В 2005 году организация ЮНЕСКО признала три Библейских холма — Хацор, Мегиддо и Беэр-Шева — объектами мирового наследия исключительной важности. Избранные более чем из 200-от холмов, эти три считаются наилучшими примерами городов библейской эпохи.
Остатки библейского Беэр-Шевы (в русской версии Библии — Вирсавия) были обнаружены в районе северного Негева, в нескольких километрах от существующего ныне города Беэр-Шева. Древний город был построен на невысоком холме у берегов, пересыхающих летом, но полноводных зимою рек Беэр-Шева и Хеврон.
1
Макет в археологическом парке
Раскопки 1969–1976 годов выявили слои разных периодов: поселения каменного века, израильского укрепленного города, возникшего в конце XII века до н. э., города Иудейского царства, крепостей персидского и римского времён.
Согласно священным писаниям, именно здесь Авраам вырыл колодец, чтобы напоить свои стада. Отсюда и название: в переводе с иврита Беэр-Шева — «колодец семи».
1
И он (Исаак) поднялся оттуда в Беер-Шеву. И явился к нему Яхве той ночью и сказал: «Я — Бог Авраама, отца твоего. Не бойся, ибо с тобою Я, и Я благословлю тебя и умножу твое потомство ради Авраама, раба Моего». И построил он там жертвенник, и назвал его именем Яхве, и поставил там свой шатер, и вырыли там рабы Исаака колодец… И было в тот день, и пришли рабы Исаака и сообщили ему о колодце, который они выкопали, и сказали ему: «Мы нашли воду». И он назвал его: Шива, потому до сего дня имя города Беер-Шева (Бытие 26:23–25; 32–34)
Колодец находится у городских ворот, вне городских стен. Это один из самых глубоких колодцев в Израиле — 70 метров — спускающийся до уровня грунтовых вод.
1
Здесь, в Беэр-Шеве, произошла встреча Авраама с царём Герара Авимелехом и был заключён союз между ними и договор о добрососедских и дружеских отношениях. И здесь, у колодца, впервые прозвучала формула: «Как я хорошо поступаю с тобой, так и ты будешь поступать со мною».
А потом Авраам сказал, что люди Авимелеха прогнали от колодца его пастухов, но царь ответил, что ничего такого не знал и всё уладит.
1
Фото из интернета
И упрекал Авраам Авимелеха из-за колодца с водой, который отобрали рабы Авимелеха. И сказал Авимелех: «Я не знаю, кто сделал это, и ты тоже не рассказывал мне, и я тоже не слышал до сего дня». И взял Авраам барана и быка и дал Авимелеху, и они вдвоем заключили договор. И поставил Авраам семерых ягнят отдельно. И сказал Авимелех Аврааму: «Что это за семеро этих ягнят, которых ты поставил отдельно?». И он сказал: «Ибо семерых ягнят ты возьмешь из моих рук, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодец». Поэтому называется это место Беэр-Шева, ибо там они поклялись оба. И они заключили союз в Беэр-Шеве, и встал Авимелех и Пихол, начальник его войска, и они вернулись в страну филистимлян. И он посадил тамариск в Беэр-Шеве и назвал там именем Яхве, Бога вечного. И жил Авраам в стране филистимлян долгие дни. (Бытие 21: 25–34).
А теперь пройдёмся по городу.
Как я уже отметила, колодец находится вне стен города, и мы, пройдя через внешние ворота, окажемся на небольшой площади, которая предназначалась для приезжих купцов, торговцев или гостей города. Сюда через главные ворота выходили старейшины, чтобы выяснить, с какой целью нагрянули прибывшие. Такой, своего рода, контрольно-пропускной пункт. Будем считать, что и мы прошли фейс-контроль.
1
Главные ворота города представляли собой две башни, в которых по обеим сторонам от прохода находились по две комнаты.
1
1
Вдоль стен одной из комнат были обнаружены скамейки.
2
Вообще, тема с древними городскими воротами интересная! Ворота служили не только для защиты города. Например, в Библии сказано: когда двое из трёх ангелов, которым оказал гостеприимство Авраам, пришли в Содом, Лот сидел у ворот, через которые все входили в этот город. Первая ассоциация, которая возникает при этих словах — нищие, сидящие у ворот на земле и просящие подаяние. Но Лот был очень богат!
1
Фото из интернета
Дело в том, что выражение «сидел у ворот» в библейские времена носило совсем иной характер. Это было место для споров по каким-либо имущественным вопросам, или для заключения сделок. Поэтому на скамьях у ворот обычно сидели лишь уважаемые и состоятельные жители города.
Библия неоднократно упоминает городские ворота как место важных событий. У ворот было заключено соглашение о браке Руфи и Вооза. У ворот Давид ожидал вестей о своём сыне Авессаломе. У ворот провозглашали народу волю Божию пророки Израиля.
1
Город был разделён на кварталы.
1
Макет города в археологическом парке
Главная улица пересекала центр города, а к окраинам улицы шли, постепенно закругляясь параллельно линии городской стены. Все они пересекались на большой площади… у ворот.
1
С одной стороны площади находился губернаторский дворец. Это было грандиозное по своим размерам сооружение для, в общем-то, небольшого города — подсчитано, что в VIII веке до н. э. население Беэр-Шевы насчитывало от 400 до 500 человек, включая чиновников и солдат.
1
Парадную часть дворца составляли два зала для приёмов, которые были соединены со входом обширным коридором.
1
Также в здании имелись многочисленные жилые помещения, кухня и кладовая.
1
Улица, по которой мы идём дальше, шириной примерно метра два. Она огибает город, повторяя очертания внешней стены. Кстати, о стене.
Как и ворот, стен в городе было две: внешняя и внутренняя. С внешней всё понятно — она шла от внешних же ворот по краю холма, являясь первой оборонительной линией. Параллельно ей проходила внутренняя стена, а пространство между ними было разделено на небольшие помещения различного предназначения.
1
И вот интересно, что внутренняя стена образовывалась наружными стенами жилых домов. Жилые дома древнего и античного периода обычно стояли, тесно прижавшись друг к другу, и строились в два этажа, с каменной лестницей снаружи и с внутренним двором, открывавшимся на улицу. Нижняя часть стен возводилась, как правило, из камня, верхнюю часть дома строили из кирпича-сырца или из дерева. Стены белили известью. Полы были земляные или каменные, потолки — плоские и состояли из деревянных балок, промежутки между которыми заполнялись хворостом и просушенной землей. Иногда потолок поддерживали ряды каменных колонн. В жаркий сезон на крышах спали, на них также складывали собранный урожай. Обычно верхний этаж служил жильем, а в нижних комнатах хранили имущество, работали и готовили пищу.
2
Второй этаж в случае атаки неприятеля становился также полем боя, т. е. жители обороняли не только город, но и свой собственный дом и своих домочадцев.
И здесь, что интересно, мы снова касаемся священных писаний. В книге Иисуса Навина, в главе о блуднице Рахав (Раав), рассказывается, что та жила в городской стене Иерихона.
1
Фото из интернета
И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон. [Два юноши] пошли и пришли [в Иерихон и вошли] в дом блудницы, которой имя Раав, и остались ночевать там… …А сама отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у нее на кровле. … И спустила она их по веревке чрез окно, ибо дом ее был в городской стене, и она жила в стене. (Книга Иисуса Навина. Глава 2 — 2:1; 2:6; 2:15)
Теперь мы представляем, что значит «жить в стене» :).
Далее, по улице, есть ещё одно удивительное место: археологический раскоп, вырытый на глубину около трёх метров, где была найдена мостовая самой ранней улицы. Эта находка показывает, что план города сохранялся с момента его основания.
1
Справа от раскопа улицы можно увидеть остатки здания, фундамент которого уходит вниз на четыре метра ниже уровня поверхности и по-видимому служил подвалом.
2
Профессор Аарони предположил, что необычная глубина фундамента связана с находившимся на этом месте храмом и разобранным во время религиозной реформы царя Иезекии.
Кстати, о религиозной реформе. В руинах складов (о них позже) были найдены камни разобранного жертвенника. В археологическом парке установлена его копия.
2
Оригинал же находится в археологическом отделе Музея Израиля в Иерусалиме.
1
Фото из интернета
Опять же обращаясь к Библии, мы находим информацию, что те, кого преследовали, просили убежища, взявшись за рога алтаря.
Адония же, боясь Соломона, встал и пошел и ухватился за роги жертвенника. (3-я книга Царств, глава 1, стих 50)
Правда, закон предусматривал предоставление убежища преступнику, совершившему неумышленное убийство, а «преступление» Адонии заключалось в незаконном присвоении права на власть.
Ну, а мы с вами за разговорами дошли до смотровой площадки на башне. Башня, конечно же, никакого отношения к древности не имеет:).
Здесь можно осмотреть парк с высоты, а заодно и полюбоваться окружающим пейзажем.
1
Насмотревшись на руины сверху, отправляемся по центральной улице к воротам, чтобы познакомиться поближе с восточной частью города.
1
Одним из самых больших зданий в городе является хранилище с тремя складскими помещениями, общей площадью 600 м². Хранилище разделено на длинные залы, в которых были обнаружены тысячи сосудов, многие из которых предназначались для перевозки грузов.
1
Каждый склад, в свою очередь был поделён на три части: в центре был проход, шириной достаточный, чтобы прошёл ослик, навьюченный с обеих сторон; слева и справа были полки, заполненные зерном, маслом, сушёным виноградом и прочими продуктами, и товарами.
1
И, наконец, потрясающий объект — впечатляющая система водоснабжения, обеспечивающая город водой во время длительных осад.
2
Макет водной системы в археологическом парке
Водопровод состоит из трех частей: каменной шахты глубиной 20 м, в стенку которого вделан лестничный марш; резервуара объемом 700 м³, вырубленного в меловой скале; и питающего канала, несущего паводковые воды из реки Хеврон в водохранилище.
2
Система сохранилась практически полностью, поэтому спускаемся по древним ступеням, построенным ещё в XII до н. э.!
1
Внизу нас ждут просто огромные цистерны! Совершенно невозможно передать объёмы с помощью фотоснимков!
1
Система выполнена в виде «зигзага». Сделано это специально, чтобы стены являлись «рёбрами жёсткости» и хорошо держали потолок. Потому что, если просто выкопать обычную большую яму, то рано или поздно верхняя часть — «крыша» — рухнет. Трудно поверить, что этой конструкции уже более 3000 лет!
На стены цистерн была несколько раз нанесена штукатурка, нанесена руками и даже остались следы пальцев. Это, как привет из далёкого прошлого!
1
Беэр-Шева был разрушен ассирийским царем Саннаххерибом во время похода против Иудеи в 701 году до н. э. Потом была осуществлена попытка отстроить город, но она не удалась. Древняя Беэр-Шева осталась в руинах до Персидской эпохи (V — IV века до н. э.), в ходе которой на холме построили небольшую крепость, и несколько десятков ям, в основном для хранения зерна для солдат и корма для лошадей.
В Элленистскую эпоху (III — II век до н. э.) здесь возвели храм, ну, а во времена Ирода на холме построили большую крепость, внутри которой была баня, два бассейна которой мы можем видеть здесь и в наши дни. В римскую и византийскую эпоху поселение передислоцировалось западнее, и большой город появился на месте современной Беэр-Шевы.
Адрес: Археологический парк Тель-Шева, возле бедуинского поселения Тель-Шева, 10 минут от Беэр-Шева
Режим работы: Летние часы: Воскресенье-четверг и суббота: 08:00 — 17:00 Пятница и канун праздников: 08:00 — 16:00 Зимние часы: Воскресенье-четверг и суббота: 08:00 — 16:00 Пятница и канун праздников: 08:00 — 15:00