Самый безызвестный фуникулер Вальпараисо
Самый безызвестный фуникулер Вальпараисо
Чили — как правило, далеко не первая страна в списке русских туристов и путешественников, пока мало изученная нашими соотечественниками и неподготовленная к их пребыванию настолько, насколько это можно наблюдать в Турции и Египте. Среди городов Чили, больше всех на слуху четыре — Сантьяго, столица, Пунта Аренас — на Мысе Горн, Сан-Педро в пустыне Атакама и Вальпараисо — крупнейший чилийский пассажирский порт с богатой историей, который не миновать отдыхающим на круизных лайнерах.
Вальпараисо — «скомканная роза», буйно цветшая на тихоокеанском побережье страны с конца 19 века до начала 20 и брошенная суровым законом конкуренции с 1921 года, с открытием Панамского канала. Стихийность характера Вальпараисо читается в его архитектуре, холмистой географии и истории, а лицо города украшают фуникулерные лифты, признанные ЮНЕСКО «наследием человечества» в 2003 году.
Забавно, что этот вид транспорта, будучи в начале 20 века единственным способом доставки крупных грузов и пассажиров на бельэтажи амфитеатра Вальпараисо, до сих пор выполняет функцию, с которой был создан: им пользуются не столько туристы, сколько местные жители по дороге домой.
Кстати, Вальпараисо — обладает еще одним уникально старым видом общественного транспорта, который признан достоянием города, оберегается местными меценатами и благотворительными фондами. Это его троллейбусы, творение машиностроительного завода в Детройте, ровесники середине прошлого века.
Я расскажу вам об одном из фуникулеров, не самом посещаемом, но заслуживающим внимания. Этот лифт уникален его расположением внутри холма Поланко, шикарными граффити на стенах вдоль спуска и в бедных переулках, которые прекрасно видно с семидесятиметровой высоты третьего этажа, на котором расположена смотровая площадка.
Конечно, несколько смущает новая стальная кабина лифта, которая сменила классическую немецкую: деревянную, с латунными дверьми, но необычное решение подъемника, его неповторимый стиль и незабываемые росписи вокруг, вперемешку с философствующими кошками, вывешенным из окон бельем и живописной мощеной улочкой рядом — стирают легкую досаду целиком.
На уровне второго этажа удивляет «кусочек роскоши» — хорошо отреставрированный с фасада особняк во французском стиле. Все красивые старые здания города не старше 1906 года — года, принесшего в Вальпараисо цунами и оползни, уничтожившие его практически полностью. Порт пережил нападения пиратов, бомбардировку испанской флотилии, несколько крупнейших землетрясений и несчетное количество мелких. Крутые склоны холмов Вальпараисо, залитые бетоном и порой встречающиеся на трассе камни, нападавшие за ночь, или выходные — тому свидетели.
Выше третьего этажа «асенсора» (лифта) Поланко — подниматься в одиночку, да и в компании праздных товарищей, обвешанных фотокамерами местные не советуют. И не удивительно: достаточно посмотреть на местных пареньков, внимательно наблюдающих за туристами или заглянуть в любое окно на красиво разрисованной стене, чтоб понять, насколько трудно и бедно живут здесь люди.
Поланко — интересное и необычное воспоминание о прошлом Вальпараисо, где вы не столкнетесь с толпами подобных вам зрителей и сможете почувствовать город, лучше понять его характер и будни. Поланко - один из муниципальных фуникулеров, проезд на нем в каждую сторону стоит 100 песо, что примерно равно 1/5 доллара.
Расписание работы: фуникулер Поланко поднимает и спускает своих пассажиров с холма Поланко между улицами Адмирал Симпсон и Башня (Торре) с понедельника по воскресение, с 6 утра до 11 вечера на протяжении целых ста лет.