Чем нас привлекает Индия? Понятно что прежде всего возможностью найти свою дхарму, почистить карму, сделаться бодхисаттвой и постичь праджняпарамиту. Но ведь не только этим, правильно?
Еще и возможностью, скажем, увидеть столицу грозных и гордых раджпутов древний розовый город Джайпур. Правда, на поверку он оказался не таким уж и розовым и не таким уж древним. Зато действительно древний (хоть и не розовый) — расположенный в пригороде Джайпура форт Амбер — столица процветавшего во времена могольских императоров раджпутского царства Дхундхар.
24
Амбер был моей мечтой — одной из моих мысленных визуальных карточек Индии вообще. Не зря же он из-за этого был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Поэтому аккурат на второй день нашего пребывания в столице Раджастхана мы с первыми утренними петухами вызвали Убер и отправились в прославленный форт, который полностью оправдал и даже превзошел все ожидания.
23
Кстати, стоит рассказать, кто такие раджпуты, если вы не знаете. Это такой индийский народ из варны кшатриев, ведущий свою историю аж от Сурьявамши. Теперь вы знаете, кто такие раджпуты.
25
Но стоит добавить, к слову, что представителем династии Сурьявамша был, на минуточку, сам Рама — седьмая аватара Вишну — который вместе с царем обезьян Хануманом освободил прекрасную Ситу из плена властителя Ланки десятиголового Раваны. Но это было очень давно. А в средневековье раджпутские махараджи из рода Качваха, которые происходили из той же династии, построили форт, о котором этот рассказ.
19
Мы попросили таксиста не подвозить нас к самому форту, а высадить на другом берегу озера Маота, чтобы воззреть на Амбер и возвышающимся на горе над ним фортом Джайгарх с другой стороны озера в лучах утреннего солнца.
25
23
В моем представлении настоящая крепость должна быть именно такой. Отвесные стены вырастают прямо из горы, как бы являясь ее продолжением, и возвышаются прямо над приближающимся к ним путником. Если ты друг, восхищайся их величием. Если враг — бойся их неприступности.
На склоне горы к воротам форта ведёт широкая дорога. Некоторые поднимаются по ней как в старину — на слонах. Но это негуманно по отношению к животным. Некоторые поднимаются по-современному — на джипах, которые можно тут же зафрахтовать. Но это неэкологично по отношению к природе. Мы с Аней поднимаемся как продвинутые люди будущего — на своих двоих.
22
17
Путеводители говорят, что форт построен из красного и белого песчаника. На деле же крепость легкого желтого цвета. Может, красный в соединении с белым дает желтый песчаник?
23
25
Форт здесь существовал с незапамятных времен. Но то, что мы видим сейчас, начал строить досточтимый раджа Ман Сингх I в. 1592-ом году. Он был главным полководцем императора Великих Моголов Акбара Великого. Родная же тётя Ман Сингха — Мариам-уз-Замани, также известная как Джодха, была любимой женой падишаха и матерью будущего императора Джахангира. Акбар, как дальновидный правитель, через этот брак породнился с могущественным раджпутским родом Качваха, чем привлек их на сторону моголов на будущие столетия. Так вот мирным путем, а не бряцанием оружия и кровопролитием, можно завоевывать себе друзей, союзников и даже новую родню.
13
Собственно, все что мы видели в Индии до этого было архитектурой преимущественно могольской. Хотя она, конечно, густо дополнялась чисто индийскими чертами, типа чатри и т. п. В Амбере наоборот — архитектура чисто индийская с могольскими примесями.
17
Форт Амбер это конкретно не только форт, но и дворец. Состоит весь массивный комплекс из четырех прямоугольных дворов, окруженных зданиями разной функциональной направленности. Дворы располагаются разноуровневыми террасами по восходящей. Первый двор — для солдатни, живности и слуг. Второй двор — для публичных мероприятий в ограниченном кругу уважаемых людей. Третий двор — для самого махараджи и его личных дорогих гостей. Четвертый двор — для женщин, включая гарем и всё такое.
Первый двор — Джалеб Чоук.
В первый двор, представляющий собой просторную площадь, где, в том числе, проходили всякие военные парады в честь многочисленных побед, с востока ведут Солнечные ворота (Сурадж Пол), а с запада — Лунные ворота (Чанд Пол). Названия происходят от того, что солнце восходит на востоке, а Луна восходит на западе.
15
18
Крутая лестница ведет во второй двор. А справа от лестницы — вход в неприметный, но важный для махараджей храм Сила Деви, в который мы только слегка заглянули.
17
Второй двор.
Центром второго двора является Диван-и-Ам, то есть, зал публичных аудиенций — открытый павильон с колоннами, капители которых выполнены в виде слоновьих голов. Рядом колоннада с видом вниз на озеро Маота и прямоугольный остров с садом Кесар Кьяри.
23
18
18
Но истинный центр притяжения второго двора — ворота Ганеши, ведущие в покои махараджи, над которыми галерея с решетчатыми окошками, через которые женщины могли наблюдать, кто там пришел, а самих красавиц пришедшие видеть не могли. Вот такие скрытные у них были представительницы слабого пола! Сейчас, конечно, уже все не так, и девушки так сильно не прячутся. Но решетчатые окошки пока решили оставить.
20
21
Сами ворота красоты неописуемой. Трехярусные, с изображением самого Ганеши в верхней части центрального айвана. При одном взгляде на эти ворота хочется тут же произнести Шри Ганеша сахасранаму. Но это все-таки долго, поэтому мы не стали этого делать. А прошли через эти ворота в третий двор.
15
Третий двор.
Это кульминация форта Амбер. Слева — потрясающий Диван-и-Кхас, то есть, зал личных аудиенций. Он же Зеркальный дворец, он же Шиш Махал, он же Джай Мандир.
18
17
Здесь махараджи проводили свои личные встречи, принимали послов и гостей. В жаркое летнее время проходы в этот зал по периметру завешивались занавесками, сплетенными из специальной ароматной травы, которую поливали водой. Это служило одновременно и кондиционером, и ароматизатором воздуха.
19
17
14
Интерьеры зала украшены узорами, выполнены, в том числе, из кусочков зеркального стекла разной величины, чтобы гости, видя всю эту удивительную пестроту отражений, тихо офигевали от впечатлений, выпадали в осадок и начинали еще больше почитать могущественного хозяина крепости. Также, говорят, что этот дворец из-за зеркальных отражений можно было осветить всего одной свечой. Мы сами не пробовали, но это вполне вероятно.
17
17
18
С другой стороны двора — покои махараджи, которые называются Сукх Нивас, то есть, Зал Наслаждений, окруженный традиционнной для могольско-индийской архитектуры галереей с колоннадой, богато украшенной резьбой и нишами чини хана.
22
14
19
Шиш Махал и Сукх Нивас разделяет могольский сад чарбаг.
21
Четвертый двор.
Двор Зенана — женская часть дворца. Здесь обитали жены и наложницы махараджи. В этих покоях коридорная система, подобная лабиринту, чтобы никто из жён не знал, к какой из них сегодня отправился повелитель. Кроме той, к которой он отправился, конечно. А то пойдут всякие пересуды и ссоры — а зачем благочестивому мужу все это надо?
13
14
С тех пор произошел большой прогресс в семейных отношениях. Скажем, у меня всего одна жена, а наложниц вообще нету. Поэтому мне не пришлось строить огромный дворец с системой лабиринтов, и моя жена всегда знает, к какой жене я отправился, потому что это она и есть.
16
Конечно, если нет дворца, негде поставить Барадари — это такой вот павильон, в котором жена может отдыхать. Но и это нельзя назвать упущением, потому что в нашем суровом климате такое сооружение малофункционально, а переезжать в Индию мы пока не собираемся.
13
Многочисленные комнаты с мелкорешетчатыми стенами показывают гуманное отношение к женщинам. Они могли не только сидеть взаперти и время от времени посещаться махараджей, но и смотреть через решетки на окружающий мир, сами при этом оставаясь для мира невидимыми.
24
17
Два практических совета. В форт Амбер, если вы хотите увидеть его достаточно немноголюдным — примерно таким, каким его видели махараджи прошлого — приезжать лучше к открытию, как мы. Потом количество страждущих по историческому наследию и по насущным селфи посетителей ежечасно увеличивается в геометрической прогрессии. На машине лучше к форту не подъезжать, если вы только не приезжаете очень рано. Автомобильная дорога ведет к Лунным воротам позади форта, и когда мы покидали Амбер, пробка из машин там насобиралась просто феерическая. Причем логика сидящих часами (sic!) в машинах людей, когда можно всего-то минут за пятнадцать подняться в горку пешком до ворот, была совершенно непонятна.