В своей заметке Бейт-Гуврин. Мареша — земля тысячи пещер я упомянула, что Национальный парк Бейт-Гуврин-Мареша имеет две территории. Одна — Южная — это древний город Мареша и его пещеры, вторая — Северная — остатки города Бей-Гуврин.
Пришло время рассказать о Северной стороне Национального парка.
Бейт-Гуврин, бывшая деревенька, после разрушения древнего Мареша взяла на себя функции крупного города на перекрёстке важных торговых путей из варяг в греки в Египет и Месопотамию. Город фигурирует в трудах Иосифа Флавия, сообщающего о вторжении и завоевании города римлянами в 68 году н. э.
В римскую эпоху город активно существовал и развивался, здесь строились великолепные здания.
Во время правления императора Септимия Севера некоторым общинам был присвоен статус полиса и Бейт-Гурвин был одним из них. Город начал чеканить свои собственные монеты и маркировать их новым официальным именем — Лючия Септимия Севера Элевтерополис, или сокращенно Элевтерополис (Город свободных).
От Бет-Гуврина отходили пять важнейших дорог, ведущих в Лод, Ашкелон, Газу, Хеврон и Иерусалим. Город контролировал территорию между Явне на западе и Эйн-Геди на востоке, от Латруна на севере до Беэр-Шевы на юге.
Аммиан Марцеллин, римский историк IV века н. э., упоминает Элевтерополис как один из «городов совершенства» на земле Израиля: «Палестина простирается на большую территорию и изобилует возделанными и ухоженными землями. Здесь также есть несколько великолепных городов, ни один из которых не уступает другим… Это Кесария, Элевтерополис, Неаполис (Наблус), а также Ашкелон и Газа, построенные в прежние времена».
Постепенно увеличивалось и еврейское население города. Здесь жили известные мудрецы, в том числе раввин Йонатан и раввин Иегуда Бен-Яаков. В III и IV веках Бейт Гуврин упоминается в Талмуде и Мидрашим (раздел устной Торы). Дополнительным свидетельством обоснования еврейского населения в этом районе являются остатки большого еврейского кладбища и надписи из синагоги.
В византийскую эпоху в Бейт-Гуврине было распространено христианство и город стал важным христианским центром и резиденцией епископа, поскольку по одной из версий здесь, в Мареша, родилась мать девы Марии — Анна. Была построена церковь св. Анны (я писала об этом в предыдущей заметке), а также наряду с этой церковью были построены ещё несколько церквей.
В то время Бейт-Гуврин являлся одним из пяти крупнейших городов на земле Израиля. На карте Мадабы, расположенной в церкви св. Георгия и датированной 542–570 годами н. э., Элевтерополис изображен как город-крепость с тремя башнями, извилистой улицей с колоннадой в центральной части и важной базиликой.
Судя по всему, Элевтерополис, он же Бейт-Гуврин, изображен в маленьком аппендиксе, чуть выдающемся в белое поле несохранившейся мозаики. Вон там, под цифрой «12». Карта расположена под непривычным нам углом (горизонтально, а не вертикально), поэтому пришлось ориентироваться по современной карте. Но, если опираться на описание, то это — он (специально с лупой рассматривала). Фото из интернета
После того как город захватили крестоносцы, его снова переименовали — на этот раз в Бетгибеллин. Он стал небольшим, но достаточно хорошо укрепленным городом. Со всех сторон его окружали сельскохозяйственные угодья.
До войны за Независимость здесь существовало арабское село Бейт Джибрин.
Все флаги в гости к нам... :) Практически все представители народов, когда-либо проживавших в Бейт-Гуврине, встречают посетителей.
Вообще, городу несказанно везло с переименованиями! Его арамейское название Бет Габра, сохраненное географом Птолемеем в греческой вариации Βαιτογάβρα (Байтогабра), переводится как «дом сильного человека» или «дом могущественного». Иосиф Флавий в своей книге «Иудейская война» упомянул о городе, как о Бегабрис. В 393 году н. э. город назывался Бейтогабри. В Талмуде, составленном между III-м и IV-м веками, он был известен своим нынешним именем — Бейт-Гуврин. Ну, а об остальных названиях я вам уже рассказала.
В июне 1948 года египетская армия захватила здание британской полиции, которое было выстроено в Бейт-Гуврине в начале Второй Мировой войны. В октябре 1948 года территория была отвоевана Армией Обороны Израиля. На близлежащих землях возник кибуц Бейт-Гуврин. А в 1993 году территория Мареша-Бейт-Гуврин была объявлена национальным парком.
Итак, приступим к осмотру. Эта часть парка имеет две большие достопримечательности — древнеримский Амфитеатр и крепость крестоносцев.
Схема парка
Каждая из этих достопримечательностей заслуживает отдельного рассказа и сегодня мы в гостях у древних Римлян.
1
Амфитеатр — первое, что вы видите, попадая на территорию. Это единственный амфитеатр в Израиле.
— Стоп! — скажете вы, — А как же Кесария, Бейт-Шеан, Ципори?! А там находятся не амфитеатры! Это самые, что ни на есть — театры!
— Какая разница? — спросите вы. Разница, как раз, есть. Приставка «амфи» означает «круглое, вокруг», то есть «амфитеатр» — сооружение, где сцена или поле для представлений (гладиаторских боёв) окружены местами для зрителей со всех сторон. Театр же представляет собой полукруг.
1
В амфитеатре важно действие, в то время как в театре — акустика.
В амфитеатре проводились преимущественно спортивные (если это можно так назвать) мероприятия (аналог сегодня — стадион), в театре представлялись спектакли. В общем, ничего не изменилось с тех пор:).
Амфитеатр был построен здесь после восстания 132–134 годо в. н. э. под руководством Бар-Кохбы, когда римская армия стояла в окрестностях Бейт-Гуврина и данное сооружение было типичным для военного города. На арене амфитеатра проводились гладиаторские бои, спортивные состязания и сражения с дикими животными.
1
А вы знали, что слово «арена» происходит от латинского слова, означающего «песок», так как площадь была покрыта песком, чтобы впитать кровь бойцов?
2
Трибуны амфитеатра имели от 9 до 11 рядов и вмещали порядка 3500 зрителей.
2
Видимо, некоторые остались здесь до сих пор :)
2
и возбуждённо следят за гладиаторскими боями
Чтобы попасть на свои места зрители входили через 4 входные арки. Оригинальные сидения не сохранились, поскольку многие из них использовались в качестве строительных материалов для более поздних зданий. Напротив трибуны для зрителей можно увидеть VIP-ложу для сановников, находящуюся в южной части амфитеатра над ареной.
1
Трибуны расположены таким образом, чтобы солнце светило сзади и не ослепляло зрителей.
Под ареной находились помещения, в которых держали животных перед боем. А под трибунами проходил арочный коридор с выходами на арену.
Здесь очень наглядно и доступно представлена информация о гладиаторах и гладиаторских боях.
Слово «гладиатор» происходит от латинского «gladius», что означает «меч». Гладиаторы сражались в развлекательных зрелищах в Амфитеатре против других гладиаторов или диких животных. Большинство гладиаторов были рабами, преступниками или военнопленными, приговоренными сражаться на арене. Другие были свободными гражданами, которые решили стать гладиаторами, чтобы выиграть денежные призы и почести.
Снаряжение для битвы. Некоторые гладиаторы были убиты после своего первого боя на арене, в то время как другие пережили десятки боев и даже завоевали свободу. Оружие и доспехи гладиатора были разнообразными и адаптированы к различным видам боя.
Бестиарий. Слово «бестиариум» происходит от латинского слова «bestia», означающего «животное». В это место дикие животные, включая львов, тигров, медведей, крокодилов, диких кабанов, страусов и даже гиппопотамов, были завезены в основном из Африки для показа и боев и содержались здесь до тех пор, пока их не выпускали на арену наверху.
В западной части коридора была найдена небольшая (3,2×3,8 метра) комната с алтарём. Археологи идентифицировали ее как святилище для гладиаторов (сакеллум). Маленький храм, возможно, был спроектирован как место жертвоприношения для участников состязания перед выходом на арену.
Амфитеатр выполнял свои функции не менее 150 лет. В мае 363 года н. э. во время сильного землетрясения амфитеатр частично разрушился.
В византийский период на этом месте был рынок. Еще и сейчас остались столбы, на которые натягивался тент, защищающий от солнца и дождей.
В средние века часть его использовалась, как конюшня и мастерские. А в период османской империи амфитеатр был превращён в свалку и завален мусором.
В настоящий момент древний амфитеатр снова принимает гостей — здесь проводятся различные культурные мероприятия.