Миссии — «редуты» Ордена Иезуитов строились на землях индейцев гуарани начиная с 1609 года и следовали идеям идеальных городов, изложенным в известных произведениях той поры, типа ставшей именем нарицательным книжки «Utopia». После 1768 года они стали приходить в упадок, но вовсе не из-за внутренних противоречий, а по причине отказа руководства Католической Церкви в продлении соответствующего мандата. Причём изгнание Ордена из колоний Испании и Португалии проходило не без сопротивления, по регионо прокатилась волна вооружённых конфликтов, и многие миссии были разрушены.
Всего было около 50 таких объектов, 30 из которых достигли официального статуса и стали известны как «30 народов/поселений» — «Trienta Pueblos». После провозглашение независимости испанских колоний в начале 19-го века и междусобной войны 1870-х годов сразу получилось так, что теперь руины «миссий» находятся не только в прямом наследнике индейских Утопий Парагвае, где официальными языками являются испанский и гуарани, но и в Аргентине и в Бразилии
Семь из них признаны Памятниками Всемирного Наследия ЮНЕСКО, при этом они сгруппированы в два «объекта». В одном — пять миссий на территории Аргентине (4) и Бразилии (1), а в другом — две на юге Парагвая (Тринидад и Хесус).
Наиболее интересными из всей семёрки являются именно остатки поселения Trinidad, основанного в 1706 году и переместившегося на нынешнее место в 1712. Специалисты считают их структурно наиболее полным объектом этого типа. Он находится в одноименном парагвайском муниципалитете, в 28 км от третьего по размерам города страны — Энкарнасьон.
Сам «микрорайон 17-18-го веков» действительно производит сильное впечатление. В том числе и общими размерами комплекса построек, в годы процветания его населяло до 2700 человек.
«Большая площадь» имеет размеры 150 на 130 метров, это пространство для разнообразных общественных мероприятий перед главной церковью.
Площадь окружают 8 рядов домов для индейцев с общими боковыми стенами (как во многих современных городах Западной Европы) и с арочными входами и «тротуарами».
Планировка по нынешним временам скромная, но для охотно переселявшихся туда из похожих на шалаши хижин индейцев это был большой прогресс.
К тому же всё очень функционально: с одной стороны парадный вход и гламур городской площади, с другой — небольшое подсобное хозяйство каждой семьи.
Главная Церковь, построенная в 1745 году, занимает больше 6000 кв.м., её колонны имеют поперечное сечение 3,54 на 2,54 м.
Сохранившиеся дверные и оконные проёмы позволяют оценить архитектурно-строительные достижения той поры, качество постройки было отменно. В дополнительном фотоальбоме представлю ещё немало иллюстраций по деталям этого сооружения, которое было частично разрушено во время войны спустя четверть века после ввода в строй, и с тех пор уже не восстанавливалось.
А это «Примитивная» (начальная) церковь, тоже довольно солидная.
Как и стоящая рядом с ней колокольня, одно из первых сооружений в Тринидад.
По флангам у главной церкви было два квартала с общественными мастерскими различного назначения.
И остатки одного из них дают неплохое представление о том, как это всё здорово было продумано создателями и реально служило интересам тогдашнего общества.
Ну, а плантации сельхозкультур начинались в тылу у этой «промзоны», причём ближайший сектор занимал сад-огород лекарственных растений, приправ и овощей.
В дополнение к этой экскурсии можно посетить и находящуюся в 12 км вторую часть этого объекта Всемирного Исторического Наследия ЮНЕСКО- остатки миссии иезуитов в Хесус
Знакомство с такими памятниками истории даёт понять, что слово «Утопия» в русском языке было опошлено незаслуженно, и, скорее всего, намеренно. В действительности проекты идеальных городов той поры были реалистичны и их практические воплощения долго служили людям, пока не погибли из-за внешнеполитических обстоятельств, а вовсе не по причине внутренних дефектов.
Более полный фотоальбом в приложении - https://viktorpastoukhov.tourister.ru/photoalbum/18584