На тихой 107-ой улице, в западной части Манхеттена возле Риверсайд-парка есть четырехэтажный особнячок со Знаменем Мира над входом. Это — музей русского художника Николая Константиновича Рериха. В этом здании музей работает с 1949 года. Но первый музей Рериха был открыт в Нью-Йорке еще в 1923 году по адресу Риверсайд Драйв, 310.
Знамя Мира — предложенный в 1929 г. Н.К. Рерихом флаг, который должен был водружаться над учреждениями культуры для охраны их во время военных конфликтов.
Район рядом со 107 улицей
С 1916 году Николай Рерих по состоянию здоровья переехал на постоянное жительство из Петербурга в Сердоболь (Сортавала). Там и застала его революция. В мае 1918 года Финляндия закрыла границу с Россией, и Рерихи оказались вне родины. Николай Константинович уже много лет вынашивал планы съездить в Индию. Но из революционной России попасть в колониальные владения Великобритании было проблематично. Потому, будучи в Финляндии, Рерих решает побывать прежде в Индии, а уже затем искать способы возвращения в новую Россию.
В 1919 году, Николай Рерих сначала едет с выставками по странам Скандинавии. А затем в Лондоне, по приглашению С. П. Дягилева, оформляет декорации для русских опер на музыку М. П. Мусоргского и А. П. Бородина. Как раз в Лондоне художник и рассчитывал получить разрешение на экспедицию в Индию.
Но не сложилось. Не получив виз в Индию, Рерих 1920 году принимает предложение директора Чикагского института искусств о проведении выставочного турне по всем крупным городам США. Персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920 года в Нью-Йорке, в Кингоргалерее. Среди работ художника экспонировались: «Сокровище ангелов», «Ангел последний», «Дочь викинга», «Зов солнца», «Экстаз», серии «Героика» и «Сны Востока».
После Нью-Йорка выставки прошли в других городах США, в том числе Чикаго, Бостоне, Буффало, Филадельфии и Сан-Франциско, и имели грандиозный успех. Картины русского художника были для американцев совершенно необычны по своей тематике и исполнению. Экспозиция пополнялась созданными уже в Америке произведениями. Рерих побывал в Аризоне, Новой Мексике, Калифорнии. Итогом стали серии картин «Новая Мексика» и «Сюита океана». Одновременно Николай Константинович пишет серию «Санкта» — «Святые» — о русских подвижниках эпохи Сергия Радонежского.
Белый и Горний, 1924; Капли жизни, 1924
В Америке по эскизам Рериха были осуществлены театральные постановки: опера Римского-Корсакова «Снегурочка» в Чикагском оперном театре в 1922 году и балет Стравинского «Весна Священная» в Нью-Йорке в 1930 году.
Терем Ярославны. Эскиз декорации к опере А.П.Бородина «Князь Игорь», 1914
Путешествуя по Америке, Николай Константинович выступал с лекциями об искусстве. Особенно популярны его лекции были среди молодежи. Стремясь быть пропагандистом культуры, Рерих основал в США несколько культурных центров. В 1921 году в Нью-Йорке был открыт Институт объединенных искусств. На призыв Рериха откликнулись многие талантливые педагоги. В институте работали группы изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, музыки, хореографии, журналистики, иностранных языков и другие. Одновременно в Чикаго учреждено объединение художников «Cor Ardens» («Пылающее сердце»), а в 1922 году в Нью-Йорке — международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец мира).
Все это время Рерих продолжал планировать путешествие в Индию. И в Америке он нашел единомышленников для организации масштабной научно-исследовательской экспедиции по центрально-азиатским странам и Индии. В мае 1923 года Рерих с семьей покидает Нью-Йорк и, наконец-то, следует в манящий Индостан. За время индийской экспедиции художник трижды отлучался в США на очень короткое время.
Рерих оказал огромное позитивное влияние на культурную жизнь Америки. Признанием заслуг мастера явилось открытие 17 ноября 1923 года в Нью-Йорке музея Николая Рериха, куда художник передал 315 картин.
Н.К. Рерих в Нью-Йоркском музее
С.Н. Рерих. Николай Рерих у статуи Гуга Чохана, 1937
С.Н. Рерих. Портрет Елены Рерих, 1937
Странник Светлого Града, 1933
Музей разместился в том же трехэтажном здании на Риверсайд Драйв, где уже находились Институт объединенных искусств и центр «Corona Mundi». Это здание было куплено бизнесменом Л. Хоршем, с которым Николай Рерих познакомился в 1922 году. Хорш проявил большую заинтересованность в делах рериховских учреждений и оказал на первых порах немалую финансовую помощь. Позже, однако, именно это взаимодействие и привело к конфликту и к закрытию музея в конце 30-х годов.
Фонды музея пополнялись картинами, написанными Рерихом в путешествиях по странам Азии. Американские культурно-просветительные организации продолжали активную и плодотворную работу под руководством преданных учеников-сотрудников.
В 1925 году Л. Хорш на месте трехэтажного особняка затеял строительство Мастер-Билдинга — 29-этажного небоскреба, где должны были размещаться все рериховские организации. Источниками финансирования строительства были средства Хорша и банковский заем.
Летом 1929 года Рерих снова оказывается в Нью-Йорк. Николай Константинович много рассказывал о своих экспедициях, демонстрировал археологические находки и предметы прикладного искусства народов Азии. 7 октября 1929 года состоялось торжественное открытие Мастер-Билдинга — Дома Мастера, в котором обосновались музей, Институт объединенных искусств, художественная галерея, театр на 350 зрителей. Часть этажей была отведена под студии и квартиры художникам, музыкантам, писателям. В коллекции музея теперь оказалось более тысячи картин Рериха, а также произведения искусства, собранные им в поездках по Тибету. Директора Музея подписали декларацию, в которой Музей был объявлен даром американскому народу. Николай Константинович расценивал его как музей русской культуры.
В 1929 Америка уже находилась на пороге великой депрессии: сокращалось производство, росла безработица. Великий финансовый кризис с самого начала создал проблемы с выплатой долгов за строительство. Музей имени Рериха в Нью-Йорке переживал серьезные материальные затруднения. В 1932–35 годах, когда велись судебные дела по кредитам, удалось получить рассрочку на несколько лет. Казалось, что самый острый момент миновал.
Но …. за несколько лет Хорш сосредоточил в своих руках всю финансово-хозяйственную часть музея. В его распоряжении оставались бумаги, подписанные Н. К. Рерихом, из которых следовало, что здание со всем его содержимым является залогом под средства, вложенные Хоршем в проект.
В 1934–35 годах по инициативе департамента земледелия США состоялась экспедиция Рериха в Маньчжурию и Китай. Основной целью экспедиции был сбор для США семян засухоустойчивых растений, предотвращающих разрушение плодоносных слоев почвы.
В это время Хорш и осуществил свой замысел по полному захвату небоскреба и всех музейных ценностей. Путем ловких махинаций Хорш переписал контрольный пакет акций музея на себя и своих сподвижников. Затем из состава совета директоров музея исключили Николая Константиновича и четырех других основателей.
И хотя отстраненные директора немедленно возбудили в Нью-Йорке судебное дело против Хорша, но желаемого результата оно не принесло. После серии судебных разбирательств, в 1938 году Музей Рериха и Институт были закрыты, а в 1940 г. небоскреб перешел в полное владение Хорша. Более того, Хорш инициировал проверку налоговой службы США, нашлись и параграфы закона, на основании которых экспедиционные суммы, полученные Николаем Константиновичем, обложили крупной государственной пошлиной. Данное обстоятельство привело к тому, что Рерих никогда больше не смог вернуться в США.
Потихоньку и исподтишка Хорш вывозил из музея предметы искусства, книги, архивные документы… и картины Рериха — их было более 1000. И хотя картины Рериха представляли собой дар американскому народу, о чём говорилось в своё время в печати, Хорш постепенно распродавал картины.
В 1949 г. Музей был воссоздан благодаря усилиям Елены Рерих, Кэтрин Кемпбелл-Стиббе и Зинаиды Фосдик. Американским сотрудникам Н. К. Рериха во главе с Зинаидой Григорьевной Фосдик удалось собрать большой фонд — картины, возвращенные из музеев Рериха в Брюгге, Париже, Аргентине, дары от различных музеев США и от частных лиц, в первую очередь от самих сотрудников. Здание на 319 West 107 Street, где Музей Рериха обрел пристанище, выкупил последователь Рерихов, Балтазар Боллинг. Позже оно было передано Музею.
Лотос, 1933; Исса и голова великанова, 1932
В настоящее время Нью-Йоркский музей — одно из крупнейших собраний картин живописи Н. К. Рериха. В коллекции музея — около двухсот полотен Н.Рериха. Вот некоторые из них: «София Премудрость», «Капли жизни», «Ангел Последний», «Сжигание тьмы», «Пантелеймон-Целитель», «Оттуда», «Звезда Героя», «Матерь Мира». Здесь же находятся самые известные портреты Николая Константиновича и Елены Ивановны, созданные Святославом Рерихом. Помимо полотен Рерихов, в музейной экспозиции много предметов, привезённых ими из экспедиции.
Приказ Ригден-Джапо, 1933
Вход в музей — бесплатный. Музей издает и распространяет книги Н. К. Рериха, книги о жизни и творчестве художника, открытки и репродукции его картин. Их можно приобрести при входе на первом этаже.
Во время нашего пребывания в музее, все посетители говорили по-русски. Это было несколько непривычно в разноголосом Нью-Йорке. Говорят, что это место часто посещают выходцы из России. Наверняка были и те, кто также как и мы, приехав в США в качестве туристов, поспешили увидеть картины своего Великого Соотечественника и Человека Мира.
Адрес: 319 West 107th Str., New York, NY 10025, Манхеттен, станция метро Cathedral Pkwy (110 St) — красная ветка
Web-адрес: roerich.org