— Мне не нужно никаких Марьиных корней! Я хочу подснежников! — мультфильм «12 месяцев».
Как можно превратить 7-мильный поход средней тяжести в настоящее горное испытание, растянувшееся на 16 километров? Да легко! Достаточно всего лишь свернуть «не туда».
1
Национальный парк North Cascades занял в нашем маршруте по северо-западу США важное место. Он стал первой точкой ночлега после того, как всё-таки раздобыли дом-на-колесах в Сиэтле.
А местная тропа Heather-Maple Pass loop trail прочно обосновалась на вершине рейтинга лучших троп путешествия до самого конца, и только слегка была подвинута уже на исходе поездки тропой Skyline trail в национальном парке Mt. Rainier.
4
Северные каскады расположились на севере штата Вашингтон, на границе с Канадой.
Всего три часа из Сиэтла на восток, и накатывает суровая красота: зубчатые вершины гор (пять из них достигают высоты свыше 2700 метров); отвесные лесные склоны, на донышке которых зачастую сверкает какое-нибудь маломальское озерцо; водопады-каскады (называние парка оправдывает), и конечно же ледники. Их тут 300 штук, больше, чем в любом другом парке США за пределами Аляски.
3
После первого ночлега в RV (какой кайф спать в лесу не в палатке, а на полноценной кровати) в кемпинге Newhalem Campground, сил было полно, и стоявшая в планах тропа к Кленовому перевалу казалось детской прогулкой в лесу. Ну и пусть набор высоты 600 метров, люди мы тренированные, где наша не пропадала. Да, на счет детей. С маленькими (младше 8 лет) идти на тропу не стоит, и то, если ребенок не очень спортивный и не привык к нагрузкам, то тоже не надо.
Северные Каскады входят в список самых малопосещаемых парков в Штатах. Какие-то «жалкие» 30 тысяч туристов в год! А ведь в Йеллоустоуне и тем более в Гранд-Каньоне счет идет на миллионы. Без машины тут делать нечего, не доберешься никуда, а расстояния немаленькие.
4
От кемпинга до начала тропы было 38 миль езды (60 км) по State Route 20. Эта дорога — одна из старейших в штате Вашингтон, проходит маршрутом 1896-го года, известного как «wagon route» (обозный путь). Это когда переселенцы на Дикий Запад, путешествующие по равнинам и горным перевалам в крытых фургонах, объединялись для взаимопомощи. Сейчас по дороге со свистом проносятся мотоциклисты, да пыхтят неторопливые дома-на-колесах.
5
Нужная нам тропа начиналась от небольшой парковки Rainy Pass Picnic Area на обочине шоссе, где предлагалось заплатить $5. Дело это абсолютно добровольное, денежки идут на ухаживание за территорией.
Предполагаемые 7 миль пути — это кольцо, т. е. начинать можно хоть по часовой, хоть против. Выбрали _по_, исходя из того, что самый сложный участок тропы лучше пройти на свежих ногах, а не под конец. Вода, энергетические батончики, пластыри/таблетки — и вперед, на маршрут.
Первые полмили представляют собой легкую прогулку по сосновому лесу. Здесь господствуют хвойные, а особенно пихта Дугласа, с короткой хвоей. Если сорвать и растереть, то запах довольно сильный, приятный, а в качестве бонуса — не нравится комарам.
3
Следующие две с половиной мили только вверх, зигзагом, с частыми остановками. Это самая тяжелая и медленная часть тропы, но с каждым поворотом виды все интереснее, пока среди деревьев не начнет проглядывать Rainy Lake (Дождевое озеро). Только здесь начинаешь понимать, как высоко забрались.
5
А потом начинается сказка, как будто из мультфильма про подснежники.
2
В данном случае, вместо подснежников нас встретило целое поле Ледниковых лилий (Glacier Lily). Они здорово смотрелись на снежном фоне, растекаясь ярко-желтым солнечным пятном по альпийскому лугу.
3
Из закромов памяти всплыл факт о том, что луковицы этих цветов — любимое лакомство местных медведей. Воображение тут же подкинуло соответствующих картинок, но нет, медведи на этой тропе нам не встретились.
4
Зато наткнулись на «псевдо-медвежонка» :) Издалека показалось, что на камнях растянулось на солнышке что-то шерстяное. Оказался старый знакомец мармот.
3
Пока подкрадывались с большими предосторожностями, сурок-мармот крутился во все стороны, держал нас на прицеле, но прятаться не спешил. То ли привык к «хуманам», как выражается дочь, то ли был безрассудно очень смелый.
4
Горный луг, который мармот выбрал себе в качестве места жительства, вскоре стал практически невидим. Снежный язык сменил травяную подушку, да так, что полностью перекрыл собой нашу тропу. Пришлось пробираться по снегу.
3
А затем в воздухе запахло… арбузами, а снег стал приобретать розоватый оттенок. Феномен называется «арбузный снег» (watermelon snow), а виной всему водоросли хламидомонады (Chlamydomonas nivalis).
3
Данный вид зеленых водорослей содержит вторичный красный каротиноидный пигмент (астаксантин) в дополнение к хлорофиллу.
В отличие от большинства видов пресноводных водорослей, этот вид криофилен (холодолюбив) и хорошо себя чувствует в ледяной воде. Обитая, казалось бы, в неблагоприятных условиях, водоросли столь интенсивно размножаются, что своей массой окрашивают поверхность снега.
2
Вид розового снега не такое уж и редкое явления для альпийского региона, но оставляет неизгладимое впечатление у тех, кто видит впервые.
1
Наконец, финальные зигзаги тропы, и мы на Кленовом перевале, высота 2120. Метров.
Это был какой-то фотографический рай. Неровные поверхности гор с хорошими тенями. Снег, мазками наложенный на скалы. Синяя капелька озера, к которому тянулся взгляд. Всё там было на своем месте, сочеталось одно с другим, и находилось в идеальном балансе.
3
5
На вершине мы устроили получасовой пикник. Хорошо после длинного подъема и мышечного напряжения развалиться под кустом и хрустеть сочным яблоком. А потом и шоколадкой. Калории еще ой как пригодятся.
Полные впечатлений и энтузиазма, приступили ко второй части тропы, но т. к. она периодически скрывалась под снегом, мы ее в скором времени упустили.
1
Лишнее ответвление от тропы…
Вот так шли себе, шли, а потом бац, чистый снег, без следов, без колеи, вокруг какие-то холмы и горы похожие друг на друга как близнецы. Телефонный сервис отсутствует, из карт только какая-то невнятная распечатка с интернета.
Единственное, что было понятно, так это то, что нужно куда-то вниз и направо. Выбрав склон, не очень сильно заросший деревьями, стали спускаться прямо вдоль снежного языка, по бездорожью.
4
Это только читая на диване кажется, что ничего особенного. На самом деле, движение по откосу, по нехоженой местности — занятие чрезвычайно энергозатратное, и силы покидали буквально с каждым метром.
4
В этом нелегком деле нас поразил собственный ребенок. Она, конечно, спортсменка, и привыкла к высоким нагрузкам, но все-таки не такого плана. Однако, без нытья, но стиснув зубы, все вместе преодолели дремучий склон, и вывались на тропу прямо над озером Ann lake, на перевале Heather Pass.
4
Ноги уже реально тряслись от усталости, но расслабляться было рано. Впереди еще три мили до парковки (почти 5 км).
1
…К дому-на-колесах мы добрались практически ползком. Сил не осталось ни у кого, и опять помогло то, что можно было развалиться на кроватях, вытянув ноги.
3
Уже позже подсчитали, что прошли в этот день не меньше 16 км по горам. Конечно, сильно усложнил дело окольный путь, но эту тропу Heather-Maple Pass loop надо обязательно включать в маршрут, путешествуя по северо-западу.
Кому-нибудь арбузного снега?
Место съемки: Нац. парк North Cascades, штат Вашингтон, США.