Когда во время визита в Джайпур Принца Уэльского Альберта Эдварда в 1876 году был заложен фундамент Альберт Холла ещё не было известно как строящееся здание будет использоваться. Однако в 1880 году Махараджа Савай Мадхо Сингх II согласился с предложением доктора Томаса Гольбейна Хендли, постоянного хирурга (чьи интересы выходили за рамки его медицинских обязанностей), открыть музей промышленного искусства для демонстрации изделий местных мастеров. В итоге в 1887 году Альберт-холл стал временным музеем, экспонаты которого были собраны из нескольких частей Индии и ее окрестностей. Само здание стало неотъемлемой частью экспозиции, его индо-сарацинская архитектура и каменный орнамент стали источником вдохновения для разнообразных классических индийских стилей дизайна от Великих Моголов до Раджпутов.
2
Сейчас в музее представлены различные экспонаты, например посуда мастерских Доултона и Минтона, известных английских гончарных мастерских, основанных в XIX веке.
1 из 8
2
Цветочный горшок
В 1876 году в Джайпуре открылась Школа искусств. Начало ей положил Доктор Хантер из Мадраса, города на восточном побережье Индии. В Джайпур его пригласил Махараджа Савай Рам Сингх.
1 из 3
2
Фляга пилигрима
В следующем слайдере представлены выдающиеся образцы из традиционных центров глазурованной посуды Kashi Северной Индии.
1 из 5
2
Двуручная ваза
В Альберт Холле представлены различные скульптуры, про многие из них есть таблички, рассказывающие какую-нибудь жуткую историю. Например Скульптура Варахи из красного песчаника XII века из Махувы, Дауса. Демон Хираньякш утащил землю (Притхви) на дно моря. Чтобы вернуть его, Вишну принял облик вепря и после тысячелетней борьбы убил демона и поднял землю на поверхность, положив ее себе на морду.
2
Аватар Вамана Тривикрамы Вишну. После того, как король Бали получил в дар землю, равную 3 шагам, он трансформируется в форму левиафана Тривикрамы. Здесь он изображен делающим второй шаг, покрывающий небеса после того, как первым покрыл землю, не оставляя места для третьего, обещанного царем Даитьи, кроме головы, которая подчинит его и освободит миры от его господства, вернув их богам.
2
Мраморная скульптура Брахмини XI–XII веко в. н. э. из Сирохи. Брахма, творческий элемент в святой троице хинди, в начале творения разделился на две половины. Женская половина известна как Сатрупа, способная принимать бесконечные формы. Ее также называли Сарасвати, Савитри, Сандхья и Брахмини. Сарасвати, богиня знания, отвечает на изначальный вопрос Брахмы: «Кто я?». Этот вопрос — это импульс творения. Брахма и Сатрупа породили Ману, первобытного человека.
3
Самбхар, Джайпур, X в. н. э. Чернокаменная скульптура Вишну, сохраняющая божество священной триады. Из его четырех рук сохранилась только одна, держащая булаву. Брахма и Шива, два других божества триады, обрамляют его голову и плечи. Аюдхпуруш, носители его раковины и диска со служителями, обрамляют нижнюю часть скульптуры.
3
VIII век, Абханери, Дауса. Скульптура из желтого песчаника, изображающая сына Шивы Картикею, бога войны и командующего небесными армиями, также связанного с планетой Марс, едущего на своей машине-павлине в окружении мудрецов и преданных.
1
Каменный дверной косяк храма с тремя колоннами, украшенными узорами из цветов, змеиными божествами и панно с изображением Гандхарвов, небесных существ, в эротических позах. В нижних частях изображена богиня Ямуна верхом на своей черепаховой повозке с сопровождающими. Согласно текстам «Брихатсамхиты», дверные косяки в нижней части обязательно должны изображать речных богинь Гангу или Ямуну.
1
На протяжении веков ремесленники Джайпура вырезали мраморные скульптуры божеств, таким образом религиозная иконография превратилась в изобразительное искусство. Этому способствовала доступность прекрасного мрамора из знаменитых рудников Макрана, недалеко от Джайпура. Специальный переулок в городе-крепости Джайпура, Хазаневалон-ка Раста, был выделен для проживания семей скульпторов. Этот переулок существует и сегодня и известен своими скульптурами, созданными семьями, проживающими здесь на протяжении нескольких поколений. Ниже представлены некоторые образцы скульптур XIX века, вырезанные мастерами Джайпура, демонстрирующие всю космологию индуистских и джайнских божеств.
1 из 4
2
Дурга
Изысканно вылепленные и расписанные глиняные модели XIX века. Происходят, вероятно, из Кришнагара, Западная Бенгалия, где искусство их изготовления сохранилось и процветает по сей день.
1 из 6
4
Тюрбан или пагари(пагри) был важнейшей частью средневекового костюма, это был знак почета. Пагари обычно был 25 метров в длину и 20 см в ширину, из хлопчатобумажной ткани, часто окрашенной либо в один цвет, либо в стиле чунари или лахария, в зависимости от социального и экономического статуса человека, а также от случая. Хотя тюрбан был необходим каждому, независимо от касты и религии, способы завязывания тюрбана были разными, и увидев тюрбан, можно было легко узнать религию или касту человека. Завязывание пагари было искусством, этим занимались специально обученные люди, известные как pagari bandh. Ниже показаны различные виды пагари. Эта система строго соблюдалась до середины 20 века.
1 из 3
2
В ювелирной галерее представлены украшения, которые носили крестьяне и представители элиты региона Джайпура XIX века.
1 из 4
2
Музыка — прекрасное выражение человеческой души. Мы чувствуем музыку повсюду в окружающей среде. Щебетание птиц, ужжание жуков, грохот облаков, шелест листьев и шум реки с незапамятных времен радовали человека. Музыкальные инструменты, являющиеся свидетельством наших традиций и культурного наследия — это жизнь музыки.
1 из 3
2
Благодаря таким экспонатам Альберт-холл стал центром распространения знаний об истории цивилизаций, вдохновения ремесленников на совершенствование своих навыков, а также сохранения и развития традиционного индийского искусства, ремесел и архитектурных форм и, не в последнюю очередь, как сказал доктор Хендли, «центром развлечения и обучения простых людей».