Внутренние авиалинии
Объем пассажироперевозок утроился всего за 8 лет (с 27 млрд.пкм в 2003 до 81 в 2011), а в 2012 и 2013 достиг почти 90 млрд.пкм — третье место в мире после США и Китая. По традиции пассажиропоток был сконцентрирован на прибыльных направлениях между большими городами и недостаточно охватывал глубинку, но ситуация начинает меняться, по итогам 2013-го года в стране уже 30 аэропортов-миллионников. При этом лидеры растут опережающими темпами и международный аэропорт Сан-Паулу (GRU) уже вышел на первое место в Южном Полушарии, оттеснив с него австралийский Сидней. А воздушный мост Сан-Паулу — Рио сейчас второй по интенсивности в мире, уступает только линии Мадрид — Барселона.
Поиск билетов на конкретные дни и сопоставление тарифов разных компаний можно вести с помощью таких сайтов как http://www.decolar.com/
Однако, общаясь напрямую с авиакомпаниями, удобнее оптимизировать даты, а также можно получить другие привлекательные предложения и дополнительные скидки. И этих компаний по-прежнему немного, концентрация рынка очень высока. После серии слияний и банкротств осталось только семь его участников, причём более 99% перевозок приходится на 4 компании (по результатам первого полугодия 2014-го года).
Группа TAM (http://www.tam.com.br), включает также региональную марку PANTANAL, контролирует 38,07% внутренних перевозок. Некоторое время состояла в STAR ALLIANCE, но после образования группы LATAM с чилийской LAN, а фактически покупки ее чилийцами, хотя и сохранила своё прежнее название, но с 1-го января 2014-го перешла в ONEWORLD. Для тех кто планирует путешествие с 4–5 или более авиаперелётами за относительно короткий срок могут быть полезны ее спецпредложения такого типа: TAM BRAZIL AIRPASS. см. также http://www.brol.com/tam_airpass/.
Группа GOL — VARIG (http://www.voegol.com.br) достигла доли в 36,10% ВВЛ, недавно поглотила WEBJET, и этот бренд, достигавший 4–5% общего объёма внутренних перевозок, прекратил своё существоание с 23.11.2012. У GOL тоже есть специальные билеты для интенсивной серии перелётов: GOL Airpasses. И они тоже могут быть куплены не только напрямую, но и через посредника — GOL на http://bookings.brol.com/.
Третья крупная компания, занимающая несколько другую нишу, возникла в результате объединения AZUL (http://www.voeazul.com.br/) и TRIP (http://www.voetrip.com.br). Её рыночная доля достигает 16,93% ВВЛ, а по количеству обслуживаемых городов она вышла в лидеры.
Четвёртый оператор с претензиями на общенациональную сеть это AVIANCA (http://www.avianca.com.br) (бывшая OCEAN AIR), отвечающая за 8,19% внутренних перевозок.
Стоит ещё упомянуть и базирующуюсяв Рибейран-Прету компанию PASSAREDO (http://www.voepassaredo.com.br/), занимающую всё более заметные позиции в регионе от Сан-Паулу до Бразилиа и Гойяния. На неё теперь приходится 0,55% перевозок.
Другие 2 перевозчика имеют чисто локальное значение и символические доли рынка в общебразильском масштабе:
TOTAL — http://www.total.com.br/
SETE LINHAS — http://www.voesete.com.br/
Юридически всё ещё существует и NHT (http://www.voenht.com.br/), но в 2014-м году она уже не выполняет регулярных перевозок
TAM использует на ВВЛ более сотни самолётов семейства AIRBUS A319, A320 e A321, все они довольно новые.
Самая массовая модель это классические A320.
GOL ставит na новые BOEING B737-800 (основная модель) и -700 (укороченный вариант).
Часть этих самолётов летает в раскраске поглощённой ранее VARIG, но это новые машины, в старой VARIG ни одна из них побывать не успела.
В компании AZUL все самолёты имеют компоновку 2+2, а самая многочисленная и самая вместительная модель это длиннющие EMBRAER E195. Есть и более короткие машины этого семейства, E190 e E175.
На линиях меньшей протяжённости используются турбовинтовые самолёты ATR-72 и ATR-42, часть из которых всё ещё не сменили окраску недавно присоединённой компании TRIP.
AVIANCA всё больше использует AIRBUS A318, A319, A320.
Но немалую часть её парка всё ещё составляют FOKKER F100 (Mk-28).
Основные аэропорты Бразилии
Все аэропорты Бразилии являются госсобственностью, под контролем государственного Агентства Авиационной Инфраструктуры — INFRAERO, или в ведомстве штатов. На данный момент три из крупнейших сданы в концессию — Международный Сан-Паулу, Бразилиа и Кампинас, там недавно введены в эксплуатацию новые терминалы, статистикой пассажирооборота ведают управляющие компании, они же и создали новые информационные сайты. А официальные интернет странички всех других аэропортов находятся только на сайте госагентства —http://www.infraero.gov.br/.
Там можно найти и «он-лайн» табло отправлений и прибытий по всем аэропортам, и статистику пассажирооборота (за исключением тех что в концессии) и прочие данные.
Государственно агентство обеспечивает необходимые инвестиции в развитие аэропортов, все аэровокзалы и ВПП главных портов вполне адекватны нынешнему пассажиропотоку. Многие аэропорты расширяются в расчёте на его дальнейшее увеличение, к чемпионату мира по футболу 2014 года уже были ощутимые улучшения, а впереди теперь и Олимпиада-2016. В последние 10–15 лет проведена модернизация почти всех аэропортов курортных городов Северо-Восточного побережья. Сейчас основное внимание получают главные международные порты, принимающие межконтинентальные рейсы.
Почти все крупные аэропорты находятся на окраинах больших городов, относительно недалеко от центра, но при этом мало обеспечены массовым общественным транспортом. Это объясняется тем, что авиатранспорт долгое время был «элитным», а почти все его пользователи достаточно обеспеченными и предпочитали личный транспорт. Поэтому повсеместно аэропорты обеспечены хорошими подъездными путями, большими парковками развитым сервисом такси. А вот линии метро не подведены даже к аэропортам находящимся в черте мегаполисов Сан-Паулу (CGH — Congonhas, долгое время бывший лидером континента по пассажирообороту) и Рио (SDU).
Исключениями сейчас являются аэропорты Порту-Алегри и Ресифи, через которые проходят линии наземного метро, и со многими пригородами. Во всех крупных аэропортах присутствуют обычные и-или специальные городские автобусные линии. В Сан-Паулу к концу 2014-го году планируется завершить строительство новой линии метро № 13 до международного аэропорта Гуарульюс (GRU), а также продление Линии 5 до аэропорта Конгоньяс (CGH). А в перспективе должна появиться и скоростная железная дорога между двумя крупнейшими городами страны, со станциями также в их международных аэропортах (GRU в Сан-Паулу и GIG в Рио).
Согласно INFRAERO, в 2013 году через аэропорты под прямым управлением агентства отправились или прибыли почти 136 миллионов пассажиров, если добавить данные по оставшимся за кадром трём гигантам в концесии, а также по аэропортам под управлением штата Сан-Паулу (гл. образом Рибейран-Прету), то в целом по Бразилии получается примерно 209 милионов, что более чем в полтора раза превышает российские показатели.
Распределение по аэропортам тоже несколько более равномерное. Хотя пассажирооборот крупнейшего аэропорта страны и континента (GRU — Международный аэропорт Сан-Паулу) и выше, чем у российских лидеров Домодедово и Шереметьево, да и суммарный пассажирооборот двух аэропортов Сан-Паулу и примыкающего к ним аэропорта Кампинаса больше чем у московского авиаузла (включая также и Внуково), но это в абсолютных показателях, а в относительных удельная доля Москвы в российских авиаперевозках заметно выше, чем доля крупнейшего мегаполиса в бразильских. Поэтому неудивительно, что в Бразилии намного больше аэропортов среднего звена, т. е. таких, которые в год обслуживают не менее миллиона пассажиров. В 2013-м году эту планку преодолели уже 30, вот список в порядке убывания пассажирооборота (цифры в скобках — млн. пассажиров).
1. (36,5) São Paulo Internacional (GRU) — SP
2. (17,1) São Paulo Congonhas (CGH) — SP
3. (17,1) Rio de Janeiro Internacional (GIG) — RJ
4. (16,5) Brasília — DF
5. (10,3) Belo Horizonte (CNF) — MG
6. (9,3) Campinas — SP
7. (9,2) Rio de Janeiro Santos Dumont (SDU) — RJ
8. (8,6) Salvador — BA
9. (8,0) Porto Alegre — RS
10. (6,8) Recife — PE
11. (6,7) Curitiba — PR
12. (6,0) Fortaleza — CE
13. (3,8) Florianópolis — SC
14. (3,5) Belém — PA
15. (3,4) Vitória — ES
16. (3,1) Manaus — AM
17. (3,0) Goiânia — GO
18. (3,0) Cuiabá — MT
19. (2,4) Natal — RN
20. (1,9) Maceió — AL
21. (1,8) São Luís — MA
22. (1,8) Foz do Iguaçu — PR
23. (1,6) Campo Grande — MS
24. (1,3) Aracaju — SE
25. (1,2) Navegantes — SC
26. (1,2) João Pessoa — PB
27. (1,1) Uberlândia — MG
28. (1,1) Teresina — PI
29. (1,1) Ribeirão Preto — SP
30. (1,1) Londrina — PR