Когда Вы выходите из Чёрных ворот Новой медины, то по обе стороны от входа увидите две скульптуры коней.
Когда Вы выходите из Чёрных ворот Новой медины, то по обе стороны от входа увидите две скульптуры коней.
Это не просто декоративное украшение, обе скульптуры посвящены одному легендарному коню,
которого арабы называли Шам (El Sham), а в Англии которого стали звать аристократическим именем Арабиан Годольфин.
История этого коня — это повествование о любви, дружбе и преданности, бедах и страданиях со счастливым концом, как в голливудских блокбастерах.
Всё началось в Тунисе. В XVIII веке начало возрождаться независимое тунисское государство. С 1705 года и до провозглашения республики в прошлом веке Тунисом правила династия Хусейнидов, основателем которой был бей Хусейн бен Али, правивший страной с 1705 по 1740 год. Бей вёл независимую от Великой Порты внешнюю политику, заключив договоры о дружбе практически со всеми ведущими европейскими державами того времени.
Только вот пиратов, базировавшихся в Тунисе, успокоить не мог. Они регулярно продолжали нападать на корабли и европейское побережье. В 1728 и 1731 годах Франция посылала свои корабли для бомбардировки тунисских портов. Для налаживания отношений в 1731 году Хусейн бен Али дарит французскому королю Людовику XV восемь отличных арабских скакунов, среди которых был и Шам. Сопровождали Шама немой слуга Агба и серая кошка.
В Европе того времени вкусы были своеобразными — ценились крупные формы, как женских с лёгкой руки Рубенса, так и среди коней, образцом для которых продолжали быть массивные битюги, способные носить рыцарей вместе с их тяжелым вооружением. Шам был по мнению конюшенных французского короля непригоден для верховой езды, его запрягли в телегу, а затем вообще продали возчику дров, который издевался над лошадью как хотел. Неделями Шама не выпрягали из телеги, держали на голодном пайке.
Один англичанин, увидев мытарства коня и его слуги, выкупил Шама, но затем из-за горячего норова коня перепродал его. Когда новый хозяин стал издеваться на Шамом — Агба вступился за своего воспитанника и в результате попал в тюрьму, откуда его освободила престарелая герцогиня Мальборо и её зять лорд Годольфин в 1733 году.
Когда же через три года сын Шама и английской кобылы Роксаны по имени Лэсс на скачках обогнал с огромным запасом своих конкурентов-однолеток — Шаму была выделена отдельная конюшня, на которой золотыми буквами было выведено «Арабиан Годольфин». Прожил Шам 29 лет и умер в 1753 году. Его потомки побеждали на многих соревнованиях, а сам Шам считается одним и трёх коней, давших начало самой быстрой породе лошадей — английской скаковой.
Ныне называют эту породу — чистокровная верховая лошадь.
Примечательно, что портретов удостаивались в те времена не все знатные люди, художников на всех не хватало, а вот портрет Арабиан Годольфина вместе с его подружкой серой кошкой существует.
Вот такую историю можно услышать, если прислушаться к молчанию скульптур коней возле Новой медины в туристическом районе Ясмин Хаммамета.