Находясь в городе Мцхета, стоит посетить Шио-Мгвимский монастырь, средневековый монашеский комплекс, находящийся в узком известняковом ущелье на берегу реки Кура, в 12 км от города.
Дорога к монастырю асфальтированная и напоминает серпантин. Пока едем-любуемся пейзажами, которые с каждым поворотом резко меняются: вот только мы проезжали мимо плавно разбросанных мохнатых невысоких гор,
а сейчас вокруг в стороны уходят желтые песчаные холмы, кое-где поросшие кустарником и редкими деревьями.
По пути далеко в горах увидели два крошечных храма. Очередной резкий поворот, спуск и вдали появляется небольшая деревня Схалтба.
Мы поворачиваем направо и вскоре останавливаемся.
По историческим сведениям, первую монашескую общину на этом месте основал в VI веке монах Шио — один из тринадцати ассирийских отцов, прибывших в Грузию как христианские миссионеры. Святой Шио свои последние годы провел отшельником в глубокой пещере, потом получившей название Шиомгвиме (то есть Пещера Шио). Надо пройти мимо этого здания
в конце его спуститься вниз.
Самой первой постройкой комплекса является храм Святого Иоанна Крестителя, построенный в 560–580 годах. Эта крестообразная в плане церковь отличается простотой и строгостью конструкции. Чтобы оказаться в VI веке, в далеком прошлом, после посещения пещеры Шио надо обязательно зайти в храм. В нем почти ничего не отреставрировано, обстановка таинственности и причастности к чуду не покидала.
Везде на стенах крошечные остатки фресок, аскетичность обстановки, можно даже сказать-полное ее отсутствие, полумрак и шепот монаха, седовласого старца, повествующего о прошлом, навевали мысли о нереальности происходящего.
В полу сделан ход в пещеру, где долгие годы жил Шио и заглянув в этот колодец можно увидеть и гроб. Конечно же внутри храма фотографировать нельзя, но и рука не поднималась. Рядом можно пройти, практически наклонив голову еще в какие-то помещения, как буд-то только что вышедшие из под инструментов археологов.
К тому же периоду времени относят и вырытые монахами пещеры, видимые даже сегодня, находятся они вокруг монастыря и вдоль дороги, которая ведет к монастырскому комплексу.
Верхняя церковь (Земо Эклесия), получившая название в честь Божией Матери, — центральная часть Шио-Мгвимского монастыря,
ее построили на рубеже XII столетия по приказу царя Давида IV. Первоначально она была купольной церковью, но во время иностранного вторжения она была разрушена. Ее восстановили в 1678 году, уже как базилику.
Захожу внутрь-никого!
И как всегда в храмах и монастырях, охватывает благоговение! Можно тихо спокойно все обойти и посмотреть на красивый потолок и фрести на стенах.
Но тут же почему появляется ощущение, что сейчас войдет монах в строгих черных одеждах и скажет, что мне нельзя здесь долго находиться!
Поэтому спешу выйти и далее обследую территорию этого небольшого монастыря. Рядом с верхней церковтю находится трапезная, ее построили между XII и XVII веками, переход соединяет ее с пещерой святого Шио.
Небольшая часовня (XII ст.), украшенная средневековыми фресками, располагается отдельно на близлежащем холме.
Монастырь несколько изменили в XI и XVIII столетиях, но во многом сохранилась его первоначальная архитектура.
По данным археологической экспедиции 1937 года, воду монашеская община получала по 2-километровом водопроводе, протянутом из той деревни Схалтба, что мы проезжали. Он упоминается в летописи 1202 года, как постройка епископа Антона из Чкондиди, министра царицы Тамары.
Шио-Мгвимским монастырю было суждено быстро превратиться в крупнейшую монашескую общину Грузии, к концу VI века его уже населяло более 2000 монахов. Монастырь становится оживлённым центром не только религиозной, но и культурной деятельности. Он находился под личным патронажем грузинского Каталикоса. Давидом IV Строителем Шио-Мгвимская обитель была сделана царским доменом.
Падение единого грузинского царства и непрерывные чужеземные вторжения привели к тому, что монастырь пришел в упадок. Период относительного оживления начался, когда грузинский царь Георгий VIII, правящий в 1446—1465 гг., предоставил Шио-Мгвимский монастырь с землями, окружающими его, благородному семейству Зевдгинидзе-Амилахвари. Представители этого рода до 1810-х годов использовали его как семейную усыпальницу.
Монастырь опустошали и в 1614—1616 гг. вторжением персидских войск шаха Аббаса I. Но князь Гиви Амилахвари занялся восстановлением обители в 1678 году. А из-за османской оккупации Грузии в 1720 году Шио-Мгвимский монастырь был снова разрушен. Его восстановил Амилахвари в 1733 году, но менее двух лет спустя его опять разрушили, на этот раз-персы.
Восстановление Шио-Мгвимского монастыря снова последовало, а в XIX веке был обновлен интерьер. Но обители так и не смогли возвратить её былое значение в духовной жизни Грузии. В советские времена монастырь закрыли. Сейчас он действует опять и его двери открыты для туристов.
Территория монастыря небольшая и пока мы бродили по ней, только один раз увидели промелькнувшую вдали фигуру монаха, да седовласый старец с длинной бородой, издали увидев нас и не дав возможности подойти ближе и поздороваться, сделал нам замечание, почему мы не приветствуем его! Суровым оказался. А потом он же сопровождал на с в храме Святого Иоанна.