Aeroporto São Paulo Congonhas — CGH
Координаты — Cтраница на официальном сайте INFRAERO — Неофициальный сайт
Аэропорт находится на высоте 800 м над уровнем моря, в окружении жилых районов и широких магистралей южной (самой престижной) части Сан-Паулу, и всего в десятке километров от нулевой отметки города. Движение воздушного и автомобильного транспорта тут соседствует как нигде.
Имеет две параллельных ВПП:
17R/35L — 1940 на 45 м (основная)
17L/35R — 1435 на 49 м (вспомогательная)
Здание аэровокзала тянется рядышком, чуть ли не вовсю эту длину. Схема его настолько проста, что её нигде не публикуют. За точку отсчёта можно принять вот этот большой круглый зал с главной справочной и разнообразной сферой услуг:
Снаружи он выглядит не так эффектно. Масштаб со стороны города задаёт одна из главных магистралей его южного сектора, поэтому здание аэропорта как-то потерялось:
Но оформление внешних дорожек достойное, есть и памятники знаменитым авиаторам:
В северо-западном направлении от главного зала тянется совсем уж неброское строение:
Перрон для высадки пассажиров используют в основном такси. Обеспеченные жители «Сампы» не любят напрягать своих родственников или друзей просьбами подвезти. А если приезжают в аэропорт на своей машине, то паркуются в подземных лабиринтах и попадают в здание аэровокзала прямо оттуда.
Так или иначе, все отправляющиеся оказываются в этом узком и длиннющем зале регистрации, большие сектора которого выделены под PONTE AÉREA — воздушный мост в Рио-де-Жанейро.
Получившие посадочные талоны, направляются в сектор выхода на посадку, переход в который расположен прямо напротив центрального круглого зала.
А в юго-восточном направлении от этого ориентира вытянут уже сектор прибытия. Он двухъярусный, посадка в такси и личный автотранспорт происходит выше, а в автобусы ниже. Автобусов здесь виден целый букет: спецтранспорт крупнейшей авиакомпании, шаттл в Международный Аэропорт Сан-Паулу GRU, а впереди них небольшой городской — до ближайшей станции метро. Городских маршрутов мимо аэропорта проходит много, но только некоторые из этих автобусов съезжают на боковую дорогу поближе к аэровокзалу.
Остальные причаливают к платформе на основной оси Avenida Washington Luís, одной из главных магистралей центр-юг. Ближайшая станция метро — São Judas (южная часть синей линии 1, 15-я от автовокзала Tietê и 10-я от узловой станции Sê), оттуда идут автобусы маршрута 875 с назначением Aeroporto, а также 675, у которых Aeroporto высвечивается в качестве главной промежуточной остановки, и некотороые другие (слово Aeroporto нужно искать на переднем стекле). Google Maps помогает разобраться с этими маршрутами. Cобственная станция метро в аэропорту должна появиться через несколько лет, после завершения строительства линии 5. А сейчас путь от автовокзала Tietê занимает около часа: примерно полчаса на метро, плюс ещё полчаса на пересадку и на автобусную часть, по огибающей аэропорт траектории, вместе с ожиданием и с умеренными пробками в пути. Основная масса авиапассажиров всё же предпочтитает такси, белый цвет которых доминирует на всех уличных снимках выше.
При этом аэропорт долгое время лидировал по пассажирообороту и в городе, и в стране, и во всей Южной Америке. С учётом того, что широкофюзеляжные самолёты он не принимает, а регулярные пассажирские рейсы дополнялись ещё и чартерными, а также большим количеством «административных», интенсивность движения просто зашкаливала. Пиковые показатели достигнуты в 2006-м году, уже после утраты статуса международного и перевода всех рейсов в соседние страны в GRU: почти 18,5 млн. пассажиров, 231 тыс. взлётов и посадок.
Катастрофа 17.07.2007 переломила эту тенденцию. Были введены жёсткие административные органичения на типы принимаемых самолётов (для номинального укорочения полос и создания зоны экстренного торможения) и на интенсивность работы. Чартерные рейсы переведены в GRU. Многие регулярные туда же, или в аэропорт Кампинаса VCP. Бизнес-авиация получила больший доступ на Campo de Marte, в северной части города… С тех пор начался опережающий рост объёмов перевозок в Международном Аэропорту и в вспомогательных аэропортах Сан-Паулу, но Конгоньяс уверенно удерживает вторую позицию в Бразилии и по континенту. После начального снижения до уровня около 13 млн. в год, завершил 2011-й с показателями 16,8 млн. пассажиров, 209 тыс. самолётов (GRU ушёл в отрыв, 30 млн. и 271 тыс.).
Другое последствие того трагического происшествия, это появление мемориальной площади, на месте того ангара, в котором погибли 199 человек (пассажиров и членов экипажа не затормозившего после прибытия из Порту-Алегри А320 ТАМ, а также работавших в отделе посылок той же компании). Именно с неё и был сделан самый первый снимок этого репортажа, а сейчас вернёмся туда уже без спешки.
Здесь торец ВПП прямо нависает над Avenida Washington Luís, и самолёты разворачиваются с широким жестом крыла над крышами автотранспорта.
На последних двух снимках можно разглядеть и памятный знак:
В центре площади стоит единственное выжившее в пожаре дерево.
Трогательно-пафосный текст в стиле Сент-Экзюпери. Имена всех погибших написаны по периметру круглого бассейна…
А по краям площади установлены всякие другие аллегории. Вечерние виды на оживлённые улицы и проспекты из окна самолёта, снижающего к этому торцу ВПП просто незабываемы, это один из тех редких случаев, в которых словосочетание «ужасно красиво» является грамотным.
Но прощаемся на этот раз с Конгоньяс в момент, когда действует другая схема взёта и посадки, и отправляющиеся самолёты вскоре пролетают прямо над верхними парковками ТЦ «Ибирапуэра»…