Храмовый комплекс Ипет-Исут, нам более известный как Карнакский храм, начал строиться с 3200 года до нашей эры и продолжал достраиваться и перестраиваться вплоть до конца 1 тысячелетия до н. э.). Поэтому в истории Древнего Мира нет более длительного долгостроя, да и размеры его поражают и являлся он самым большим храмом Древнего мира.
Появились за долгое время строительства храма места в нём, как несущие счастье, так и несчастье.
Есть в Карнакском храме место, где можно наблюдать как туристы ходят толпой друг за другом вокруг каменного постамента со статуей священного жука-скарабея.
Это аттракцион из серии: обойди вокруг чего-нибудь несколько раз или потри статую за нужное место и будет тебе счастье.
Любят гиды придумывать всякую чушь, на которую радостно ведутся туристы, искренне верящие в чудо. В случае со скарабеем. необходимо семь раз обойти вокруг него и любое желание сбудется.
На лицевой стороне постамента изображен фараон на коленях перед богом Атумом, который держит в руке пальмовый лист с зарубками лет и протягивает властителю символы жизни и стабильности.
Появлением статуи скарабея в храме мы обязаны фараону XVIII династии Аменхотепу III (1388–1353/1351 до н. э.), который много чего построил в Карнакском храме, да и вообще в Древнем Египте.
Существовали в пантеоне древнеегипетских богов целых три, олицетворяющих солнце: Ра -дневное, Атум -вечернее и Хепри-утреннее восходящее. Древние египтяне верили, что по ночам Хепри не спит и катает Солнце под землей, чтобы утром вновь появиться на свет — родиться из утробы своей матери богини ночи Нут, которая ежедневно глотала вечером солнце, а утром звёзды, чтобы родить их вновь. Так происходит смена дня и ночи — думали древние египтяне.
Изображался Хепри в виде навозного жука-скарабея или человека со скарабеем вместо головы.
Считалось, что Хепри возник сам из себя и вышел из землю без зачатия. К такому выводу древние египтяне пришли после наблюдения за скарабеями — появлялись скарабеи из навоза или гниющей плоти. Для жителей древности Хепри олицетворял перерождение, новую жизнь и воскрешение из мёртвых. В связи с этим порошок из высушенных и толченных скарабеев считался средством против бесплодия.
Любимым занятием скарабеев в реальной жизни является изготовление из навоза шариков, а размерами зачастую превышающего самого жука в несколько раз, катание их на расстояние до нескольких десятков метров и закапывание в землю. Вот так и солнце катают скарабеи день деньской — думали древние египтяне.
А раз скарабеи имеют таинственную магическую силу, то амулеты с их изображением пользовались повышенным спросом у древних египтян и изготавливались из многих минералов, от гранита до известняка. Для усиления силы амулета на него наносились магические заклинания.
Скарабей для древних египтян олицетворял силу воскресения Солнца и новую жизнь. Для того, чтобы умершим было легче воскреснуть при мумификации вместо настоящего сердца вставлялось сердце из освященного материала с амулетом, изображающим скарабея или даже вместо сердца вкладывалась фигурка скарабея.
По поводу статуи скарабея в Карнаке существует мистически-фантастическое предположение, мол это часовой механизм апокалипсиса. Постамент со скарабеем миллиметр за миллиметром постепенно опускается под землю и в том момент, когда земля сомкнётся над скарабеем, наступит конец света. У меня большие сомнения по этому поводу. Предположим, что постамент опускается со скоростью 1 миллиметр в год. Учитывая время установки статуи, она должна была бы в древности быть выше почти на три с половиной метра.
А вот одинокую изящную колонну фараона Тахарки с древнейших времён рекомендуют обходить стороной.
Кто ненароком дотронется до неё — будет обручен на долгое время с невезением, фортуна повернётся к прикоснувшемуся спиной.
Эта колонна единственная, сохранившаяся от небольшого храма, в котором таких колонн было десять. Построил это исчезнувший храм фараон Тахарка Нефертумхура (690 — 664 до н. э.).
Фараон был неудачливым воином, но при этом замечательным очковтирателем. Династия, которую он представлял, была иноземной, об этом даже Ветхий завет знал: «Тиргака, царь эфиопский».
Ассирийские полчища под предводительством царя Ассархаддона вторглись в Древний Египет, огнём и мечом прошли по стране и захватили дельту реки Нил. Во время вторжения Тахарка сбежал в родные места в Эфиопию. После смерти ассирийского царя Тахарка вернулся в Египет, чем разозлил наследника ассирийского трона Ашшурбанипала, который вторгся в Египет с еще большими полчищами, дошел до столицы Фивы и захватил её. Тахарка опять задал стрекача.
Когда нет заслуг — надо их придумать. Тахарка размещал в храмах записи как он побеждал многочисленные народы от Геркулесовых столпов до Индии. Древние греки даже считали его величайшим завоевателем. Построенный Тахаркой храм разрушил один из пришедших после фараонов Псамметих I (664–610 до н. э.), но его восстановили при Птолемеях. Счастья это храму не принесло, более старые постройки стоят, а от храма осталась только одна колонна.
Только вот в чем дело — дали новую жизнь этой колонне, когда она собиралась развалиться, современные археологи. Они разобрали колонну на отдельные блоки и снова собрали. Так несчастная колонна получила третий шанс.