Если всевозможные художественные музеи мне не очень интересны, то вот технические музеи я люблю. И когда я узнал, что в Найроби, столице Кении, имеется железнодорожный музей, то тут же захотел там побывать.
Если всевозможные художественные музеи мне не очень интересны, то вот технические музеи я люблю. И когда я узнал, что в Найроби, столице Кении, имеется железнодорожный музей, то тут же захотел там побывать.
Найти музей в городе не так сложно, но и не так просто. Он находится на задворках ж/д вокзала Найроби. Но что меня больше всего волновало, будет ли работать музей 1 января? Поиск в сети показал, что вроде как должен работать, но все равно не верилось :)
Так о чем же этот музей, и кто его создал? Честно говоря, я поначалу думал, что основан он был еще в те годы, когда Кения была британской колонией. Однако нет, музей появился лишь в 1971 году, в то время как Кения является независимым государством уже с 1963 года.
Железные дороги Кении ведут свою историю с 1896 года, когда британские власти решили проложить пути из портовой Момбасы вглубь континента, к озеру Виктория, и тем самым принести прогресс в самые отдаленные и отсталые регионы своих африканских владений. Уже в 1899 году железная дорога достигла Найроби, а в 1901 пришла в Порт-Флоренсе, так тогда назывался нынешний город Кисуму на озере Виктория. Позднее линию дотянули до Кампалы, столицы Уганды.
После того, как в 1916 году Британия отбила у Германии провинцию Танганьика (нынешняя Танзания), железная дорога у британцев появилась и там. В 1948 году Угандийско-Кенийская ж/д компания и железные дороги Танганьики объединились, образовав Восточно-Африканскую ж/д компанию. Она просуществовала вплоть до 1977 года, включая на тот момент в свой состав уже железные дороги трех независимых стран - Кении, Уганды и Танзании. И вот именно эта объединенная компания в 1971 году и основала музей в Найроби.
В 1977 году объединенная компания разделилась, и образовались национальные ж/д компании Уганды, Кении и Танзании. Музей отошел к Кенийским железным дорогам - Kenya Railways - они сейчас музеем и управляют. Что интересно, вся экспозиция как была оформлена чисто на английском языке, так на нем и осталась. Перевода на государственный суахили нет. Видимо, местный язык так с технической терминологией и не справился :)
Железные дороги в Кении, Уганде и Танзании строились под колею шириной 1000 мм. Что интересно, британские колонии на юге Африки использовали другую колею - "капскую" - шириной 1067 мм.
Паровоз KUR ED1 №327. Был построен в 1926 году на заводе Vulcan Foundry в городке Newton-le-Willows, в окрестностях Манчестера. Проработал до 1976 года, сначала на британской Kenya & Uganda Railway (KUR), а потом East African Railway (EAR). Всего таких паровозов было построено 27 для KUR и 4 для TR (Tanganyika Railway)
Долго искал, что это за паровоз под №27, пока не понял, что это тот же экземпляр, что и на предыдущем фото, просто цифра "3" оторвалась :)
Паровоз типа TR DL №301, построен в 1923 году на заводе Beyer, Peacock & Co в Манчестере для компании Tanganika Railway. Проработал вплоть до 1970-х годов. Использовался на съемках фильма "Из Африки" с Робертом Редфордом и Мерил Стрип. Всего построено 6 штук.
Знаете, что удивляет во всех этих паровозах? Они работали не на угле, как можно было подумать, а на нефти! Везде в качестве топлива указано - Oil. Почему так? Неужели жечь сырую нефть было выгоднее? И разве в Африке не добывали уголь?
Паровоз типа KUR EC3 №87 Karamoja, построен на заводе Beyer, Peacock & Co в Манчестере в 1940 году
Тот же паровоз - KUR EC3 №87 Karamoja. Имя собственное - Карамоджа - получил в честь одного из регионов Уганды.
Маневровый локомотив Hugh F Marriott, был построен на заводе компании W. G. Bagnall в Стаффорде в 1951 году. До 1970 года работал на производстве в Magadi Soda Company.
EAR 31 №3123 Bawuma, партия из 46 паровозов этого типа построена в 1955 году для East African Railways на заводе Vulcan Foundry в Англии.
Паровоз типа KUR EC5 №5505, построен в 1945 году на заводе Beyer, Peacock & Co в Манчестере. После объединения железных дорог Кении и Танзании переименован в модель EAR 55.
Дизельный маневровый локомотив Fowler 0-6-0, позади него - дизельный маневровый локомотив Barclay 0-6-0. На фотографиях 2014 года они облезлые и ржавые, а тут их подкрасили.
Паровоз типа EAR 59 №5930, построен на заводе Beyer, Peacock & Co в Манчестере в 1955 году
Надпись на стене - Man Eaters of Tsavo - "Людоеды провинции Тсаво". Граффити изображает эпизод постройки Угандийской железной дороги, когда в 1898 году несколько строителей были убиты и съедены двумя голодными львами. Тогда проект оказался под угрозой, поскольку работники боялись выходить на объекты, опасаясь львов.
Всех спас британский офицер Джон Паттерсон, выследивший и убивший обоих львов. Он же потом написал и книгу - "Людоеды провинции Тсаво". В 1996 году по этой книге был снят фильм "Призрак и тьма", где охотника играл Вэл Килмер.
Паровоз типа EAR 29 №2921 Masai of Kenia. Тоже работал на нефти. Построен в 1955 году на заводе компании North British Locomotive Company в Глазго. Как и другие компании, этот производитель уже давно разорился.
И тут я задумался - это как же деградировала британская промышленность. Еще совсем недавно на многочисленных английских заводах строились паровозы не только для всей огромной Британской Империи, но и для половины мира. А где сейчас эти заводы? Обанкротились. Локомотивы по всему миру теперь либо американские, либо китайские. С автомобилями, кораблями и самолетами та же картина. Когда-то бывшая "мастерской мира", в последние десятилетия Британия полностью перешла на финансовые спекуляции.
Кенийские железные дороги тоже постепенно разваливаются
Пассажирское движение на старой линии из Момбасы в Найроби несколько лет назад закрылось, а вместо старой британской линии шириной 1000 мм китайцы построили новую, скоростную, со стандартной шириной 1435 мм.
Вобщем, вот такой интересный музей удалось посетить в Найроби. Напоследок - полезная информация.
Стоимость билета для нерезидентов - 600 шиллингов (4.66 EUR)
Время работы - ежедневно, с 8 до 17. И даже 1 января работают, молодцы :)
Официальная страница музея на Facebook