Для полного погружения в атмосферу нашего путешествия очень рекомендую познакомиться с частями «Полет» и «Мечта».
Итак, после долгого взвешивания «за» и «против», было решено на обратном пути из Татева зайти в монастырь Нораванк, а Хор Вирап отложить на другую поездку.
Дорога к Нораванку отделилась от основной и завернула в глубокий каньон. По обеим сторонам высились отвесные скалы. Да, войти в такую щель с большим войском было довольно трудно. Но вот в вышине показались главы церквей. Горная дорога была преодолена, и наша машина остановилась перед новыми воротами Нораванка.
1 из 6
Одной из особенностей армянской церковной архитектуры является местонахождение духовных центров и их «интегрированность» в окружающую природу. Нужно быть очень верующим или фанатом архитектуры, чтобы бесконечно восхищаться более или менее похожими друг на друга церквями средневековья. Но даже если вы не инженер и не приверженец армянской версии христианства, то места, где вы побываете, не оставят вас равнодушными, ибо они бесконечно прекрасны именно с тех точек, где стоят храмы и на подходах к ним.
К сожалению, такое расположение было продиктовано не только чувством красоты. Труднодоступные места были выбраны большей частью из-за врагов. Хотя монастыри не были самостоятельными укрепрайонами и не имели своего войска, однако они давали шанс на спасение сотням жителей ближайших сел, являлись важным звеном в системе обороны княжеств и царств Армении.
История этого места очень романтична и трагична. Нораванк неразрывно связан с именем Момика, одного из самых выдающихся зодчих, скульпторов и иконописцев древней Армении. По преданию мастер Момик стал известен еще в 16-ти летнем возрасте, когда победил в конкурсе скульпторов, и князь Орбелян заявил, что если этот юноша обходится с камнем как с воском (воск по арм. — момик), то и звать его будут Момик. Ученик Гладзорской школы, Момик оставил после себя богатое наследство. Кроме церквей, тут есть различные хачкары, множество прекрасных миниатюр и икон. История жизни Момика окончилась именно в Нораванке, в храме, который он же и построил. По преданию, Момик влюбился в дочь князья области Сюник который потребовал от мастера постоить самую прекрасную церковь. Мастер за три года построил церковь и когда осталось совсем чуть-чуть, князь вызвал к себе подмастерьев Момика и приказал им скинуть мастера с крыши. Те не смогли противиться воле князя и последний камень, который Момик должен был прикрепить к крыше, стал для него надгробием.
1 из 2
Над могилой мастера теперь стоит скромный хачкар с надписью «1333. Յիշեա Քրիստոս Աստուած զՄոմկա յոգին եւ ողորմեա« — «Да упомянет Христос душу Момика и смилостивится над ним».
Как это часто бывает, последняя работа мастера становится его шедевром. Церковь св. Богородицы или Буртелашен (построенная по заказу Буртела) в Нораванке, действительно уникальна. Она двухэтажная и чтобы попасть на первый этаж, нужно спуститься на несколько ступенек, а чтобы побывать на втором этаже, нужно быть очень осторожным — туда ведет узкая лестница без перил, ставшая визитной карточкой Нораванка.
1
Первый этаж церкви, куда надо спуститься, символизирует наш земной мир. Там довольно темно и лишь на стене можно увидеть высеченный крест. Перед входом над дверьми есть прекрасный барельеф святой Деве, с младенцем Христом на коленях, окруженная архангелами Гавриилом и Михаилом.
Верхний этаж символизирует горний мир, куда должны стремиться наши души после покоя. Не случайно, что Момик специально подвел наверх узкие лестницы, как символ трудной дороги к раю с которой легко оступиться. Вход украшает барельеф с Христом и апостолами Петром и Павлом.
В этой части церкви просторно и светло. Колонны ротонды, на которых покоится крыша делают ее воздушной и легкой. И несмотря на то, что внутри все скромно, второй этаж производит довольно возвышенное впечатление. Тут легко молиться, душа не чувствует давления, свободна и легка.
Как свидетельствуют раскопки, раньше монастырь был окружен стеной, внутри которой находились не только кельи монахов, но и учебные помещения и мастерские. Сейчас от них мало что осталось.
Я не смог не податься искушению и не спуститься под землю. Монахи монастыря здесь хранили зерно или другую снедь. Это было вроде холодильника. В периоды нашествия врагов тут прятали рукописи и иконы. Сейчас же подземное хранилище превратилось в своеобразный алтарь. Тут горят свечи. Для меня было немного странно, как можно молиться под землей? Но что есть, то есть.
Кроме знаменитой лестницы в Нораванке есть еще на что посмотреть. Основным зданием монастыря является церковь св. Степаноса Нахавкá (Предтечи). Эта церковь имеет притвор-усыпальницу, где погребены князья из рода Орбелянов и настоятели монастыря. Легендарный Момик тут тоже оставил свой след.
Землетрясение 1321 года очень повредило эту церковь, разрушив притвор. Князь позвал на восстановление уже снискавшего себе имя Момика и мастер украсил новый притвор великолепными барельефами над входом и арке верхнего окна.
На барельефе изображена Дева Мария с младенцем на коленях. Резьба выполнена на богато орнаментированном фоне с большими буквами, переплетенными с стилизованными листьями, цветами и виноградом. Двое святых смотрят на центральные фигуры, ткань трона украшена армянским узором.
Скульптура над верхним окном — уникальное создание образа Бога Отца, Адама, Христа и библейских фигур. В центре изображен Бог с десницей, приподнятой над миниатюрной сценой распятия Христа, окруженного Святой Девой и Евангелистом Иоанном. Над над троном видна фигура Пророка Даниила.
Левая рука Бога поддерживает голову Адама, получающего дыхание жизни от Святого Духа (голубя). Для верующих армян (большинство которых не умели читать) значение этой, казалось бы, каменной «иллюстрированной книги» было ясным и убедительным: Бог дал нам жизнь вместе с Адамом, а затем дал нам вечную жизнь, отдав в жертву своего Сына.
После притвора по лестнице можно попасть в саму церковь св. Степаноса Предтечи. Тут также все очень строго и воздушно. Обилие резьбы по камню создает впечатление легкости.
Внутри новый алтарь.
Вообще в эмоциональном плане Нораванк также уникален. В предыдущем посте о Татеве я писал о впечатлении, которое создается у зрителя армянских храмов. Тут все было по другому. Здесь была легкость, светлость, воздушность и скромность, совершенно без того подавляющего эффекта, которые я отмечал ранее. Если вернуться к тем же сравнениям, то Гегард поражал силой веры, Татев подавлял величием форм, а Нораванк наполнял светом, надеждами и легкостью, избегая, при этом, быть несерьезным. Тут хотелось улыбаться, делать добро, венчаться и крестить детей. Трудно сказать что тому причиной. То ли место, где расположен монастырь, то ли светлый камень, из которого он построен, то ли оригинальность идеи зодчих и архитекторов, но посещение Нораванка после такого насыщенного дня совершенно не утомило нас, а наоборот, наполнило новой живительной энергией. Пожалуй, выбор в пользу этого монастыря был сделан правильно.
К нашему сожалению музей Момика уже был закрыт. Мы не смогли сами посмотреть на его работы по живописи или другие артефакты, так что показываю вам то, что нашел в интернете. Будете там, заходите в урочный час: будет на что посмотреть.
Итак, день прошел для нашей семьи более чем насыщенно. В последний раз поклонившись святым местам, мы погрузились в наш мерседес и направились домой. Впереди были несколько часов обратной дороги, которые прошли почти в полной тишине — дети были настолько уставшими, что сразу же уснули. Девушки тоже не проявили особого желания наблюдать за ночным пейзажем. Остались только я и наш водитель Карен. В конце пути нас ждало еще одно безумно красивое зрелище — Арарат в закатном свете. Какая жалость, что батарейки фотоаппарата к тому времени совсем сдохли и я не смогу поделиться с вами этой картиной. Если утром святая гора проснулась позже нас и была завернута в одеало из облаков, то вечером она встретила нас во всем своем величии, укутанная вечерним солнцем. Это зрелище поставило последнюю точку в нашем путешествии.
1
Прошло уже больше двух месяцев после этого путешествия, однако до сих пор и я, и супруга, и дети, и Феня пребываем в удивительном впечатлении. Татев смог надолго поразить нас, а Нораванк — возвысить.
Всем, кто читал, оценил и прокомментировал мой пост, я говорю «мец шноракалутюн».