлаждения турбин.
Вода, уходящая по трубам после охлаждения турбин, попадает в реку разными способами. Например, с помощью вот такого фонтана.
Скульптуры вокруг фонтана были выполнены скульптором из посёлка Эйн Кармель.
А ближе к устью даже есть целый водопад, который из-за того, что вода здесь зимой намного теплее, привлекает акул. У акул сложилась некая ежегодная традиция появляться в этом районе в холодное время года, когда море остывает. Здесь видели песчаных и сумеречных акул, не представляющих опасности для людей. А это в свою очередь привлекает съемочные группы и научные экспедиции.
Но мы, как ни старались, акульих плавников не увидели…
Берега соединяет изящный струнный мост «Арфа».
Должна сказать, что нам повезло — обычно на мосту находится много народу, но мы гуляли по парку во время дождя и к мосту подошли в редкие минуты затишья.
Проектирование моста началось в 2012 году по заказу Министерства окружающей среды, в 2014 году мост был готов. На строительство было потрачено 7 млн. шекелей.
Мост был доставлен, как цельная конструкция, и для его установки потребовались два больших крана.
Немного сухих цифр: протяжённость моста 80 метров, высота моста в самой высокой точке около 13,5 метров.
Набережная тянется на полтора километра по обеим сторонам реки. С одной стороны вдоль асфальтированного променада, ведущего к пляжу, расположены беседки и скамейки.
У самого устья реки установлена ещё одна Арфа — символ этого места.
Насыпь на противоположном берегу, на котором построена электростанция — рукотворная, состоит из отходов каменного угля. Электростанция была задумана, как работающая на двух видах топлива — каменном угле и мазуте. Всё в зависимости от того, какой вид дешевле.
Для укрепления насыпи были высажены пальмы и различные другие растения.
Ещё при строительстве энергоблоков станции, работающих на каменном угле, была построена транспортная лента, уходящая далеко в море, дабы не разгружать корабли в порту Хайфы и не везти уголь поездами. Лента заканчивается разгрузочным пирсом с тремя огромными кранами для выгрузки угля.
В парке находится памятник Авшалому Файнбергу — одному из основателей еврейской разведывательной агентурной сети НИЛИ — организации, действовавшей в пользу Великобритании против Османской империи во время Первой Мировой войны.
Если пройти по тропинке, ведущей в противоположную сторону от моря, то окажешься в эвкалиптовой роще. Хадера, вообще, славится своими эвкалиптовыми рощами. Какую роль сыграло это дерево в истории города я рассказала в своей заметке
Эвкалиптовая роща появилась здесь в конце XIX века. Русло реки Хадера проходит по долине, которая раскинулась от южных склонов горы Кармель до Саронской возвышенности. Отсутствие высоких преград позволяет морским ветрам проникать вглубь побережья, нанося песок, и образовывать песчаные дюны. Эвкалипты останавливают этот процесс, а высаженные возле воды, они разрастаются в огромные деревья, что ещё больше способствует предотвращению распространения песчаных дюн.
В настоящий момент роща является частью прогулочной тропы, ведущей к исторической ферме Хефсиба. И мы пройдёмся по этой тропе.
Река Хадера здесь довольно полноводная и это в осенне-зимний период привлекает множество перелётных птиц.
Долгое время река Хадера была заболочена. Во время обустройства парка устье реки было расширено, очищено и защищено небольшой плотиной.
Далее тропа проходит под мостом трассы № 2. Приморское шоссе было пролжено в шестидесятые годы XX века. В настоящий момент здесь, вероятно, проходит реконструкция и ведутся строительные работы, поэтому проход несколько затруднён, но что же нас когда-либо останавливало! :)
Землю, на которой стоит ферма Хефциба, выкупил в 1890 году Йегошуа Ханкин — один из инициаторов проекта «Спасения земель», в рамках которого большие участки земли на территории Эрец-Исраэль выкупались у арабов с целью основать на них еврейские поселения. Коротко об этом я рассказывала в заметке о Хадере.
Название ферме дала жена Йегошуа, Ольга Ханкин, выбрав библейское имя Хефци-Ба, в переводе означающее «Желанная».
В 1906 году этот участок земли у Ханкина перекупил его друг Аарон Айзенберг и основал на нем ферму Хефциба. Она действовала до 1929 года.
В первые годы ферма была символом того, что в Израиле называют «афрахат ха-шмама» — заселение пустынного края, и превращение оного в цветущий сад. Первым делом здесь построили вот этот дом, «Бейт ха-Хава».
Справа — четыре комнаты, служившие жилым помещением для рабочих. В пристроенном здании слева был склад, конюшня, овчарня и коровник. Здесь же была столовая и «офис».