«Широка страна…» — с этим не поспоришь. И в каждом уголке России нет-нет, а установят памятник в честь какого-то события или выдающейся личности. Не говоря уже о милых, нелепых и смешных (иногда и страшных, уродливых) памятниках, которые растут на улицах как грибы после дождя.
В этом материале собрали самые знаменитые и наиболее впечатляющие памятники России. Их стоит увидеть вживую, так как фотографии с трудом передают масштаб и силу заложенного в них замысла. А еще зачастую очень важен контекст — природный ландшафт или историческая городская застройка.
Многие из них, но далеко не все, посвящены событиям Великой Отечественной войны, что вполне объяснимо, учитывая ее экзистенциальную значимость для судьбы страны.
Родина-мать зовет!
Фото: © Maksim S.
85-метровая скульптура «Родина-мать зовет!» (1959–1967) — один из символов Волгоградской области, Великой Победы да и, пожалуй, всей России. Авторы этого монументального творения — известный советский скульптор Евгений Вучетич и не менее известный инженер Николай Никитин, который приложил руку к созданию Останкинской телебашни.
«Родина-мать» не может не впечатлять. И не только своими колоссальными размерами, но и смысловыми коннотациями, заложенными в ее образ. Женщина символизирует Родину, которая зовет своих сыновей в атаку: Сталинградская битва (август 1942 — февраль 1943) переломила ход войны, но до ее окончания было еще далеко.
Монумент является центральным в ансамбле «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане.
Алёша
Фото: © Маша Малиновская
«Алёша» (1974) — так ласково называют солдата в плащ-палатке, фигура которого установлена на сопке Зелёный мыс в Мурманске. Высота памятника — 35,5 метров, постамента — 7 метров, что делает его одним из самых высоких в России.
Проект мемориала «Защитникам Советского Заполярья» разработали скульптор Исаак Бродский и архитектор Игорь Покровский. Помимо фигуры бойца, в него входит покатая трехгранная пирамида, подиум «Вечный огонь» и два зенитных орудия.
«Алёшу» хорошо видно из любой точки Мурманска, а со смотровой площадки мемориала можно полюбоваться видами на город и Кольский залив.
Ржевский мемориал Советскому солдату
Фото: © Maxim Yashkin
Мемориал подо Ржевом посвящен одному из самых кровопролитных сражений Великой Отечественной войны — Ржевской битве. В ходе боев с января 1942-го по март 1943 года погибло 392 тысяч человек и еще 768 тысяч были ранены, пропали без вести или попали в плен.
Ржевский мемориал — один из немногих, посвященных ВОВ, которые были построены в XXI веке. Его строительство длилось с 2019 по 2020 гг., авторы проекта — скульптор Андрей Коробцов и архитектор Константин Фомин. В центре мемориала — 25-метровая фигура солдата, установленная на 10-метровом искусственном холме. Тело воина постепенно превращается в стаю журавлей, что создает эффект парения в воздухе. В основе идеи — образ из стихотворения Расула Гамзатова «Журавли», которое было положено на музыку композитором Яном Френкелем.
На территории мемориала открыт музейный павильон с постоянной мультимедийной экспозицией. Здесь можно увидеть фотографии, почитать письма и рассказы фронтовиков-участников Ржевской битвы.
Рабочий и колхозница
Фото: © Максим Нарватов
Один из символов ВДНХ и Москвы в целом — «Рабочий и колхозница», легендарное творение скульптора-монументалиста Веры Мухиной и архитектора Бориса Иофана. Скульптуру создали для Всемирной выставки 1937 года в Париже, а спустя 10 лет ее изображение стало эмблемой советской и российской киностудии «Мосфильм».
Высота скульптурной композиции — 24,5 метра, павильона-постамента — 34,5 метра. В лектории и на крыше павильона проходят выставки, лекции, мастер-классы, семинары, концерты и другие мероприятия.
Покорителям космоса
Фото: © Сергей Василец
Монумент «Покорителям космоса» открыли в Москве в 1964 году на волне качественного скачка в освоении внеземного пространства. Был запущен первый искусственный спутник Земли, в космос отправились первые живые существа и, наконец, первый человек — появление огромного монумента, вдохновенного этими прорывами, было предопределено. Ракета взмывает ввысь на головокружительную высоту, а за ней тянется шлейф выброшенного газа.
Проект разработала группа авторов: архитекторы Михаил Барщ и Александр Колчин, скульптор Андрей Файдыш-Крандиевский, инженер Лев Щипакин.
По высоте монумент «Покорителям космоса» (107 метров) уступает только Монументу Победы на Поклонной горе (141,8 метров).
В 1981 году в стилобате был открыт Музей космонавтики, ставший впоследствии одним из крупнейших научно-исторических музеев в России в мире.
Тачанка-ростовчанка
Фото: © Татьяна Васильева
Если треть памятников в этом списке связаны с событиями Великой Отечественной войны, то этот отсылает нас к периоду Гражданской войны. Памятник, открытый в 1977 году, расположен на южном въезде в Ростов-на-Дону.
Он посвящен Первой Конной Армии, а точнее, главной боевой повозке того времени — тачанке. Ее же прославляет знаменитая «Песня о Тачанке» (1937), в которой есть такие строки: «Эх, тачанка-ростовчанка, / Наша гордость и краса, / Конармейская тачанка, / Все четыре колеса!» Весь вид памятника — словно иллюстрация к этой песне.
Над «Тачанкой-ростовчанкой» трудились архитектор Петр Ибалаков, скульпторы Владимир Батяй, Александр Косолапов и Анатолий Скнарин. Последний, к слову, является автором драматичного памятника «Стачке 1902 года» в том же Ростове-на-Дону.
Тыл — фронту
Фото: © Валерий Исаев
Монумент «Тыл — фронту», открытый в 1979 году, возвышается на 18-метровом искусственном холме на берегу реки Урал в Магнитогорске.
Рабочий, обращенный на восток в сторону заводов, передает меч воину, который смотрит на запад, где идут бои. Магнитогорск был выбран совершенно не случайно: именно здесь в огромном количестве ковали снаряды и прокатывали листы броневой стали — «Всё для фронта! Всё для победы!» Создатели воплотили идею подвига всего советского народа — и тех, кто проливал кровь на фронте, и тех, кто не щадил своих сил в тылу.
Авторы 15-метровой композиции — скульптор Лев Головницкий и архитектор Яков Белопольский.
Образ меча объединяет монумент «Тыл — фронту» с другими памятниками ВОВ — «Родина-мать зовет!» в Волгограде и «Воин-освободитель» в Берлине.
Ледовое побоище
Фото: © Елена Яхонтова
5 апреля 1242 года на Чудском озере произошла битва между войсками Новгородской Республики, которые возглавлял Александр Невский, и немецкими рыцарями Ливонского ордена. Впоследствии ее назвали Ледовым побоищем (в котором, кстати, никто не тонул).
Именно этой славной победе русского оружия посвящен 30-метровый монумент — самый впечатляющий во всей Псковской области. Он установлен на горе Соколиха на пути следования войск Александра Невского. Открытие монумента состоялось в 1993 году, авторами проекта стали скульптор Иосиф Козловский и архитектор Петр Бутенко.
В центре композиции — сам князь верхом на коне, его окружают представители разных социальных групп — боярин, воины, ремесленники и крестьянин. По замыслу авторов, это символизирует единение народа в борьбе с врагом.
Соединение фронтов
Фото: © Ольга Ибрагимова
Возле поселка Пятиморск в Волгоградской области установлено еще одно творение Евгения Вучетича — 16‑метровый монумент «Соединение фронтов». Он изображает пехотинца, танкиста, мотострелка и кавалериста со знаменами в руках.
Монумент посвящен исторической встрече подвижных соединений Сталинградского и Юго‑Западного фронтов в районе Калача в ходе контрнаступления советских войск под Сталинградом.
Четыре товарища стоят на возвышении, на правом берегу аванпорта шлюза № 13 Волго-Донского канала, который соединяет Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское и Северное моря. Арка 13-го шлюза — одна из достопримечательностей Пятиморска.
Курская битва
Фото: © Наталья Воробьева
Мемориальный комплекс воздвигнут на Северном фасе Курского выступа, где происходили кровопролитные бои летом 1943 года. Он появился в Понырях совсем недавно — в августе 2023 года, и открытие было приурочено к 80-летию победы в Курской битве.
В центре — фигура советского солдата. Прилагая нечеловеческие усилия, он не дает сомкнуться двум надвигающимся группировкам гитлеровских войск, которые символически изображены в виде кроваво-красных стен с изображениями немецкой техники.
К 2025 году планируется открытие второй очереди комплекса, когда в жизнь воплотится нереализованный проект Евгения Вучетича.
Памятник Шукшину
Фото: © Александр Арапов
Самый «душевный» памятник в нашем списке связан с именем Василия Шукшина — писателя, актера, режиссера, сценариста, которого, кажется, любил весь Союз. Он родился в селе Сростки на Алтае, и именно здесь, на горе Пикет в 2004 году был установлен 8-метровый памятник. Писателю нравилось приходить сюда, чтобы побыть наедине с собой и полюбоваться видом на родное село, горы и берег Катуни.
В финале одного из его главных фильмов «Печки-лавочки» герой в исполнении Шукшина взбирается на гору и садится ровно в эту позу — памятник буквально повторяет кадр.
Памятник Петру I
Фото: © Татьяна Панова
Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» в Москве (известный просто как памятник Петру I), пожалуй, самый противоречивый монумент в столице. Работа Зураба Церетели до сих пор не оставляет равнодушными ни москвичей, ни гостей города. Строительство и установка 98-метрового Петра I в 1997 году сопровождалась скандалами, и сегодня споры вокруг монумента периодически вспыхивают с новой силой.
А между тем это один из самых высоких памятников в мире — он уступает только гигантским скульптурам будд и богинь в Китае, Японии, Индии и Мьянме.
Тысячелетие России
Фото: © Андрей Л
Памятник «Тысячелетие России» находится в Великом Новгороде. Он был установлен в 1862 году по указу Александра II в рамках празднования 1000-летия Российской государственности. Идею воплотили художник Михаил Микешин, скульптор Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман.
Общая высота памятника — 15,7 метров. Всего в композиции насчитывается 128 фигур выдающихся исторических деятелей, в том числе самодержцев, полководцев, генералов, писателей и поэтов, художников и композиторов, просветителей и общественных деятелей. Самое главное из развлечений — опознать хотя бы некоторых из них.
Памятник Уастырджи
Фото: © Natalia Tarasova
Алагирское (Ардонское) ущелье встречает гостей, прибывших в Северную Осетию со стороны Южной по Транскавказской магистрали, очень необычным монументом. Конный воин будто вырывается из скалы, устремляясь вперед. Это Уастырджи — богатырь («нарт»), один из центральных героев Нартского эпоса, покровитель мужчин, воинов и всех путников.
Памятник создал скульптор Николай Ходов в 1995 году. Всадник на трехногом коне весит 28 тонн, он закреплен на высоте 22 метра с помощью металлических балок. Для понимания масштаба: размер копыта — 120 см. У подножия памятника есть смотровая площадка, где можно остановиться, отдохнуть и полюбоваться видами.
Среди других величественных коннных памятников также можно выделить памятники Иссе Плиеву во Владикавказе и Салавату Юлаеву в Уфе.
Мамонты
Фото: © Tatiana Dudarenko
Группа из 11 мамонтов неспешно прогуливается у подножия Самаровского ледникового останца в столице Югры, городе Ханты-Мансийск. Самый большой мамонт достигает 8 метров в высоту.
Эти доисторические животные стали частью культурно-туристического комплекса «Археопарк», где представлены и другие животные плейстоценового времени, обитавшие на территории Западной Сибири. Здесь и шерстистые носороги, и первобытные бизоны, и пещерный лев, большерогий олень, пещерные медведи, волчья стая. Есть и стоянка плейстоценовых людей.
«Археопарк» — своеобразный музей вымерших животных под открытым небом и одна из главных достопримечательностей города.
Бонус: самые высокие Ленины
Пытаться сосчитать памятники Ленину (а также бюсты и барельефы) — неблагодарное дело. Их сотни, хотя раньше были тысячи. Некоторые из сохранившихся весьма необычные и даже авангардные: маленький Володя с мамой в Ульяновске, Ленин на земном шаре в Нижнем Тагиле, огромная голова в Улан-Удэ, Ленин в саване в музее-заповеднике в Горках.
Мы будем более прозаическими и расскажем, где можно увидеть самые высокие памятники Ленину. Первый находится у входа в Волго-Донской судоходный канал в Красноармейском районе Волгограда. Общая высота памятника составляет 57 метров, из них 27 метров — это фигура вождя мирового пролетариата. Авторы — все тот же Евгений Вучетич и архитектор Леонид Поляков. Примечательно, что Ленин обращен не к народу, а развернут лицом к Волге.
Фото: © Юрий Юганов
Тематически Ленин в Волгограде перекликается с Лениным в Дубне: оба колосса смотрят на воду. Первый — на Волго-Донской канал, второй — на канал имени Москвы. Общая высота памятника — 37 метров, из них 25 метров — Ильич, 12 метров — постамент. Автор — скульптор Сергей Меркуров.
Фото: © Алексей А