Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!
@ В. Маяковский
Если вы попросите меня указать две причины, почему стоит посетить Питтсбург, то я, не колеблясь, назову: виды на город с его обзорных площадок и Университет. О площадках я уже писала, пора рассказать о местном Храме Знания.
7
Храм Знания - главное здание Питтсбургского университета.
Есть чем гордиться.
Питтсбургский университет (он же — просто Питт), основанный в 1787 г., является одним из старейших и престижных ВУЗов США. Среди его выпускников: три сенатора, секретарь казначейства, 5-й президент республики Косово, олимпийский чемпион, а также лауреаты премий Оскар, Пулитцеровской и Нобелевки(одна из которых за вклад в дело мира и две — за вклад в развитие медицины). Именно здесь, в 50 г XX в., группа вирусологов под руководством профессора Джонаса Солка разработала вакцину от полиомиелита, а в 80-90-х XX в. преподавал и проводил исследования один из основоположников транспланталогии Томас Старзл
Звезда пленительного счастья.
Мне очень нравится теория пассионарности Льва Гумилева. Я думаю, что в любой сфере человеческой деятельности есть пассионарии — люди, которые зажигают звезды, люди, влюбленные в свое дело и заставляющие эту планету вертеться. Именно таким зажигателем звезд для Питтсбургского университета оказался его 10-й ректор Джон Габберт Боуман.
3
Дж. Г. Боуман
До 1921 г. Питт представлял собой группу разбросанных по городу зданий, что было неудобно и как-то несолидно. Есть легенда о том, что однажды опаздывающий на работу Боуман поймал на улице такси и попросил подвезти его до университета. Таксист заявил, что не знает местоположения ВУЗа и попросил показать дорогу. Неприятно удивленный этим ректор якобы поклялся, что построит такое здание, которое будет видно со всех точек города. И он сдержал свое обещание. Главный корпус Питта — выполненный в неоготическом стиле 42-этажный Храм Знания (163 м) — является вторым по высоте университетским зданием в мире после главного корпуса МГУ.
6
Через тернии к звездам.
Как потом признавался главный архитектор проекта — Чарльз Клодер — возведение Храма Знания было самым большим вызовом в его долгой карьере. Основа здания — стальной каркас, обложенный известняком из штата Индиана. Сердцем строения считается Зал общин (Commons Room) — величественный холл площадью 2000 кв м, высотой в четыре этажа (16 м), окруженный аудиториями — Национальными классными комнатами (Nationality rooms)
1 из 2
7
Кованые ворота, изготовлены признаным мастером ковки начала XX в Сэмюэлом Йилином. На них - строки из стихотворения Роберта Бриджеса: "Здесь вечная весна, для вас все звезды неба - новы"
Его арочные своды являются реальными, а не декоративными, арками и удерживаются не за счет металлического каркаса, а за счет собственного веса, по тому же принципу, по которому удерживаются каменные своды старинных европейских соборов. Основание каждой арки весит по 4,5 т и способно выдержать вес грузовой фуры
7
Несмотря на то, что холл является местом, где одновременно проводит время большое количество людей, там очень комфортно заниматься — совершенно нешумно. Такого эффекта удалось достичь благодаря применению плитки Гуаставино в пространстве между сводами. Надо сказать, что такой прием значительно удорожал строительство. Клодер, который видел, что расходы растут буквально на глазах, попытался отказаться от него, но Боуман не поддержал его в этом решении, заявив архитектору: «Вы не можете построить действительно величественный Университет, если будете жульничать в качестве».
6
Резной подлокотник деревянной скамьи Зала Общин
Кроме арочных сводов, Зал общин украшен полом из зеленого вермонтского сланца прямо-таки паркетной гладкости, витражами знаменитого Чарльза Конника (того самого, кто работал над Соборами Св Патрика и Иоанна Богослова в Нью-Йорке), резьбой по камню Джозефа Гаттони (орнаменты, отражающие растительный мир западной Пенсильвании) и изящными коваными лампами и решетками еще одного признанного мастера — Сэмюэла Йилина
6
А еще коваными решетками и витражами украшены 23-й и 36-й этажи, где располагаются смотровые площадки здания и факультет для особо одаренных студентов
1 из 3
5
Вид со смотровой площадке Храма Знаний
Впрочем, постройка Храма Знания была вызовом не только для архитектора, но и для ректора университета. Проблемы со сбором средств и протесты местных жителей против возведения здания такой высоты заставляли Боумана, метафорически выражаясь, вертеться как уж на сковородке и прыгать выше головы, выискивая все новые и новые пути по привлечению питтсбуржцев к участию в проекте.
1 из 4
6
Факультет для особо одареных студентов
Существует легенда о том, что в ответ на возмущения против возведения главного корпуса универа ректор заявил, что здание будет строиться не традиционно: снизу вверх, а по новой технологии: сверху вниз. И, действительно, возведение стен началось с третьего этажа, первые два доделывали уже потом. К сожалению, я, будучи махровым гуманитарием, специализирующимся исключительно на строительстве воздушных замков, не могу объяснить как это конкретно работало, но… сработало.
6
Пытаясь раздобыть деньги на строительство, Боуман придумал еще один фокус. Он запустил проект для детей Питтсбурга под названием «Купи кирпич для Питта». Школьникам предлагалось выслать в адрес университета 10 центов с сопроводительным письмом о том, как эти деньги были заработаны. В ответ каждый ребенок, отправивший денежку, получал именной сертификат о том, что в стене Храма Науки заложен и его кирпич. Всего было выслано 97 тыс таких сертификатов.
3
Национальные классные комнаты — как отражение мультикультурности города
Но самая гениальная идея ректора, которая сделала университет по-настоящему своим для горожан, — это проект под названием «Национальные классные комнаты». Питтсбург, как и США, всегда был городом мультикультурным и многонациональным. Боуман обратился к местным иммигрантским общинам с предложением выбрать по одному из помещений, отведенных под аудитории в Храме Знания, и декорировать их так, чтобы они отражали уникальность и культурное наследие того народа, который община представляет.
Правда, при этом должно было соблюдаться несколько условий:
1. Декор комнаты должен ярко отражать культурную уникальность народа и оформляться в том стиле, который был принят в его стране-прародине до 1787 г. (года основания Питтсбургского университета)
2. Запрещено использование изображений политических лидеров и любых ныне живущих знаменитостей.
3. Запрещено использование политических и религиозных символов.
4. И архитектор, и дизайнер проекта должны родиться и получить образование именно на родине, в своей стране, что считается гарантией сохранения аутентичности при выполнении проекта.
5. Проект аудитории должен быть предварительно рассмотрен и одобрен к исполнению специальным представителем универа, курирующим это направление.
6. И проект, и его реализация должны быть полностью оплачены из кармана общины. А это ооооочень недешевое удовольствие. Если обустройство первых аудиторий занимало от 3-х до 10 лет и обходилось в среднем в $440 тыс, то современные обходятся уже в $750 тыс и выше.
Успешный успех.
Эта затея Боумана имела огромный успех среди питтсбургских этнических общин. На данный момент на первом и третьем этажах Храма Знания располагается 31 одна такая аудитория. 29 из них являются рабочими, 2 имеют ограниченный доступ как музейные помещения. В рамках 1,5 ч экскурсии по университету посмотреть все не представлялось возможным, покажу сейчас те, которые нам лично довелось увидеть.
Самыми первыми из таких аудиторий с национальным колоритом были Немецкая, Русская, Шведская и Шотландская классные комнаты. Вот с Немецкой и начнем.
Немецкая классная комната (открыта 08/07/1938).
На мой взгляд, Немецкую комнату можно назвать одной из самых красивых и богато украшенных аудиторий университета. Дизайн комнаты отражает Немецкое Возрождение XVI в. Потолок, двери, арки, стулья студентов, преподавательская кафедра и книжный шкаф выполненны из орехового дерева. Из него же изготовлены и панели стен. Над классной доской — панель с изречением Ф Шиллера: «Упорство в достижении цели, которое не могут поколебать встреченные на пути трудности, приводит к истине». На противоположной стороне еще одна сентенция. На сей раз из Гете: «Великое искусство — результат ограничения, и только закон может привести к свободе»
1 из 3
7
Само по себе роскошное ореховое дерево богато инкрустировано. Переднюю дверь в аудиторию украшает изображение главной площади Нюрнберга, заднюю — фонтан Роттенбурга. Арки над ними венчают гербы двух старейших немецких университетов: Гайдельберга (основан в 1386 г.) и Лейпцига (основан в 1409 г.). Деревянные панели стен инкрустированы знаковыми сценами из немецкой литературы: легенды о Персифале, который искал Святой грааль, Зигфриде — герое сказа о Нибелунгах, поэмы Гете «Полевая роза» и «Лорелеи» Гейне.
1 из 3
4
Все это великолепие подчеркивается кованными лампами, изготовленными немецкими мастерами, и восхитительными витражами за авторством самого Чарльза Конника со сценами из четырех сказок братьев Гримм: «Красной шапочки», «Белоснежки и семи гномов», «Гензеля и Греттель» и «Золушки». Некоторые элементы витражей являются чудом сохранившимися кусочками оконных узоров из старинных немецких церквей (если я все поняла правильно, вроде даже XIII в. присутствует).
6
Русская классная комната (открыта 08/07/1938 г.).
По сравнению с Немецкой комнатой, Русская классная комната кажется слишком простой. Но эта простота — обманчива, потому как буквально КАЖДЫЙ предмет в аудитории несет какой-то двойной зашифрованный смысл и отчетливый оттенок православия. Ну что делать, символизм, как и АС Пушкин, — это наше, русское, все. Давайте разбираться.
В центре аудитории — массивный стол из натурального дуба, который, как деревянные храмы древности, скреплен без единого гвоздя. Кафедра преподавателя (на 1-м слайде ниже справа от девушки в светлом пиджаке) повторяет очертаниями церковный аналой — специальный столик, на который священник кладет тяжелую библию во время богослужения. На потолке в углах комнаты (см 3-й слайд) традиционный узор с творожных пасх, символизирующий четыре времени года: бутоны как символ весны, подсолнухи — лета, виноград — осени и шишки — зимы.
1 из 3
4
На дальней стене аудитории расположился киот, где хранится вышитое полотно-аппликация с изображением святого Георгия Победоносца — покровителя Москвы с XV в. Полотно само по себе является музейной ценностью, потому что сшито из кусочков ткани, изготовленных в Венеции и Париже XVI и XVII вв. Под полотном вырезаны слова на русском и английском языках: «Доблестная юность побеждает силы зла и тьмы». Справа от Георгия Победоносца (см 2-й слайд) — реплика фамильной иконы некой семьи Авиновых с мотивом чудесного спасения града Китежа от монголо-татар. Слева (3-й слайд) — небольшой комод с артефактами: матрешкой и гжелью. Их подарил университету Дмитрий Медведев в 2009 г., когда, будучи президентом, посещал Питтсбургский университет в рамках своего визита в США.
1 из 3
4
Классная доска повторяет собой триптих — складную трехстворчатую икону, сверху украшенную резной панелью с изображением птиц Сирина и Алконоста как символов печали и радости. Стул преподавателя (на фото ниже перед доской) украшен двумя павлинами, склонившимися перед древом жизни. Похожие узоры и на стульях для студентов. Например, на спинке одного из стульев можно найти оленя — символ тундры, или осетра — символ реки Волги (2-й и 3-й слайды).
1 из 3
2
Чехословацкая классная комната (открыта 07/03/1939 г.).
Дизайн Чехословацкой комнаты (несмотря на то, что такой страны больше не существует, ее так и продолжают называть — «Чехословацкая», потому что создавалась аудитория в 30-х гг XX в. именно чехословацкой общиной) вобрал в себя элементы декора словацкого фермерского дома, чешской деревенской церкви и Карлова университета в Праге.
Вся деревянная отделка класса выполнена из лиственницы, произрастающей в Карпатских горах. На задней стене комнаты — ниша с узором «дерево жизни» и рамкой с репринтом указа чешского короля, императора Священой Римской империи, Карла IV об основании Пражского университета (1348 г.). В витрине на одной из стен спрятались артефакты и письмо-обращение к студентам первого президента Чехословакии Томаша Гаррига Масарика с цитатой Яна Амоса Каменского о том, что «Образование — это мастерская человечества» (см 2-й слайд). Оштукатуренные стены в оконных нишах расписаны пражскими художниками Карелом и Мари Словински (см 3-й слайд). На них изображены волшебные деревья с флорой и фауной, которые можно встретить в Чехии и Словакии
1 из 3
6
Этими же художниками, в точном соответсвии со стилем, в котором крестьяне украшали словацкие деревенские дома, расписаны и балки потолка. Эта часть аудитории — самая настоящая энциклопедия растений, произрастающих на территории, которая некогда называлась Чехословакией. Кроме того, на потолке можно найти изображения 8 знаковых чешских и словацких просветителей, среди которых: вышеупомянутый Ян Амос Каменский, Ян Гус, Кирилл и Мефодий и пр. Под ними — бронзовый медальон с изображением Масарика и лозунг «Правда побеждает»
1 из 2
3
Также на себя обращает внимание роскошная инкрустация кафедры с изображением научных дисциплин работы моравского мастера В. Копки
1 из 2
6
Китайская классная комната (открыта 06/10/1939 г.)
Дизайн китайской аудитории вдохновлен дворцовым залом Запретного города в Пекине. Сама комната посвящена Конфуцию и его демократическим принципам обучения без оглядки на социальную иерархию. Оттого и стол, вокруг которого сидят студенты с преподавателем, имеет форму луны. Все равны перед Знанием. На стуле преподавателя вырезано изречение: «Давай знания постепенно и непрерывно»
6
Окна - из закаленного стекла
На задней стене класса — барельеф на сланцевой плите — Конфуций собственной персоной, такой, каким он изображен в храме родного города Цюйфу провинции Шаньдун. Над красной лакированной дверью (2-й слайд) — каменная арка с еще одной сентенцией: «Неразвитый ум ведет к высокомерию». По бокам — вырезаны ветви цветущей сливы (национального цветка Китая) и несут охрану львы — мифические защитники Закона, символы могущества и силы. На обратной стороне классной доски — восемь благих китайских символов (3-й слайд). Под доской (4-й слайд): символы инь и янь, окруженные багуа — восемью триграммами гуа, представляющими фундаментальные принципы бытия
1 из 4
4
Кессонный потолок аудитории — настоящее произведение искусства. В самом центре его извиваются золотой дракон с пятью когтями и облака, символизирующие свободу и энергию. Окружают их рисунки драконов, которые держат жечужину мудрости и фениксы с цветами пионов — символами культурного богатства (2-й слайд)
1 из 2
6
Сирийско-ливанская комната (открыта 28 июня 1941 г.)
Сирийско-ливанская комната — одна из двух аудиторий, которые являются музейными помещениями без права доступа. Посмотреть ее можно только через стекло закрытой двери. Дело в том, что эта аудитория — сама по себе артефакт. Это реальная комната-библиотека постройки 1782 г. из дома богатого сирийского купца. Шесть лет потратила сирийско-ливанская община Питтсбурга на то, чтобы собрать деньги, выкупить, перевезти и установить в Храме Знания эту драгоценность.
Стены и потолок комнаты обшиты липовым деревом, расписаным в технике левкас (на грунт из смеси мела и клея нанесен рисунок, серебро и сусальное золото). Основания диванов — комбинация белого и красного мрамора, матрасы — из сатина. В центре — ажурная ниша михраба (специально установлен так, чтобы не указывать на Мекку).
7
Роскошный потолок подсвечен старинной лампой из мечети. Основа ее — медная, а плафоны, в которых раньше в смеси масла и воды плавали фитили, — стекло ручной работы.
6
Норвежская классная комната (открыта 15/05/1948 г.).
Дизайн норвежской аудитории (в стиле деревенского дома XVIII в.) был разработан архитектором Георгом Ильяссеном буквально накануне Второй Мировой войны. Чертежи с огромным трудом умудрились отправить в США с самым последним кораблем, уходящим из Петсамо (сейчас это Печенгский р-н Мурманской обл).
Стены и потолок комнаты обшиты еловыми досками, вручную натертыми воском. Заднюю стену аудитории украшает витрина с копией гобелена 1695 г. на тему библейской притчи о десяти девах. Стулья с низкой спинкой — в традиционном норвежском стиле. На кресле преподавателя вырезаны типичные для викингов обереги от зла: головы чудовищ и дракон. Зона классной доски (см 2-й слайд), выкрашенная в нежно-голубой цвет и расписанная в популярной в XVIII в. технике роземалинг («роспись розами»), является отсылкой к традиционным норвежским встроенным в стену шкафам-кроватям.
1 из 2
7
Скошенный потолок, который в норвежских домах сделан для того, чтобы зимой было удобно счищать снег с крыш, тоже обшит еловыми досками. Он украшен лампой с деревянным абажуром, на котором вырезана дата открытия аудитории, и двумя розетками — «солнцами полуночи» — символами полярного дня.
1
Еще из декора комнаты обращают на себя внимание камин (фотографии которого у меня почему-то нет), столетние «дедушкины часы» и небольшие шкафы с артефактами, также украшенные роземалинг.
1 из 2
2
Итальянская классная комната (открыта 14/05/1949)
Дизайн итальянской комнаты несет в себе отчетливое влияние тосканского монастыря XV в. как очага культуры, где изучались религия, живопись, музыка, наука. Лавки вдоль стен, ставни на окнах, зона классной доски (которая напоминает армадио — шкаф за алтарем, где священнослужители хранят свое облачение) — все имеет несколько монастырский вид. Плиты пола из красной черепицы, уложенные «елочкой», можно считать оммажем флорентийскому Палаццо Векьо. На спинках студенческих скамей — даты основания итальянский университетов, старейшим из которых является университет Болоньи (1088 г.)
5
Бирюзовый кессонный поток, украшенный резными позолоченными розетками, еще одна отсылка — на сей раз к монастырю Сан Доменико в Пезаро
6
Кроме того, аудиторию украшают оригинальный флорентийский камин из песчанника карьеров Фиезоле и стулья саванаролла
3
Над классной доской — бронзовый бюст Данте Аллегьери, а на задней стене — фреска с изображением Елены Лукреции Корнаро Пескапии — первой женщины в мире, получившей ученую степень в университете Падуи в 1678 г. (к сожалению, у меня фото не сохранились:(
Комната израильского наследия (открыта 01/11/1987 г.)
Эта аудитория отражает простоту галилейского дома собраний 1 в. н. э. На деревянной входной двери вырезаны 10 заповедей из Ветхого завета. Скамьи в точности повторяют те, что были найдены в синагогах Капернаума (2–3 вв. н. э.). На них вырезаны имена двенадцати племен Израилевых. В витрине на задней стене — античные кувшины для вина и реплика одного из Свитков Мертвого моря — Свитка Исайи (самой древней из библейских рукописей) со знаменитой цитатой «… И перекуют они мечи свои на орала и копья свои на серпы…» Профессорский стол — это бывшая подставка под каменную менору (светильник, который зажигают в течение восьми дней Хануки — еврейского праздника огней), обнаруженная в сгоревшем иерусалимском доме 1го столетия.
6
Классная доска (1-й слайд) закрыта ставнями с репликами трех секций мурала VI в., обнаруженного в Дура Европос: Эзра читает скрижали народу, Моисей добывает воду в пустыне, сыны Аарона освящают Храм. В простенке между окнами (2-й слайд) — копия надписи со стены синагоги из Тель-Рехова с выдержкой из Талмуда с руководством о посадке с/х культур (VI в. н. э.). На стене возле двери (3-й слайд) — фриз (тоже реплика найденного в Капернауме) с изображением граната, винограда, фиников, произрастающих в древней Галилее.
1 из 3
6
Ну и дивный мозаичный пол копирует пол галилейской синагоги Бейт Альфа. Более того, если я правильно поняла гида, та часть, где изображен неугасимый огонь даже является оригинальной.
1 из 2
5
Комната Африканского наследия (открыта 17/12/1989 г.)
Комната Африканского наследия является своеобразной отсылкой к двору храма Асанти в Гане, который использовался для богослужений, учебы и церемониалов. Гипсовые изображения на фризах символизируют изобразительное искусство, музыку, науку, литературу Африканского континента (2-й слайд). Панели стен с барельефами, два ряда студенческих скамей и ступени, крашенные в цвет бычей крови, напоминают о полированной глине, из которой выстроен храм, белые резные ставни на окнах — о его верандах (3-й слайд)
1 из 3
3
Деревянная кафедра у доски отлично гармонирует с шестью лакированными скамьями в центре комнаты (1-й слайд). Это бывшие кресла вождей на совете племен. У каждого лидера был свой, личный стул, который сжигали после его смерти. Настенная панель под доской украшена традиционными мотивами: ромбами, популярными у народа игбо, и птицами Санкофа, любимыми народностью Акан. Вообще, Санкофа — очень любопытный символ. Он изображает птицу, которая развернула голову назад, держа во рту бесценное яйцо. Это своеобразная иллюстрация аканской пословицы: «Нет ничего плохого в том, чтобы вернуться назад, если ты что-то забыл/упустил». (см 2-й слайд, фигурка справа)
1 из 2
2
Деревянные панели, закрывающие классную доску, дублируются точно такими же на задней стене аудитории. Изначально второго набора не существовало. Но питтсбургский климат окзалася слишком влажным для африканского дерева, и первый комплект панелей пошел трещинами практически сразу. Устроители комнаты в срочном порядке заказали новый, а старый приспособили в качестве декора на заднюю стену. Если открыть классную доску, то за деревянными дверцами можно обнаружить вторые, металлические, золотистого цвета. На них выгравированы названия всех языков и диалектов, на которых говорят народы Черного континента. (1-й слайд). На фризах над доской — слова из самых известных за пределами Африки наречий.
1 из 2
2
Любопытна и деревянная дверь в аудиторию (1-й слайд). По задумке нигерийского скульптора Ламиди О Факейе — резчика по дереву в стиле племени Йоруба — она должна познакомить учащихся с великими древними царствами материка: Египетским, Нубийским, Эфиопским, Бенинским, Конго-Анголезским, Бакуба, Малийским и Зимбабвийским.
1 из 2
4
Украинская классная комната (открыта 17/06/1990 г.)
Украинская классная комната показалась мне самой уютной. Хотя бы потому что там очень приятно пахло свежеоструганным деревом. Одна туристка даже поинтересовалась: не является ли эта аудитория недавно открытой. Как оказалось, нет. Комнате, как Илье Муромцу, уже 33 года. Но из-за большого количества дерева, использованного в отделке, его аромат продолжает витать в воздухе и после стольких лет (со слов гида).
Аудитория декорирована в стиле «украинское барокко» и напоминает приемную в доме вельможного господина. Вход в комнату, выполенный в архаичной трапецевидной форме, щедро украшен резьбой: символами, обозначающими воду, пшеницу и подсолнухи. Над дверным проемом даты: 988 -1988 гг — тысяча лет христианства на территории Украины. На мощной балке, разделяющая потолок на две зоны, цитаты из стихов Тараса Шевченко. Например, эта: «Учiтеся, брати моi! Думайте, читайте, I чужому научайтесь, — Свого не цурайтесь." («Учитесь, братья! Думайте, читайте, изучайте иностранцев, но не стыдитесь своей Родины») (1-й слайд). На правой стене — медный барельеф, который рассказывает о важных вехах в истории страны за прошедшую тысячу лет (2-й и 3-й слайды)
1 из 3
4
На панелях, закрывающих классную доску, вырезано древо жизни. Над ними — карниз с тремя вариантами украинского алфавита: XI, XVII и XIX вв (1-й слайд). Нижние панели тоже примечательны: узору, которым они украшены, тысячи лет (2-й слайд). Печь горделиво блестит изразцами с жанровыми сценками (3-й слайд), а в задней части комнаты, у окна, витрина с артефактами (4-й слайд)
1 из 4
4
Под потолком радуют глаз яркая керамика и кованные лампы. А над покутей («красным углом», расположенным по диагонали от печи) — четыре иконы: Николая Чудотворца, Божьей Матери, Христа Учителя и Георгия Победоносца.
1 из 3
4
Австрийская классная комната (открыта 09/06/1996 г.)
Еще одна аудитория с ВАУ!- эффектом. Источником вдохновения для нее послужили зал для торжественных ужинов венского Хофбурга и Гайдновский зал дворца Шлосс Эстерхази в Айзенштадте, где Йозеф Гайдн служил капельмейстером с 1766 по 1778 гг. Комната — квинтесенция великолепия. Комната — воспоминание об Австрийской империи. Комната — отражение блистательного императорского двора времен правления Марии Терезии и Иосифа II. Бархатные портьеры, стены и стулья обитые красной тканью благородного оттенка, белая лакированная мебель, зеркала, позолоченные пилястры — все создает в комнате удивительно торжественную атмосферу.
6
В шкафах прячутся артефакты, а в шоу-кейсах - карты-схемы развития многонациональной Австрийской империи и места рождения знаменитых австрийских композиторов с 1000 по 1918 гг.
Обратите внимание на люстры: они были заказаны в Австрии, в компании «Лобмейер», которая славится изделиями из хрусталя высокого качества. Когда руководители компании узнали, что австрийская община Питтсбурга заказала точную копию шандельера из дворца Марии Терезии для национальной комнаты в американском университете, они решили сделать своим заокеанским землякам подарок и изготовили еще одну точно такую же люстру в подарок. Дизайнер аудитории несколько опешил от такого поворота, потому как у него была задумана роспись потолка с учетом только одного шандельера. Ему пришлось все срочно переигрывать по ходу пьесы. Но конечный результат, вдохновленный сценами из римской мифологии с потолка Гайдновского зала, без слов говорит нам о том, что дизайнер с поставленной задачей справился блестяще.
6
Ну и завершает этот парад изящества наборной паркет с узором звездочка, который так и манит невесомо скользить над ним в легком вальсе. Если не телом, то хотя бы мыслью:)
7
Турецкая классная комната (открыта 04/03/2012)
Турецкая классная комната имитирует баш одаси с айваном — служащий приемной большой сводчатый зал, который открывается (не имеет стены) во внутренний дворик. Образцом послужил построенный в 1663 г. павильон султана Мехмета IV, примыкающий к Новой мечети на пристани Эминеню. Скамьи из твердых пород древесины, изображающие диван, идут по всему периметру команты и призваны подчеркнуть демократические принципы обучения: перед Знанием все равны. Узор на спинках скамей повторяет традиционный декоративный прием старинного турецкого дома: ниши, украшенные присборенными шторами. Половина окон комнаты представляет собой мурал — вид на Стамбул, который открывается из окон Зеркального зала дворца Топкапы (1-й слайд). Вторая половина — окна с витражами, изображающими тюльпан — символ оттоманской империи XVIII в. (2й слайд).
1 из 2
6
На стене в «айване» висят расписанные вручную панно из глазурованной керамической плитки: портрет отца турецкой нации Ататюрка (XX в.), репродукция картины Мехмеда Сияха Калема «Разговор двух купцов» (XIV в.) , изображение уйгурских принцесс (IX в.) и репродукция рисунка Сулеймана Великолепного на церемонии обрезания шахзаде Бейязита и Джехангира (XVI в.). Панно изготовленны в Анкаре и символизируют важные вехи турецкой историию (1-й и 2-й слайды).
Потолок и панели, закрывающие классную доску (3-й и 4-й слайды), напоминают о летнем дворце эмира Ахмет Бея в Сафранболу и являются прекрасным образчиком применения традиционных техник читакари и кюндекари — своеобразной мозаики из небольших кусочков дерева, соединенных между собой без применения клея или металлических креплений. Также в комнате находятся витрины с артефактами (5-й слайд)
1 из 6
1
А еще мне очень понравилось, что в турецкой комнате подлокотники для студентов были как с правой, так и с левой стороны. Приятно понимать, что турки подумали об удобстве не только студентов-правшей, но и студентов-левшей.
Филиппинская комната представляет собой вариацию на тему филиппинского каменного дома — бахай на бато. Такие дома стали строить на островах во времена Испанского владычества. Они несли на себе отчетливое влияние смешения трех культур: испанской, филиппинской и китайской. Как правило, это было двухэтажное строение, верхний, деревянный этаж, которого существенно выступал над каменным. Выступающая часть обычно была галереей, затененной раздвижными ширмами, в которых вместо стекла использовались отполированные до полупрозрачности раковины ракушек
3
Фото из интернета
Окна аудитории имитируют такую галерею. Спинки стульев изготовлены из ротанга, сплетенного в традиционном узоре «солнечный луч». Панели классной доски из драгоценного махагонового дерева украшены гербами четырех старейших университетов Филиппин (1-й слайд). Потолок и стены расписаны традиционными растительными мотивами, буквами древнего филиппинского алфавита и мифическими животными (1-й и 2-й слайды).
1 из 2
5
Бронзовая люстра и зеркало из муранского стекла — как отражение европейского влияния на страну (1-й и 2-й слайды). Шкаф в передней части комнаты содержит артефакты доколониальной эпохи: фигурку Золотой Тары — духа покровителя природы по версии племени Манобо и кувшин Манунгул с изображением гребцов в лодке, которых несет река загробной жизни, обнаруженный в захоронении эпохи неолита. Еще на полке лежит символический ключ от комнаты, изображающий фигуры змеи Нага и птицы Сариманок — мифических существ, почитаемых племенем Меранао.
1 из 3
2
Послесловие.
Ну и в качестве послесловия некоторые организационные моменты. Общий зал и обзорные площадки универа, по идее, можно осмотреть самостоятельно. Но для того, чтобы познакомиться с Национальными комнатами, нужно заранее записаться на экскурсию. Оплата за тур — непосредственно перед ним, в сувенирном магазине. Так как за 1,5 часа, отведенных на экскурсию, все аудитории осмотреть невозможно, гид перед началом тура спрашивает у туристов какие комнаты они хотят посмотреть. Вот здесь есть фото аудиторий с обзором на 360 градусов. Посмотрите и выберете, какие интересны именно вам, чтобы потом озвучить гиду свои желания. Также напомню, что все аудитории (кроме двух) являются рабочими, и если в момент тура в них занимаются студенты, вы их осмотреть не сможете. Поэтому лучше выбирайте для визита выходной день.