Короли и королевы, принцы и принцессы кажутся нам сказочными персонажами и людьми, давно ушедшими в прошлые эпохи. Сказки Андерсена и братьев Гримм, романы Дюма и сказки 1000 и 1 ночи — где-то там живут короли и королевы. Да разве что еще Великобритания в своем консерватизме до сих пор молиться на королеву и просит Бога хранить ее вечно.
Но огромная и таинственная Индия, оказывается, тоже до сих пор оберегает свою королеву. 78-летняя королева-мать Rani Satvashiladevi Bhonsle (Rajmata), последняя правительница королевства маратхов живет в штате Махараштра. Она, как и британская королева, «царствует, но не правит», но от этого уважение к ней со стороны народа совершенно не уменьшается. Живет королева в своем родовом дворце на берегу красивого озера в бывшей столице королевства — в городе Савантвади.
Город был столицей Королевства Sawantwadi, которым правили представители королевской фамилии Bhonsle клана маратхов. До 18 века царство Sawantwadi включало в себя большую часть сегодняшнего Северного Гоа (районы Pedne, Bicholim и Sattari) и часть южной Махарагштры. Именно королям Саватвади принадлежал контроль над рекой Теракол, в устье которой ими был построен одноименный форт.
Название города Sawantwadi появилось благодаря схожести старого названия города и фамилии правящих монархов, которая звучала как Sawants. Основные архитектурные детали города были возведены королями примерно 300 лет назад. Khemsawant III построил свой дворец в конце 18 века (период строительства 1755–1803) в черте города. А перед дворцом в 1874 году было выкопано глубокое озеро Moti-Talao (Talao-lake). В 1947 году королевство Саватвади было объединено с Республикой Индия. Но это объединение было достаточно болезненно принято населением автономного района. Существовало несколько вариантов деления Саватвади и укрупнения бывших маратховских земель с соседними. В итоге часть земель по административному делению перешла к штату Гоа, часть разделилась между талуками Махараштры. Интересно, что даже после объявления Индией независимости последний правитель провинции Саватвади король Shivaji Raje Bhonsale удерживал политическую независимость на протяжении еще 8 лет.
Короли Савантвади ведут свой род от короля Khem Sawant, правившего с 1627 по 1640 года. С тех пор они были всесильными властителями обширной территории на побережье Аравийского моря, контролировали торговые пути, собирали дань с народа и воевали с соседями и завоевателями. С приходом Великобритании в Индию, короли Саванти перешли на службу британской короны, но при этом фактически сохраняли свою независимость. Короли начали служить офицерами британской армии, получали образование в Европе, носили европейскую одежду, получали британские награды. Тем не менее, они оставались верны своим традициям и обычаям предков. Британия уважала княжество Савантвади, понимая его силу на местном уровне. Британские наместники вели с королями дипломатическое заигрывание, обеспечив себе верного союзника в Индии.
К примеру, интересен факт, что один из последних королей Савантвади, майор H. H. Bahadhur Khemsawant V имел звание сэра и был очень уважаемым военным чиновником в Британии. Он прошел офицерское обучение в Кембридже, служил в Великой войне в Месопотамии и Палестине. Король Савантвади даже присутствовал на похоронах короля Георга V в. Лондоне в 1936 году. А это очень серьезный показатель уважения со стороны Британии.
Когда 15 августа 1947 года Индия стала независимой республикой, освободившись от британского влияния, короли Савантвади так же были вынуждены приспособиться к новому политическому порядку. В 1948 году княжество объединилось с Республикой Индия.
Ныне здравствующая королева Rani Satvas hiladevi Bhonsle происходит из знатного рода принцев Бароды из штата Гуджара. Она породнилась с королями Савантвади после замужества. После того как 16-летняя Рани Сатвас вышла замуж за подполковника HH Shivram Sawant Bhonsle, она стала принцессой рода Sawantwadi.
Образованием юной принцессы Satvashiladevi занимались две швейцарские гувернантки, обучающие ее этикету и английскому языку. С юных лет принцесса увлекалась вышивкой и живописью, сохранив эту страсть до настоящего времени.
В 1972 году королевская семья решила серьезно взяться за возрождение традиционного искусства местности Савантвади — изготовление игральных карт Ganjifa. Игральные карты Ganjifa — распространенная настольная игра в Индии, пришедшая сюда из Персии. Каждый штат Индии имеет свой собственный набор карт. В Sawantwadi такие карты были круглые и составляли в колоде 120 карт, изображающих 10 воплощений бога Вишну. Набор имеет 120 карт и коробку. Плотники делают коробки, а ремесленники рисовали на коробке и картах рисунки. Каждая карта индивидуальна и не имеет аналогов в мире, так как сделана в единственном экземпляре.
Сейчас в мире насчитывается не более 5–7 человек, обладающих искусством изготовления и разрисовки карт. Эти мастера работают ныне в главном зале дворца Савантвади. Во дворце так же работает магазин сувениров, где можно купить эти уникальные произведения традиционного искусства. Это, действительно, уникальные сувениры, аналогов которых в мире нет. Так же мастера Савантвади изготавливают уникальные деревянные макеты овощей и фруктов. Это еще одна изюминка этой местности.
Сейчас каждый желающий может посмотреть дворец королевы, ознакомиться с искусством изготовления игральных карт Ganjifa и приобрести их. В сами покои королевы, естественно, туристов не пускают, но разрешают в сопровождении дворецкого пройтись по территории. Туристам показывают главный зал приемов королей Савантвади, внутренний двор, комнаты, где представлена экспозиция, рассказывающая об истории королевского рода и развитии искусства Ganjifa. Стоимость входного билета во дворец — 200 рупий. Туристов здесь не много, но все же местные индийские турагентства иногда привозят сюда целые автобусы экскурсантов. Европейские туристы же здесь не частые гости. Хотя королевская семья всерьез задумывается о предоставлении нескольких комнат дворца в качестве элитного исторического отеля для туристов.
Если королева не занята решением своих королевских вопросов, то с ней вполне можно побеседовать и разузнать больше о ее жизни, ее предках и национальном искусстве Савантвади. В один из наших первых приездов к королеве, по пути с водопада Амболи, мы видели королеву, сидящей в своем дворе. Сфотографировать без разрешения ее не удалось. Королева, увидев фотоаппарат, погрозила нам царственным пальчиком! А приехав в следующий раз, были слегка разочарованы, узнав, что ее Величество выехали на несколько дней по делам в Мумбай. Так и не удалось пообщаться с королевой лично.
Во дворце висят фотографии свадьбы внука Королевы — наследного принца. Несколько лет назад он познакомился с обычной девушкой — шеф-поваром одного из ресторанов Мумбая. И повар стала принцессой! Современная сказка о золушке «по-индиийски»!
Но и без общения с королевой во дворце можно увидеть много интересного. Главный зал приемов сразу же поражает своей непохожестью на убранство обычных индийских домов. Здесь чувствуется смешение восточной роскоши и европейского утонченного лоска. На стенах висят картины великих королей и раджей Савантвади, а за троном в нишах стоят мраморные вазы и мраморный бюст британской Королевы Виктории Александрины, как символ уважения к Британской Империи.
В углу зала под стеклом чучело черной пантеры (хотя с виду это типичный леопард), убитой одним из махарадж Савантвади в 1933 году. А под потолком висит типичная европейская огромная хрустальная люстра. Индийская сабля на стене чередуется с английским военным шлемом. Такое смешение культур в одном королевском тронном зале.
Здесь же в зале работают мастера, разрисовывающие карты Ganjifa. Две молодые девушки и пожилой мастер творят красоту, пытаясь возродить традиционное искусство своих предков.
Несколько комнат дворца отведены под экспозицию, рассказывающую о истории семьи. Здесь множество старинных фото, изображающих членов семьи на отдыхе, в моменты коронации, заседаний, с великими людьми (например с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру). Здесь же детская колыбель, в которой росли будущие монархи, предметы быта и искусства, религиозные приспособления — все чем, пользовались правители Савантвади. Достаточно интересно для туриста, увлекающегося историей, но скучно и не зрелищно для простого обывателя.
На втором этаже небольшой магазинчик, где можно приобрести предметы, изготовляемые мастерами в королевских мастерских. Шкатулки, шахматы, подставки для книг — все эксклюзивно, красочно и не дешево.
После прогулки по комнатам дворца рекомендуем пройтись по двору и парку. Парк, конечно же, запущен, но мил и необычен для Индии. Видны остатки большого амфитеатра для проведения торжеств, дорожки, электрические фонари и монограммами королей. Маленькие пушки на деревянных колесах, выглядывающие из кустов, как напоминание о былом могуществе и воинской доблести хозяев парка. Пушки выглядывают и из надвратной башни и у ворот главного входа во дворец.