Наверное, чтобы понять религию — зороастризм, которую привнес в Иран (и не только) Заратустра, нужно много читать и стараться докопаться до истины. А это весьма сложно и, наверное, интересно тем…кому это действительно интересно:) Не буду утомлять Вас изложением философских и других основ зороастризма, просто расскажу своими словами как можно проще и весьма кратко, опуская детализацию. Сама личность Заратустры (Заратуштра, Зороастр) — загадочная, окруженная мифами и легендами. Возможно потому, что давно это было — VI век до н. э., а возможно и по другой причине — сама несколько раз в Иране наблюдала, что зороастрийцы — не запрещаемы и не гонимы, но с принятием страной ислама, очень мало осталось зороастрийцев на территории страны. Да и место рождения основателя зороастризма Заратустры — то нынешний Афганистан указывается, то пригород Тегерана. Но суть в следующем — проповедовал Заратустра, что главные божества представляют собой олицетворение абстрактных идей, лишённых плоти, например: Ахура-Мазда (мудрый господин), Воху Мана (добрая мысль), Аша Вахишта (лучшая праведность), Спэнта Армати (святое смирение), Сраоша (послушание). Мысли, слова и дела формируют поведение и характер человека. Небеса и ад обусловлены всей суммой мыслей, слов и дел человека. Вообщем — вполне понятно — думай хорошо, говори хорошо, твори хорошие дела, а если все время мыслишь, говоришь и делаешь только хорошее, то дорастешь до божества:) Извините за некоторую примитивность и узость трактования. Но основы зороастризма и священный их символ — огонь — не есть цель моего рассказа…
Почитала я немножко о зороастризме до поездки в Иран, не то, чтобы прониклась, но сочла интересным. И подумала — надо нам обязательно посмотреть зороастрийский храм огня Атешкаде в Йезде.
Уж не знаю, чего я там себе предварительно нафантазировала, но для меня храм оказался совершенно обычным строением. Ничем не примечательным. Бассейн (пруд?), традиционный сад с соснами, кедрами, кипарисами.
Символ зороастризма — фаравахар над главным входом в храм — да, интересно было узнать. Подробное описание символа, если кому интересно: https://elena0604.tourister.ru/photoalbum/28246/11527796
По садику мы не гуляли — сразу пошли в храм, где в бронзовой вазе (кубке) горит и постоянно поддерживается священный для зороастрийцев огонь. Одна комната — со священным огнем. От зрителей ваза с огнем отгорожена стеклянной стеной (с практической точки зрения — тяжело сфотографировать — то блики, то отражение людей, вообщем, прыгала я с места на место прилично, а снимок все-равно — так себе получился). И дальше, кроме этой комнаты, туристам вход закрыт, только зороастрийцам…
И что еще в комнате? Живописные портреты Заратустры.
И вот — как бы и все (!!!)…Можно еще сходить в музей зороастризма, который находится рядом с храмом.
Увидите нам много описаний, относящихся к религии зороастризма, опять портреты:
Мы походили в музее среди надписей. Читать их — дело непонятное и долгое по времени, вникать надо. Сфоткала, думаю, на досуге (может быть) почитаю:
Раз уж пришли в храм и в музей
Ну, а то, что детей с детства воспитывали на зороастризме — это понятно
И это все в музее описано
И показано, как одевались зороастрийцы
И мой вывод после посещения и совет Вам — не тратьте время в Йезде на посещение этого храма и музея (а за вход еще и платить надо!) — не повторяйте наших ошибок. Не представляет интереса ни снаружи, ни внутри.
Это было самое неинтересное для нас посещение во всем Иране. Совершенно без восторга, потому что мы не нашли — чему восторгаться (горящему огню за стеклянной стеной? или многочисленным растяжкам с текстами?). Интересно посещение храма может быть только самим зороастрийцам, так как для них этот храм — священное место. А туристам специально ехать в храм и музей Атешкаде — не вижу смысла, не рекомендую. После посещения мы с мужем недоуменно переглянулись и пожали плечами. Слов — не требовалось, а сожаление о зря потраченном времени — осталось…