Очень часто у туристов возникают претензии к качествук того или иного обслуживания в Европе, и они не знают — куда обращаться с жалобой. А ведь есть специальные организации в каждой стране, есть и общеевропейские организации, занимающиеся проблемами туристов.
Расскажу о нескольких туристических странах.
Греция.
Заучите заклинание, необходимое для жалобы в Греции: Touristiki Astynomia. Именно так зовется туристическая полиция Греции. Ее представительства имеются во всех больших городоах и морских городках — курортах. Эта полиция уполномочена принимать жалобы, и распределять их по инстанциям. Эти полицейские обязаны владеть, как минимум, двумя иностранными языками, так объясниться с ними — большая вероятность, они же иногда выступают как переводчики для туристов, при необходимости. Эти полицейские следят за порядком, «выводят» заблудившихся туристов, помогая им найти нужное место и следят за нелегальными «гидами». Если вы находитесь в каком-либо небольшом местечке, где нет туристической полиции, то телефон, по которому вам помогут решить проблемы: 171.
Испания.
О, это наше любимое — с советских времен, здесь реально существуют «Книги жалоб». В них записываются жалобы — Hojas de Reclamaciones, и их регулярно проверяют независимые инспекторы, уполномоченные министерством туризма. Во всех туристических агенствах Испании есть пронумерованные и прошитые, официально заверенные бланки для записи претензий, которые обязаны выдать любому туристу. Эти бланки — мечта бюрократа, они состоят из белого оригинального листка и трех цветных копий. Обиженный турист может написать жалобу на испанском, английском, и, даже немецком языке, розовую копию оставляют руководителю организации, на которую жалуетесь, белый оригинал отправляется в региональное потребительское бюро, адрес которого уже впечатан в бланк, зеленая копия остается у жалобщика. Отправить листок можно не позднее, чем через 10 дней (рабочих) после написания, иначе — она теряет силу.
Португалия.
Как и следует ожидать, процедура схожа с испанским вариантом. Здесь тоже есть книга жалоб — Livro de Reclamacöes. Такие книги есть во всех кемпингах, отелях, ресторанах и других туристических местах. Эту книгу регулярно проверяют специальные инспекторы, поэтому, здесь даже не надо отправлять жалобу почтой. Поэтому, частенько вопрос решается уже после того, как турист просит эту книгу. Дополнительно, если не доверяете Книге Жалоб, можно обратиться в Instituto do Consumidor — это аналог Союза защиты прав потребителей. Можно обратиться к ним на сайте.
Германия.
Как ни странно, в одной из самых бюрократических стран, нет «Книги жалоб». Если вас отравили несвежей пищей в отеле или ресторане, или вы видите явную антисанитарию, то надо обратиться в Промышленную инспекцию — Gewerbeaufsicht. Если же все не так критично, то можно обратиться в Европейский Потребительский Центр, в Германии он называется Europäische Verbraucherzentrum.
Этот же центр обслуживает обиженных туристов Италии, Франции, Швейцарии и Норвегии.
Австрия.
Здесь для туристов, желающих оставить жалобу, надо обратиться в специальный Сервисный центр. Его центральное бюро размещено в Вене, оно называется Tourismus — Servicestelle. Эти центры являются бесплатными посредниками между туристом и обслуживающей компанией в случае конфликта. В них можно обратиться по телефону +431711005597. Каждый месяц на этот номер поступает примерно 100 звонков, не так уж много для туристической страны.
Польша.
Поскольку страна ежегодно набирает обороты по приему туристов, особенно — немецких, то во всех ресторанах, отелях и кемпингах здесь тоже есть Книга Жалоб — Ksiazka skarg i wnioskow. При экстренном случае, например, краже в отеле, можно позввонить на бесплатную «горячую линию» бюро по туризму: 0800200300. Ежегодно с начала июня до конца сентября она работает ежедневно с 8.00. до 20.00. Сотрудники этой линии говорят по-английски и по-немецки. Если что-то совсем экстренное, то вот мобильный номер: +48608599999.
Всем хорошего отдыха, и отсутствия поводов жаловаться!