Если вас вдруг каким-то совершенно невероятным образом занесет в Зугдиди (как, напримар, нас!)
Если вас вдруг каким-то совершенно невероятным образом занесет в Зугдиди (как, напримар, нас!)
то не сочтите за труд-посетите имение князя Мингрельского, оно более известно, как дворец князей Дадиани. Однажды в интернете увидев фасад дворца, я сразу же нашла в нем сходство с дворцом князя Воронцова в Крыму
и когда наш маршрут вырулил в этом направлени я непременно хотела увидеть фасады дворца и попасть в музей, но увы! В Зугзиди мы приехали поздно, музей работает до 18–00 и нам осталось только довольствоваться прогулкой в парке.
А проектируя имение в Зугдиди для потомков древнего грузинского рода, архитектор Эдгар Райс использовал именно мотивы Воронцовского дворца в Алупке.
Первые документальные упоминания о роде Дадиани относятся к VIII веку, в период правления царицы Тамары. Княжество Мингрелия было пожаловано в потомственное владение основателю рода Вардану Дадиани. В 1557 году князь Леван Дадиани стал наследным принцем, царевичем Мингрелии и утвердился как независимый правитель.
В 1691 году его потомок князь Леван Дадиани III был вынужден отречься от престола и родственники Дадиани по другой ветви из рода сванетских дворян Чиковани унаследовали титул князей Мингрелии и фамилию Дадиани.
Родоначальником российской ветви является князь Георгий Дадиани, в 1699 году выехавший в Россию на службу к царю Петру Алексеевичу. При Петре I фамилию стали писать как князья Дадьяны (Дадьяновы, Дадиановы, Дадианы).
В 1866 году Мегрельское княжество было упразднено и тогдашний князь Николай Дадиани получил право именоваться Светлейшим князем Мингрельским и в компенсацию за отказ от владетельных прав в пользу русского императора получил от российского правительства миллион рублей, сохранив в личной собственности имения, принадлежавшие ему в Мегрелии, в том числе и имение в Зугдиди. Через два года он официально отказался от своих прав на престол.
Ныне существующий дворец был возведен для матери Николая княгини Екатерины Дадиани в 1873 -1875 года. Екатерина родилась в семье крестника императрицы Екатерины II- князя Александра Чавчавадзе (1786–1846), генерала, выдающегося грузинского поэта и общественного деятеля и его супруги княжны Саломе Ивановны Орбелиане, правнучке грузинского царя Ираклия II. Старшая сестра Екатерины Александровны -Нина Александровна (1812–1857) — была замужем за Александром Сергеевичем Грибоедовым.
Екатерина Александровна рано овдовела, через 15 лет замужества с князем Давидом Левановичем Дадиани, бывшим в то время владельцем Мингрелии и осталась одна с тремя детьми, семилетний Николай не мог по малолетсву руководить княжеством и правителем Мингрелии временно была признана его мать-княжна Екатерина Александровна Дадиани.
После окончания строительства дворца княгиня почти не жила здесь, ей было предложено «для воспитания» детей отбыть в Петербург. Её салон в столице был широко открыт для русской и грузинской интеллигенции. Через десять лет ей было разрешено уехать в Париж. В конце жизни княгиня вернулась в Мегрелию, где жила как частное лицо.
Дворец находится в конце огромного парка с клумбами, стриженными газонами, фигурно подстриженными деревьями, фонтаном, аллеями.
Дворец -это один из примеров «грузинской эклектики», роскошное и очень оригинальное сооружение, в котором удивительным образом сочетаются национальные элементы: общая планировка здания, балкончики на фасадах, с эклетичными поддельно-мавританскими в виде стрельчатых окон, стилизованных арок и необычного архитектурного решения крыши.
Сейчас во дворце находится Зугдидский государственный историко-этнографический музей, в котором можно познакомиться с уникальной коллекцией произведений искусства и старинных артефактов, которые начали собирать князья Дадиани. Помимо интерьеров роскошного княжеского жилища, воссозданных с помощью подлинных предметов мебели и быта, принадлежавших этому знатному роду, в музее есть немало достойных внимания коллекций.
Сегодня в сокровищнице музея более 40 тысяч экспонатов, значительная часть которых уникальна или представляет собой редкие образцы национальной культуры. Здесь же находится одна из трех посмертных масок Наполеона, которую я очень хотела увидеть.
На территории парка, справа от дворца находится дворцовая церковь,
самая старая постройка всего музейно-усадебного комплекса, она была сооружена в XVI веке, но ее архитектурное решение в точности соответствует древним канонам «грузинского стиля» в храмовом строительстве.
Если смотреть на главный фасад дворца, то вправо находится Ботанический сад Дадиани, который к большому сожалению нам тоже не удалось посетить-быстро темнело и пошел дождик!
Р. S. Это был самый бестолковый, расслабленный и не активный день в нашей 2-х недельной поездке по Грузии и дворец был пусть не ярким (фасады требуют реставрации!), но все же пятнышком.