Перед поездкой в Китай я часто думала, каково там? Другая часть света, другие люди, другой часовой пояс, другая еда… Я помню свои первые шаги по Пекину. Не те, что в аэропорту, а следующим утром, когда мы вышли из своего отеля, чтобы отправиться к Великой китайской стене.
11
18
Мне казалось, что с этих самых первых шагов здесь все будет не так, как раньше. Ну, земля пружинит как батут, например, идёшь и проваливаешься и подскакиваешь попеременно. Или наоборот, гравитация меньше, чем обычно, и время от времени придётся прилагать усилия, чтобы спуститься на землю. (На самом деле, все так и было, только сильно завуалировано. Проваливаешься, но не замечаешь, взлетаешь, но все вокруг тоже летают, и ты не обращаешь на это внимания.)
Но каким бы необычным все вокруг не казалось, сильно мы никуда не провалились и не улетели, да ещё и благодаря совету Сергея Архипкина сумели без всяких проблем добраться до участка стены Мутяньюй. А благодаря рассказу Константина Павлова, я была уже, так сказать, исторически подкована. Хотя, все мои знания об этом сооружении только усугубляли собственные сомнения, а правильно ли мы понимаем назначение этой стены, цели её строителей и многих поколений поддержателей в нормальном состоянии и восстановителей после разрушений?
9
Если здесь все другое, то может и не надо пытаться за уши подтягивать Великую китайскую стену к своей логике? Ведь, при всем моем снисходительном отношении к китайцам (это в отместку за снисходительное отношение ко всем иностранцам, коих там кличут лаоваями) я ни в коем случае не считаю, что в Китае живут дураки, причём не только сейчас, а начиная с 3 века до нашей эры.
6
А идея строительства такого длиннющего оборонительного сооружения на мой дилетантский женский взгляд совершенно дурацкая. Ладно, если бы тогда китайцев было как сейчас полтора миллиарда, и можно было расставить на каждый её километр по 169453 человека, но их тогда было всего пять миллионов, включая младенцев и пенсионеров, а это существенно снижает шансы её эффективной защиты и повышает шансы взяточничества и предательства — от китайцев оторванных от сообщества можно ожидать чего угодно.
9
Ведь если никто не видит, то и лицо потерять нельзя. А это очень важная часть китайской жизни — спасение собственного лица от потери)) Не это ли стало причиной неверной трактовки предпосылок для строительства Великой китайской стены? Ну, скажем, сохранились записки императора. Так и так, построил затем-то и тем-то.
14
А китайский учёный историк взял да и не понял пару слов из всего текста. А чтобы не потерять лицо, взял да соврал, что построена стена для обороны от пришельцев.
8
А почему сразу для обороны. Я вот навскидку могу назвать вам несколько совершенно отличных от этой причин.
1.На спор. Мог же император с кем-нибудь поспорить.
12
2.Отмывание денег. Это уже не императорская затея, а чиновничья. Предоставили императору бизнес план, и давай из него деньги тянуть на его реализацию. Вложения серьёзные — по любому в карманах что-то да осело.
3
3.Отвлечение людей от важных событий в государстве. Не буду копаться в многотысячелетней китайской истории, но наверняка в ней были события, которые нужно было разрешить без привлечения широкой китайской общественности.
11
Еще ВКС может оказаться ничем иным, как гигантским тренажёром. Вы же знаете, что китайцы используют любую возможность для физической активности. Порой их снаряды для физкультуры бывают весьма странными.
2
3
Почему бы Великой китайской стене не оказаться одним из них.
5
Это сходу. А если перестать шутить и задуматься, то вполне можно решить, что построена ВКС совсем с другой целью. Вы слышали о Зеленой китайской стене? Зеленая китайская стена — проект, призванный предотвратить расширение пустынь на территории КНР. В Википедии есть ещё много интересной информации о том, как на Китай наступает пустыня, и как северные его территории все чаще и чаще страдают от сильнейших песчаных бурь. Но меня поразила всего одна фраза:«В проекте задействован весь китайский народ». И это не пустые слова. Китайцы не мыслят себя отдельно от своего народа в целом, отдельно от ближайшего окружения в частности. Вы видели где-нибудь в путешествиях китайцев поодиночке?
1
Если да, то наверняка это даже не исключение, а настоящий форсмажор! И каждый абсолютно, даже попавший под действие форсмажорных обстоятельств китаец гордится Великой китайской стеной.
4
Не это ли главная цель строителей стены — создать общество, в котором все люди будут действовать как один, когда от них это потребуется. И вполне себе да, ВКС — это тренажер, только вовсе не для мышц, а для объединения нации. И кто однажды выиграет в противостоянии, наше общество выскочек и недолговечных коалиций, с одержимостью идеей личных достижений или слившийся воедино, объединенный на протяжении тысяч лет идеей превосходства над всем миром китайский народ?
7
3
9
11
Скажете, слишком долгосрочный проект?) Да. Но в нашем мире столько загадок, что я совсем не удивлюсь существованию какой-нибудь высшей расы, которая способна на такое долгосрочное планирование.
4
8
На этой воодушевляющей ноте можно было бы рассказ и закончить. Но если честно, мне совсем не хочется застать время, когда китайцы решат продолжить строительство ВКС по всему миру. Поэтому закончу я некоторыми практическими подробностями нашей поездки.
Как я уже говорила, воспользовавшись советом Сергея, мы без труда нашли автостанцию и автобус под номером 916. Несмотря на его подробные рекомендации, у меня все равно оставались некоторые опасения, потому что в других отзывах я читала, что дорога к этому участку стены не всегда складывается гладко. Например, еще до прибытия в конечный пункт — автостанцию города Хуайжоу (HUAIROU), на промежуточных остановках, расположенных уже в пределах этого населенного пункта, предприимчивые частники, занимающиеся извозом, начинают добывать из автобуса направляющихся к стене туристов. То есть тебя уговаривают выйти, обещая отвезти к стене, а потом могут заломить цену, в несколько раз превышающую нормальную. Причем описываются случаи, когда несговорчивых туристов чуть ли не силой выталкивают из автобуса. С нами такого не произошло, хотя на остановках, действительно заходили и что-то предлагали. Мы сидели далеко от дверей и не реагировали на предложения, благополучно доехав таким образом до конечной. Там нам повезло. Мы встретили девушку гида, которая везла к стене двоих иностранцев. Она уже договорилась с таксистом за 40 юаней за машину для себя и заодно и нам помогла сторговать ту же цену, и мы с Ростиком в компании еще двух испанцев добрались до цели, заплатив всего по десятке.
На обратном пути пришлось платить уже сорок. Таксист попался противный, или он сделался таким, когда ему пришлось снизить цену вдвое, но в конце поездки возмутил меня до глубины души! Он отказался везти нас на автостанцию, высадив у автобуса с нужным номером, но посреди города. Я долго отказывалась выходить из машины, показывая ему и карту, и иероглифы, но он уперся, и ехать категорически не хотел. Хорошо, что в автобусе были свободные места, но их ведь вполне могло и не быть. На автостанции мы могли и следующего подождать, самим решить, в конце концов, в каком автобусе нам ехать, а тут пришлось довольствоваться выбором, который сделал за тебя какой-то посторонний китаец. Еще и переживала, пока ехали по городу. А вдруг автобус идет не в Пекин, а из Пекина, и привезет на автостанцию, где нужно будет пересаживаться в другой? А денежки-то уже брошены в запечатанную коробочку)) Но все закончилось хорошо. Сначала побагровевший, а потом почти посиневший от злости на нас таксист (он так и не смог понять, почему мы не хотим выходить) оказался прав и добрались мы благополучно, не считая того, что дорога назад заняла в два раза больше времени из-за пробок. Но это Китай. Почти любое действие там превращается в лотерею)