Любителям оперы и театра в Пекине представляется уникальный шанс услышать китайскую национальную оперу с ее увлекательным пением, интригующим сюжетом, изысканными костюмами, таинственными масками, изящными жестами, оригинальным музыкальным сопровождением и самобытной атмосферой. Будучи одной из визитных карточек Китая, Пекинская опера пользуется необыкновенной популярностью.
Пекинская опера (京剧) — один из видов китайского традиционного искусства и имеет 200-летнюю историю. Музыкально она базируется на двух группах мелодий Сипи и Эрхуан, возникших в провинциях Аньхой и Хубэй соответственно. Считается, что появление пекинской оперы связано с приездом в Пекин в конце 1790 года четырех знаменитых аньхойских оперных трупп. Под покровительством императора Цяньлуна и вдовствующей императрицы Цыси, пекинская опера получила широкое распространение и со временем стала более доступна для простых людей.
В Пекинской опере присутствуют 4 основных амплуа: Шэн (мужская роль, как правило, ведущая), Дань (женские персонажи), Цзин (мужские персонажи с гримом на лице) и Чжоу (комические персонажи). Персонажи отличаются возрастом, полом, социальным статусом, макияжем, костюмами и жестами. Все персонажи, кроме амплуа Дань, изображают мужской характер. До недавнего времени все актеры, даже те, кто исполнял женские роли, были мужчинами.
Костюмы являются неотъемлемой частью Пекинской оперы. На китайском языке они называются Синтоу или Сифу. Оперные костюмы изначально изготовлялись из шерсти или грубой ткани, позже стали использовать сатин, креп и шелк, украшенные искусно вышитыми узорами. Изготовление оперных костюмов получило развитие в эпоху правления династии Мин и со временем стало отдельным видом искусства.
Главным элементом сценического образа актеров пекинской оперы являются грим и маски. Невидимая зрителю специальная техника «смены масок» позволяет отображать перемены настроения героя. Грим и маски очень разнообразны, они отличаются разновидностью композиций, методом наложения рисунка, богатством красок и зависят от трактовки образа героя. Каждый вид грима символизирует определенные черты характера и личности персонажа, по цвету и рисунку можно определить не только характер героя, но и его социальное положение и судьбу. Цветовая гамма имеет определенное символическое значение. Немаловажным элементом грима является борода, внешний вид которой также характерен для определенных персонажей.
Зачастую на сцене можно увидеть персонажей, одетых в одежды с длинными белыми рукавами, подобные рукава являются способом создания эстетического эффекта. С помощью смены жестов руками герои отражают перемены внутреннего мира, так выбрасывая руки вперед, персонаж сообщает, что он зол, а тряся рукавами, что он трепещет от страха. Игра актера пекинской оперы включает «четыре умения»: пение, декламирование, перевоплощение и жестикуляция и «четыре приема»: «игра глазами», «игра руками», «игра туловищем» и «шаги».
В древние времена Пекинская опера исполнялась в основном на сцене под открытым небом, в чайных или храмовых дворах. Самый известный театр для императорской оперы Дэхэюань был построен в Летнем дворце в Пекине в конце 19-го века по приказу вдовствующей императрицы Цыси. В настоящее время три из лучше всего сохранившихся деревянных оперных театров театр дома гильдии Хугуан (湖广会馆大戏楼), чайный дом Лаошэ (老舍茶馆表演), и театр Чжэнъицы (正乙祠戏楼), гостеприимно открывают свои двери любителям пекинской оперы, местным жителям и туристам, чтобы показать увлекательное необычное представление, в исполнении лучших современных актеров Пекинской оперы.