Побывать в Манали и НЕ посетить буддистский монастырь Нингамапа не может себе позволить даже самый ленивый турист, так как располагается он всего в каких-нибудь 5 минутах ходьбы от автобусной станции знаменитого туристического центра не только долины Куллу, но и всего гималайского штата Индии - Химачал Прадеш.
Для этого надо стать спиной к реке Биас и к дороге вдоль нее, а лицом к городским постройкам и пройти недалеко влево слегка в горочку мимо многоэтажных паркингов.
Буддисткий монастырь принадлежит к традиции Нингма. Построили его на некогда большом пустыре
Ныне егосовременная Гималайская Нингамапа гомпа благодаря стараниям тибетских семей из беженцев окружена прекрасным садом с цветником.
Гомпой в буддизме и Тибете называют место, построенное для медитации, передачи учения и выполнения практик
По периметру монастырь окружает огромное количество развешенных лунгта, которые можно купить здесь же — в лавочках около монастыря, чтобы развесить в этом святом месте.
А буддисты вот не только знают о них более 2 500 лет, но и умеют сотрудничать с существами других миров на благо всех.
Как и полагается каждому уважающему себя буддистскому монастырю на его территории находятся молитвенные барабаны и располагаются они слева от входа в гомпу.
Справа от основной дорожки, ведущей к главному входу, находится Ступа и другие ритуальные помещения
Основная святыня Нингамапа гомпы — это колоссальная золоченая статуя Будды.
Если сразу после главного входа в гомпу подняться слева по лестнице на второй этаж, то отсюда лучше всего можно разглядеть сидящего в полумраке Будду
1
Он восседает в позе лотоса у задней стены гомпы, в окружении лампадок и цветных лампочек мерцающих около него и на фоне сюжетов из писаний, расписанных яркими красками в тибетских традициях.
На балконе, что на втором этаже образуется П-образная небольшая комната, где стоят стенды с изображениями, статуями просветленных и портретами учителей лини передачи. Везде для зевак понятным языком написано «Руками не трогать»
Здесь же две застекленные витрины. Справа от Будды — Гуру Падмасамхава (Рожденный из Лотоса). Именно он является основоположником школы Нингма в буддизме
В втрине слева от Будды йдам Защитник учения Хаягрива. (санск., Hayagrīva, тиб. rta mgrin, Тамдин — букв. «Имеющий шею лошади», «С лошадиной шеей», или тиб. rta zhal — букв. «Лошадинолицый»).
«Хаягрива считается гневным будда-аспектом, проявлением Падма-Херуки, и защитником Сукхавати, Чистой Страны Высшей Радости Будды Амитабхи.
Гнев Хаягривы направлен на причины страдания и возникает из сочувствия, которое он испытывает ко всем страдающим существам.
Лошадиная голова громко ржет, и этот звук пронзает все иллюзорные проявления вещественного мира, открывая сияющую реальность свободы.
К его особенным умением относят лечение болезней, в особенности болезней кожи, включая даже такие серьезные заболевания, как проказа, которая считается болезнью, насылаемой Нагами»
На двух главных колоннах, что разделяют второй этах условно на 3 части висят полотна из желтого шелка, на которых филигранно расшиты так же яркими шелковыми нитями 8 священных символов буддизма «(они же — ‛восемь эмблем славы‛, ‛восемь знаков счастья‛, ‛восемь благоприятных символов‛, ‛восемь жертв‛; санскр. аштамангала) — набор из 8 предметов, образующих самостоятельную структурную единицу в системе культовой практики буддизма
В каждом из предметов заложен философский подтекст:
1. зонт защищает от злых помыслов;
2. две золотые рыбы символизируют счастье и единство:
4. цветок лотоса — символ божеств, происхождения и залог спасения;
5. закрученная спиралью вправо раковина — символ блаженства;
6. узел, не имеющий начала и конца, — символ бесконечного цикла перерождений;
7. штандарт (знак победы) — символ горы Меру, центра буддийской Вселенной;
8. колесо с 8 спицами — символ восьмеричного пути к совершенству.
Каждая из Восьми драгоценностей (особенно лотос, колесо с 8 спицами, узел без начала и конца) может изображаться по отдельности и выступать как орнаментальный мотив в буддийском искусстве и как объект культа».
У выхода сидит служитель, который отвечает на все вопросы для любопытстввующих и что-то специальное для местных и практиков. А так же у входа оставляется обувь, так как в буддистских монастырях, как и в индуистских храмах, в ззнак уважения к святому месту, ступают строго босиком
В непосредственной близости от территории монастыря продают тибетские благовония, ритуальные принадлежности, серебрянные украшения и сувениры с духовной символикой.
Так что посещение этого монастыря, может быть, не только познаваттельно — пользительным мероприятнием, но и выгодным делом в плане приобретения интересных и необычных сувениров, а так же эффективных амулетов и талисманов.