Несмотря на то, что Негев — это пустыня, в ней можно найти много интересного и познавательного.
Несмотря на то, что Негев — это пустыня, в ней можно найти много интересного и познавательного.
Древний набатейский город Авдат расположен всего в нескольких километрах от национального парка Эйн Авдат.
В период с IV века до н. э. по II век н. э. на огромной, по преимуществу пустынной территории, которая охватывала юг Израиля, значительную часть Сирии, Иорданию и север Аравийского полуострова, господствовали племена набатеев. Они называли себя преемниками Навата, сына Измаила, рожденного от Авраама и рабыни Агарь.
Через территорию царства пролегал важнейший торговый путь, связывающий Южную Аравию и Африканский рог с регионом Средиземноморья и Междуречьем — Дорога Благовоний. По этому пути на север и запад шли караваны с товарами, пользовавшимися огромным спросом в античном мире и стоившие немалых денег: ладан, мирра, специи.
Караваны доходили от 1500 до 4000 верблюдов, плюс сопровождение и охрана. Всех этих «туристов» нужно было где-то располагать и чем-то кормить и поить.
Вдоль пути набатеи выстроили города (на сегодняшний день известно о 65-ти) с развитыми системами оросительных каналов, караван-сараями и крепостями. Пять из них расположены были на территории Израиля: Мамшит, Шивта, Авдат, Халуца, Ницана.
Авдат был основан в III веке до н. э. и считался одним из крупнейших набатейских городов. Он располагался на пути, соединяющем Петру, столицу набатейского царства, с Эйлатом и Газа, и являлся 62 остановкой на этом пути. Особенностью Авдата являлось то, что город был построен по двухуровневому принципу: пещеры в скалах — нижний город; Акрополь с основными постройками и храмом Обадаса — верхний город.
Владеющие методами сбора и экономичного использования воды набатеи выращивали в окрестностях Авдата виноградники, оливковые и фисташковые деревья.
В это трудно поверить, глядя на бескрайнюю пустыню. Но набатеи знали, как добыть воду. Ещё будучи кочевым племенем и обладая уникальными ирригационными знаниям, передвигаясь по пустыне, они создавали свои тайные хранилища воды.
Во времена правления царя Арета IV (9 год до н. э. — 40 год н. э.), прозванного «Великим», набатейское царство достигло своего зенита. По свидетельствам Иосифа Флавия в период Первой Иудейской войны (66 -71 годы н. э.) набатейский царь Малику II (40 год н. э. — 70 год н. э.) выступал в качестве союзника римлян, предоставляя им свои войска. Однако, царствование Малику II нельзя было назвать удачным, при нём набатейское царство потеряло часть своих земель, а набатейские города в Негеве пострадали от нападений кочевых племен. Могущество набатеев стало постепенно ослабевать.
После смерти последнего набатейского царя Раббэля II в. 106 году н. э., звезда набатейского царства закатилась. Авдат, вместе с другими набатейскими землями, был захвачен римским императором Трояном и присоединен к Римской империи, войдя в состав провинции Аравия. Город стал пограничной римской заставой. На городском Акрополе были воздвигнуты храмы Зевса и Афродиты, а под стенами города римский военный лагерь.
После падения Рима Авдат принадлежал византийцам, являясь важным пунктом, как в военном, так и экономическом отношении. В византийский период (IV век) население города насчитывало порядка 3000 человек, по тем временам не малое. Христианство стало официальной религией, в городе функционировали христианские церкви и монастырь.
В 630 году мощное землетрясение уничтожило большую часть построек Авдата, и жители вынуждены были покинуть город, превратившийся в руины.
В 2005 году Авдат, вместе с другими набатейскими городами (Мамшитом, Халуцой и Шивтой), был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО как часть Дороги Благовоний, являющейся исключительным свидетельством исчезнувшей культуры.
Существует карта с планом для прогулки по национальному парку, но мы гуляли безо всякого плана. И начали мы, как оказалось, с одной из конечных точек маршрута, а именно с комплекса жилых и складских помещений византийского периода.
В городе были найдены сотни жилых домов, примыкающих к скале, в которой находятся пещеры.
Эти пещеры служили кладовыми для хранения сельскохозяйственной продукции
и ферментации вина.
В набатейский же период пещеры использовались предположительно в качестве гробниц.
Затем мы поднялись наверх, на этот раз уже на самую вершину холма.
Первое, что встречает нас наверху — римская смотровая башня. Она была построена в 294 году н. э.
По всей вероятности, она же обычно является одной из смотровых площадок, но в настоящий момент подъём на неё закрыт.
Рядом с башней находится комната с арочными сводами, являющаяся частью византийского квартала.
И далее наш путь ведёт по византийскому кварталу.
Вдоль центральной улицы располагались жилые дома.
Особенностью национального парка является навигация с помощью указателей в виде крышек «канализационных люков», что ещё больше проводит ассоциацию с городом.
Напротив Южных ворот города во времена Византии была устроена винодельня.
Долина у подножья Авдата была засажена виноградной лозой, из которого получалось прекрасное вино. Виноград давили ногами, после чего сок стекал по специальным желобам вниз в подземные пещеры, в которых в процессе ферментации созревало вино.
Ознакомившись с производством вина, мы наконец, подходим к воротам цитадели Авдата.
Городская крепость использовалась жителями города как место для проведения собраний, а также в качестве убежища в случае опасности.
В центре городской площади располагается большая цистерна для сбора дождевой воды,
а от юго-восточной башни проходит канал, через который эта дождевая вода стекала в водосборник.
В настоящий момент юго-восточная башня также является смотровой площадкой и отсюда хорошо просматриваются остатки армейского лагеря римлян. Мы туда дойдём, но немного позднее, а пока мы направляемся к площади церквей.
Южная церковь — церковь св. Феодора, названная в честь покровителя города, и являвшаяся в византийский период частью монастыря.
В полу церкви есть несколько захоронений с мраморными плитами и надписями, датированными 541–618 годами н. э.
В церковном дворе размещена модель здания.
Напротив находится северная церковь, самая ранняя в Авдате, в ней располагался городской собор.
Колоритным элементом площади являются остатки набатейского храма, на воротах которого можно увидеть надписи, датируемы 268 годом до н. э.
Пройдя сквозь ворота, мы оказались на ещё одной смотровой площадке. Отсюда можно спуститься по лестнице к пещерам и усадьбам византийского периода, с которых, собственно, мы и начали своё знакомство с Авдатом.
Но мы вернулись к воротам и отправились осматривать остатки армейского лагеря десятого римского легиона, штаб-квартира которого располагалась в Акабе. Его нашли случайно, в ходе проводившихся в 1977 и 1999 годах работ по сохранению Авдата.
Это строение размером 100×100 метров с несколькими башнями по периметру. Площадь лагеря поделена на 8 прямоугольных участков. Каждый участок в свою очередь включает в себя несколько комнат. В лагере могли спокойно разместиться несколько сотен человек.
Мнения ученых относительно периода постройки лагеря расходятся: одни считают, что он относится к набатейскому периоду, другие склонны полагать, что к римскому.
На этом знакомство с древними руинами мы закончили. А для меня закончилось моё очередное путешествие по Израилю. Это были поистине прекрасные дни. Сочетание природы и археологии сделало моё путешествие интересным и незабываемым.