Искусственный остров, построенный на Гудзоне — последняя работа Томаса Хезервика, место паломничества хипстеров и туристов. Находится на уровне 12-й — 14-й стрит на западном берегу Манхэттена в бывшей индустриальной зоне рядом с известным «отелем на час" Liberty Inn.
Дизайнер (язык не поворачивается назвать его «архитектором») Thomas Heatherwick (р. 1970) — кавалер ордена Британской империи; известен противоречивым «Сворачивающимся мостом» (2002) в Лондоне, чудовищной скульптурой «B of the Bang» в Манчестере (демонтированной и частично уничтоженной — к облегчению местных жителей и заезжих эстетов — в 2009—2012 гг.). К редким удачам Хезервика можно отнести новый вариант лондонского двухэтажного автобуса (2011–2017), но мы не станем упрекать его за это — даже сломанные часы дважды в сутки показывают точное время.
Парк «Маленький остров у 55 пирса» был открыт 21 мая 2021 года при большом стечении публики. В настоящее время работает с шести утра до часа ночи. Вход, разумеется, бесплатный, но попасть в парк в разумное время (после полудня — стоит ли открывать глаза раньше?) можно лишь по предварительно зарезервированным пропускам.
Строительство парка заняло около семи лет и обошлось заказчикам — Бэрри Диллеру и Диане фон Фюрстенберг (Халфин) — в копеечку; если быть точным, в $260,000,000.00. (Не стоит спешить с соболезнованиями — припадки филантропии часто имеют прозаические мотивы: налоговые льготы, выгодные городские контракты и пр.). На поддержание парка в ближайшие двадцать лет спонсоры планируют потратить ещё около 380 миллионов долларов — стоимость квадратного метра парка составит, таким образом, около $64,000.00.
Парк построен на месте пирсов № 54 и № 55, много лет лежавших в руинах. Пятьдесят четвёртый пирс известен тем, что 18 апреля 1912 г. пароход «Карпатия» доставил к нему уцелевших пассажиров «Титаника» (около 710 человек).
«Маленький остров» поддерживается сто тридцатью двумя опорами…
…сделанными в форме «горшков» (согласно официальному описанию; многие видят в опорах бутоны цветов, кувшинки, распустившиеся тюльпаны или силуэты судов). Имитация холмистого рельефа достигнута за счёт использования опор разной высоты — разница составляет 14.3 м.
Площадь парка невелика, чуть меньше гектара. На нём высажено 35 видов деревьев, 65 видов кустов и около 270 видов различных многолетних растений — трав и цветов.
Парк насквозь просматривается; в нём нет укромных уголков, неожиданных перспектив и драматичных ландшафтных контрастов, но с двух миниатюрных холмов открываются живописные виды на Гудзон (в южном направлении; вид на север блокирует уродливый пирс № 57, на западе за рекой находится Нью-Джерси, а там, как известно, жизни нет) и на «мидтаун» Манхэттена.
Отлично видны небоскрёбы Нижнего Манхэттена, современная архитектура Челси
(проекты Бьярке Ингельса, Фрэнка Гэри, стоэтажные 30 Hudson Yards и «Эмпайр-стейт-билдинг», музей Уитни и др.
Значительная часть панорамы представляет собой строительную площадку…
…но, со временем, проект реконструкции побережья завершится, дома будут достроены и виды радикально улучшатся.
Попасть в парк можно по двум переходам длиной около 70 и 110 м.
В парке построен открытый амфитеатр на 687 мест, в котором планируется проводить летние концерты. Очевидно, что расположенный буквально в двадцати метрах Highway 9A (он же West St), а также проходящие мимо суда и находящиеся неподалёку вертолётные площадки будут мешать выступлениям, но хочется надеяться на лучшее.
Авторы проекта надеются решить проблему акустики подвешиванием многочисленных динамиков, закрывающих обзор.
«Визуальный мусор» проводов, пересекающих небо и чёрных пятен уродливых колонок говорит о том, что акустический дизайн не является приоритетом для заказчиков, авторов и исполнителей проекта.
Своей простотой план парка напоминает фантастические виды, которые можно найти на коробках с «хлопьями» и салфетках в МакДоналдсе: вот «залив пиратов», здесь вулкан, там пещера, а в этом месте зарыт клад! (ОК, на месте клада расположен общественный туалет)
В парке нет разветвляющихся дорожек, движение возможно лишь в одну сторону, но кое-где есть shortcuts, позволяющие сократить путь на несколько десятков метров.
В данный момент парк наводнён туристами, инстаграмщиками и хипстерами. Немалую часть публики составляют молодые мамы в дизайнерских костюмах для йоги и с колясками, которые стоят дороже некоторых автомобилей. Атмосферой парк напоминает детскую площадку (на которой, к счастью, продают алкоголь). Вход с собаками, велосипедами и скутерами воспрещён — аллилуйя!
Говоря о Хезервике, нельзя не упомянуть ещё одну его нью-йоркскую работу: одиозный Vessel («Сосуд», «Корзина», «Шаверма на Гудзоне», «Улей»), являющийся магнитом для самоубийц и лиц, страдающих нарциссическим расстройством личности — иначе говоря, любителей «селфи».
Ненавидимый нью-йоркерами, но обожаемый туристами, Vessel является фокусом огромного строительного проекта Hudson Yards, речь о котором пойдёт в другой раз.
-------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Meatpacking District («Мясоразделочный квартал») превратился в центр развлечений и коммерции.
[2] Номера сдаются на срок от 2 до 6 часов.
[3] Июнь 2021 г.
© 2021-22 Rouslan Valonen. All Rights Reserved
Все права защищены. Публикация материалов без разрещения автора запрещена.