Хочу дать несколько советов тем, кто впервые решился путешествовать на автомобиле по штату Флорида.
1. Перед поездкой Вам необходимо оформить Международное Водительское Удостоверение. Согласно закону штата, управлять транспортным средством во Флориде иностранный гражданин может только имея на руках МВУ (см п. С2 вот здесь).
Конечно, можно попытаться в прокатной конторе выдать обычные российские права за международные. Но номер не пройдет. В российских правах нет указания на английском языке транспортное средство какой категории Вам разрешено водить, поэтому рет-э-кар просто-напросто откажет Вам в прокате. Ну и плюс, насколько, я знаю у прокатных контор есть каталоги международных прав разных государств. Не стоит, в общем.
И даже если у Вас — вдруг — найдутся добрые американские друзья, готовые одолжить свое авто, не забывайте о том, что на дороге может случиться всякое. Другие автолюбители — тоже люди. На них действуют магнитные бури на Солнце, ссоры с супругом, выговоры начальника. Момент — и Вам притерли бок на парковке, ткнулись в задний бампер на светофоре, зацепили зеркало. И все — Вы попадаете в категорию любимых клиентов страховой компании: у Вас нет МВУ, а значит весь ремонт за Ваш счет. Оно Вам надо? Не думаю. Так что, вперед, за МВУ, если у Вас его еще нет.
2. Продолжая тему страховой. Страховку лучше делать максимально полную. Ни для кого не секрет, что задача страховой — отбиться от клиента, найти лазейку и свалить на него все бремя выплат. Не давайте ей такого шанса.
3. При оформлении договора обратите внимание на пункт «Fuel Purchase». Обычно там по умолчанию стоит галочка, которая обозначает, что Вы вносите предоплату за полный бак бензина на момент возврата авто. То есть возвращать машину Вы можете с любым количеством бензина, рент-э-кар с Вас деньги содрал в самом начале и не факт, что его расценки были гуманны. Так что, если не хотите платить сразу, отказывайтесь от этой опции.
4. Зато мыть машину перед возвратом необязательно. Мы не смогли заехать на мойку перед сдачей и нервничали, представляя сколько же с нас сдерут за мойку. Оказалось — нисколько. Большое облегчение.
5. США — страна дорог, развязки там — просто фантастические — многоуровневые, сложные. Без навигации — никак. Мы пользовались мобильной навигацией — супер (гугл столько всяких удобных фишечек там навертел!!!), но вот трафик жрет просто по-черному. Так что будьте готовы раскошеливатся на мобильный интернет при подключении местной симки.
6. Все знают, что в стране победившего капитализма множество платных дорог (turnpikes). И, если путешествуя по штату еще можно изловчиться и проехать по бесплатной дороге, то возле аэропортов и в Майами — спасенья от них нет. На платных дорогах стоят рамки — гейты, на которых с Вас будут брать мзду. Как правило, правые полосы магистралей под этими рамками приспособленны под оплату проезда наличными (стоят будочки с кассирами), а левые — под экспресс-проезд SunPass или E-pass. Что за зверь этот SunPass? Машина проезжает под гейтом и спец датчики считывают информацию с электронныго устройства (транспондера), прикрепленного к лобовому стеклу авто, а со счета, привязанного к этому устройству, снимаются деньги.
Вы, наверное, подумали: «Да нафиг этот транспондер? Где его брать, да и сколько он стоит? Головная боль только. Мне экспресс-линия не нужна, я и наличкой расплачусь. Подумаешь, постою в небольшой очереди перед будкой». Мы тоже так думали. До поры, до времени. Дело в том, что на шоссе в Майами (в целях предотвращения пробок) НЕТ гейтов с полосами, приспособленных под оплату наличкой. Либо ты проезжаешь по СанПассу, либо камера фотографирует номер машины и тебе приходит штраф. И платишь ты гораздо больше $0,5, который ты мог бы заплатить проезжая с СанПассом на лобовом стекле.
Итак, где взять этот санпассовский транспондер и как активировать?
Самый простой и самый бессмысленно-дорогой вариант — арендовать транспондер у прокатной конторы вместе с авто. Нам такое удовольствие предлагали за $11. Мы умножили $11 на 17 дней и… решительно отказались.
Второй вариант — купить транспондер самому. Он бывает либо в виде коробочки, как на фото выше, либо в виде наклейки. Вроде бы они продаются на заправках. Мы нашли в аптечной сети Walgreens. Наклейка стоит вообще копейки (по слухам), но ее не было. Пришлось брать коробочку. За нее заплатили $20. Совсем недешево, конечно, но нас уже порядком поджимало. Так что, старайтесь найти наклейку. Правда, наклейка — одноразовая, а коробочка — предназначена на долгое использование.
Инструкция по активации транспондера располагается на его коробке-упаковке. Активировать можно либо позвонив по телефону, либо через сайт SunPass. Мы пользовались сайтом. Ничего особенно сложного.
Кстати! Даже если на гейте написано E-pass, а у Вас санпассовский транспондер, Вы смело можете проезжать по экспресс-полосе, вся инфа считается и деньги снимутся. А вот для путешествия по нескольким штатам Вам потребуется другой транспондер — PlatePass.
7. Обратите внимание, что на обочинах скоростных автомагистралях НЕТ заправочных станций! Все они расположены в стороне от дорог, на съездах. Так же как и всякие придорожные кафе. Вам нужно будет выглядывать дорожный знак вроде такого:
на нем будет нарисован логотип заправки/кафе. Еще заправки располагаются на «плазах» — «островках» между двумя направлениями магистрали.
На заправочных станциях с самообслуживанием заправочные аппараты не принимают иностранные карты. Ни кредитные, ни дебетовые. Нужно идти платить кассиру. Бензин в США нынче дешевый, как в Дубае. 40 центов за литр.
8. Скоростной лимит — цифра на указателе + 10 миль сверху. Правда, мы заметили, что основной поток машин несется по магистралям со скростью и +15 и +20 миль сверху. Мы сначала стеснялись, а потом тоже стали ездить «как все». Может, зря. Через месяц нас настигла расплата за наше гусарство в виде штрафов на $160. Не скажу, что это наполнило нас счастьем. :(((Впрочем, может мы эти штрафы где-то по городу нахватали. Мой муж после 6 лет московского вождения уж очень резво водит.
9. Несмотря на любовь к резвой езде, среди американских водителей также распространнено такое явление как «леворядный тихоход». Впрочем, явление это интернациональное и встречается повсеместно. Есть такие люди, которые окончив автошколу, забывают, что крайний левый ряд предназначен — для обгона, для движения ВЫШЕ скорости основного потока. И впоследствии эти товарищи начинают ездить в левом ряду с разрешенной скоростью или чуть ниже. Хочется спросить у такого водителя: чем тебе не угодил средний ряд, который прекрасно и свободно движется со скоростью потока? Ты ведь все равно никуда не торопишься, зачем ты мешаешь тем, кто спешит? Зачем заставляешь других водителей совершать небезопасные обгоны справа? Что за удовольствие, когда тебя «поджимают», действуя тебе на нервы и вынужая уступить дорогу? Не понимаю. Но таких водителей очень много.
Кстати, мы обратили внимание на то, что во Флориде не принято моргать дальним светом, чтобы тебе уступили дорогу, и не принято ездить по обочинам. Явления распространненые как на Родине, так и в ОАЭ.
10. Парковки. Сразу готовьтесь, что паркинг быстро превратится в одну из основных статей расходов в бюджете Вашей поездки. Платить за него приходится практически везде: даже возле ресторанов, даже возле церквей. Самый дешевый, что был — 2 доллара в час, самый дорогой — по 20 долларов (парковки возле парков Диснейуорлда и Юниверсал Студиоз, правда, это стоимость за весь день).
11. Ну и, напоследок, три непривычных для нас правила дорожного движения, с которыми мы столкнулись во Флориде. Все они связаны с пересечением перекрестка:
а) Вы можете повернуть направо на красный свет, если предварительный анализ ситуации на дороге показал, что этот маневр будет безопасным. Во Флориде нам практически не встречались выделенные полосы для поворота направо, так что поворачивать на красный приходилось регулярно;
б) Вы можете повернуть налево на зеленый свет, если возле светофора вместо стрелки, показывающей налево, висит табличка: «LEFT TURN YIELD TO ONCOMING TRAFFIC» («Поворачивающие налево должны пропустить встречный поток»). Самое небезопасное правило, на наш взгляд. Но пару раз, в небольших городах, где не на перекрестках не было стрелки для поворота налево, этот маневр совершать приходилось.
в) Перед нерегулируемом перекрестком должны остановиться все, подъехавшие автомобили. Пересекают его в порядке очередности: первая подъехавшая машина проезжает его первой, вторая — второй и т. д.
На этом, пожалуй, и все!
Гладких Вам дорог и только положительных впечатлений от Флориды.