Национальный парк Фернанду-ди-Норонья, природный памятник ЮНЕСКО, находится в нескольких сотнях километров от берега, его ядро это одноимённый архипелаг, состоящий из 21-го острова, самый крупный (единственный обитаемый) имеет площадь 17 кв.км. Расстояние 360 км от Натала и 545 км от Ресифи, там особый часовой пояс, на час впереди основной части страны.
Морской путь почти не используется для доставки туристов, которым остаются только неуразно дорогие авиарейсы компании AZUL и GOL из Ресифи (на современных стоместных Е-190 и на ещё более вместительных и тоже новых В-737-700 соответственно), a также компании AZUL-TRIP из Ресифи с посадкой в Натале (тоже новые турбовинтовые ATR-72, 68 мест). Все три рейса прибывают и отправляются в послеобеденное время. По выходным у GOL есть ещё и дополнительный утренний, почти полностью выкупаемый туроператорами. Помимо стабильно высоких цен, на эти рейсы ещё и невозможно получить билеты ни за какие бонусные мили.
Наилучший опорный пункт именно Ресифи, Натал хоть и ближе, но билеты оттуда не дешевле, а рейсов меньше. А в сам Натал лететь из основных городов Бразилии в среднем дороже, место менее бойкое. Но как город для пляжного отдыха более привлекателен, так что «палка о двух концах». Поскольку мы уже бывали дважды в Натале по целой неделе, обошлись без такой дилеммы и двинулись через Ресифи.
Вход на архипелаг Фернанду-ди-Норонья платный, и тоже недешёвый. В здании аэровокзала прибывающих ждёт что-то вроде погранконтроля, нужно показать распечатку обратного билета и ваучера отеля или «поузады», потом оплатить сбор согласно сроку пребывания. Обратно выпускают по корешкам этих китанций, сверая даты. В первые 10 дней тариф природоохранной службы терпимый, от 30 до 46 реалов в сутки, а потом резко идёт вверх, за месяц набежит уже почти 4 тысячи. И это только за пребывание в «природоохранной зоне», т. е. в посёлках и на некоторых ближних к ним пляжах. Основная часть острова охраняется строже, это заповедник с очень ограниченным доступом — только в определённые сектора, в определённое время, и с предельным числом посетителей в сутки. Пропускают туда по индивидуальным билетам со штрих-кодом, цена 75 реалов, срок действия в пределах 10-ти дней (покупать нужно уже на месте, в одной из касс на территории посёлков).
Цены на ночлег опять-таки заметно завышены. Большинство мест предлагается в частных домах, не имеющих своей системы бронирования, поэтому часто приходится подкормить ещё и какого-то из посредничающих туроператоров. Ведь без подтверждения заказа можно и не пройти входной контроль в аэропорту острова и улететь обратно тем же рейсом.
Лучший сезон для наблюдения подводного мира с августа по ноябрь, а в январе—апреле волны сильнее и это уже время сёрфинга.
Бюджет и планирование поездки — из нашего опыта (август 2013):
При всей нашей любви к свободным странствиям, с учетом специфики этого направления отслеживали также и самые доступные турпакеты типа билеты + размещение у основных бразильских операторов. Но на август все они оказались зашкально дорогими. Получилось выгоднее купить у них (конкретно — у CVC) только проживание на острове, плюс трансфер из аэропорта и в аэропорт на острове и в Ресифи, впридачу к которым получили бонусную экскурсию в Олинду. До куче взяли еще и однодневный тур в другое место около Ресифи.
Самое кусачее — это авиабилеты, в августе оказалось что при разбивке перелёта в Ресифи цены ниже, причём основной расход как раз на участок от Ресифи до острова и обратно. Вот его мы и промониторили как следует и выбрали самые недорогие из подходящих нам дат.
Получилось 1853 реала на двоих (Ресифи — ФН — Ресифи, AZUL-TRIP)
Билеты СП — Ресифи — СП 930 реалов на двоих (AVIANCA)
При этом по пути туда провели в Ресифи и окрестностях 3 ночи и 2 дня, а обратно просто подстыковали прибытие с острова и вылет в Сан-Паулу самолётами разных компаний, на свой страх и раск, но с запасом для отдыха и ужина.
Оператору CVC заплатили 1196 на двоих: 3 ночи на острове, с конд. и завтраком + трансферы + 2 экскурсии в Ресифи
Отель в Ресифи выбырали сами и платили отдельно — под 500 с завтраками за 3 ночи (Ibis)
180 за экскурсию на катамаране на ФН — 3 часа каботажа среди дельфинов с остановкой (за двоих)
150 реалов за многоразовые билеты в нацпарк, 2 чел (действуют до 10-ти дней)
274 реала сбор штата за пребывание на острове — 3 ночи, 2 чел.
Кроме этого что-то потратили на питание, и на острове оно немного дороже.
Джиповых экскурсий не брали, везде пешком ходили, и вообще много времени провели в воде.
В итоге на острове мы были 4 или мин. 3,5 дня, но с основными расходами (суточные и сборы) всего за 3
Приятные дополнения на континенте: Олинда (тоже Памятник ЮНЕСКО, но уже исторический), Ресифи, Порту-ди-Галиньяс
У нас реально было только 7 дней на это мероприятия, вписались в них наилучшим образом
Общий стоимость поездки с отсчетом от международного аэропорта Сан-Паулу вышла около 5,5 тыс. реалов на двоих
Намного дороже чем мы обычно тратим на путешествия недельного формата, такова уж особенность ФН
Фотоприложение:
Мы прибыли на этом ATR-72, первым рейсом дня, около 13 ч.
Фотографировать из окна перед приземлением в этом аэропорту вовсе не запрещается, иногда самолёты делают для этого специальный облёт острова.
Уже на глиссаде по левому борту появляется одна из почтовых открыток острова
ВПП очень солидная, она построена во время Второй Мировой войны и использовалась для снабжения войск союзников в Африке. А сейчас служит запасной на самых длинных трансатлантических маршрутах.
Небольшой аэровокзал располагает мощной системой контроля и эффективными кассами для оплаты входа на остров.
Второй из рейсов дня, прибывает около 16-ти ч. и минут через сорок уходит обратно.
На этот раз мы обошлись без услуг авиакомпании GOL, хотя в 2013-м году летали чаще именно с ней.
Это уже за нами, Е-190 AZUL-TRIP. Было видно, как он облетел остров с востока на запад, и только потом повернул на посадку.
Раскраска всё ещё TRIP, но билеты, униформа персонала, стаканчики и салфетки уже купившей ее недавно AZUL.
В получасье, когда вся тройка ежедневных самолётов оказывается вместе, в аэропорту оживлённо, даже зрители собираются вокруг.
Передвижение пассажиров по перрону происходит в условиях полной демократии.
А это аэровокзал уже со стороны не то что бы города, но стоянки такси и автобусной остановки.
После взлёта с нашего борта был виден небольшой порт Фернанду-ди-Норонья (Санту-Антониу) и восточный мыс острова.