Храм Гарни находится в 30 км от Еревана, в Котайской области, в долине реки Азат, рядом с селом Гарни. Это единственный сохранившийся в Армении (и не только в Армении, а и на всей территории бывшего СССР) языческий, эллинский храм. Гарни был возведён армянским царём Трдатом I в. I веке н. э. Он был посвящён древнеармянскому богу солнца Митре, который издревле был главным покровителем армянских царей. Нередко Митра, символизирующий истину, изображался сражающимся с быком, который символизировал тьму. Храм считается архитектурной гордостью Армении, у него богатые украшения, различные орнаменты и красивая резьба. Несмотря на то, что храм выполнен в эллинском стиле, резьба и украшения сделаны в лучших традициях армянского зодчества, на них изображены гроздья винограда, ореховые листья, цветы и гранаты. Вход украшен наличником с богатым орнаментом. Вид строения сразу же наводит на мысль о храмах Древней Греции, его общая конструкция напоминает знаменитый Парфенон.
Правители Армении очень любили это место — как за неприступное расположение, так и благодаря превосходному климату. На протяжении многих лет Гарни был официальной резиденцией армянских монархов. С двух сторон храм окружён отвесными склонами ущелья, а напротив был ряд из четырнадцати прямоугольных башен и защитные стены. Языческий храм уцелел, даже после принятия Арменией христианства в 301 году.
Но Гарни не пережил землетрясения 1679 года, когда большая часть храма и крепости были разрушены. Многие годы храм так и простоял в руинах до середины XX века. Восстановление и реставрация храма проводилась в 1966 — 1976 годах. Естественно, камней от храма сохранилось не много, для восстановления каменные осколки собирали и поднимали со дна ущелья, реставраторы искали и находили обломки у местных жителей, которые растаскивали камни для своих нужд. Собрали, конечно, далеко не всё, но процентов на 30 храм состоит из тех самых блоков, которые тесали древние строители времён Нерона. Сейчас, по новым правилам ЮНЕСКО, запрещено маскировать реконструкцию под оригинал, поэтому можно легко опознать древние участки стен и прикоснуться к ним в буквальном смысле слова. Недостающие элементы были восполнены современными, специально обработанными камнями базальта. Новые камни отличаются от древних по цвету и сохранности. Видно, что колонны храма собраны из двух, трёх, четырёх частей. Реставраторы не копировали резьбу по камню на новых базальтовых вставках, поэтому, если разглядывать карниз, фриз и потолки храма, хорошо видно, где резьба сохранилась.
Внутри храма находится небольшое помещение святилища с алтарём. Рядом с храмом мы осмотрели раскопки древней бани III века, на полу термы сохранилась интересная мозаика из натуральных камней пятнадцати оттенков с изображением морского божества.
Вход на территорию комплекса платный, около 120 руб.
Автопарковка тоже платная, но это уже инициатива местного люда. Зато поддерживается мало—мальский порядок и охрана. Территория комплекса облагорожена — постриженные, орашаемые газоны, цветник, аллея больших деревьев грецких орехов, фонтанчики питьевой воды, красивые скамейки.
Вся информация о храме, его строительстве, истории и реставрации есть на специальных табличках для туристов на шести языках. Есть павильоны с сувенирной продукцией, местными сладостями и вкусной армянской выпечкой. Но цены здесь выше, чем в округе.
Очень красивая природа вокруг — глубокое ущелье, горы, зелёные кущи. Храм глядится на этом фоне просто фантастически.
Мы спустились по тропинке в ущелье до «Симфонии камня» — это базальтовые столбы в форме правильных шестигранных призм, похожие на огромные органные трубы.
День был ясный, солнечный и мы с удовольствием, не спеша, рассмотрели здесь всё, прониклись красотой и гармонией природы и храма, попили горячего чая со свежей выпечкой и провели в этом красивом и очень интересном месте полдня.