С появлением детей активная жизнь родителей не заканчивается. Родители кричат: «Можно продолжать путешествовать! Летать на самолетах, трястись в автомобилях и даже ездить с грудничком автостопом по безлюдным аргентинским дорогам (и такое бывает)». Можно, конечно. Вопрос только в том, насколько такой вид времяпрепровождения полезен для самого ребёнка. Не вредит ли это его физическому и эмоциональному развитию? Не отвлекает ли от основных процессов, свойственных этому возрасту?
Мы посмотрим на эту историю с двух сторон. Со стороны родителя — Юрий Запесоцкий — папа, путешествующий с сыном. Это будет мужская позиция, основанная на практике. О том, как автопутешествия закаляют, развивают необходимые для жизни навыки, учат ребенка жить и справляться с ускоряющимся темпом нашего мира. И со стороны педагога — Людмила Поддубная — основательница детского сада «Яблоневый сад». Это будет женская позиция, основанная на понимании процессов, происходящих в ребенке. О том, как важно для развития человека находиться в безопасной среде, не перегружаться эмоциями и сменой планов, обеспечивать ребенку чувство уверенности в доброте и безопасности окружающего мира.
Позиция папы изложена в видео.
Папа, и тем более папа мальчика, конечно хочет вырастить настоящего мужчину: мужественного, терпеливого, способного ориентироваться в любом месте и адаптироваться в нестандартных условиях. Особенно это важно в наше время, когда жизнь все время усложняется, все очень быстро меняется, а шаблонные решения почти не работают. Конечно, путешествие — идеальная тренировка для всех этих качеств.
В путешествии ребенок видит мир в разных его проявлениях. Учится общаться с разными людьми, в том числе и на иностранных языках (если это путешествие, например, в Европу). Он видит другие нормы жизни, другие условия, другие культуры. Ест еду, которую вряд ли попробовал бы дома. В очень многих сферах он получает информацию о том, какой бывает жизнь, получает опыт проживания этой жизни, и эти знания закладываются в него при формировании личности, характера, интеллекта. Такой человек действительно вырастает более открытым к миру, более терпимым к различиям между людьми, ему легче ориентироваться в жизни, поскольку он знает, что существует множество вариантов ее течения.
Но не мешает ли этот опыт другим процессам, происходящим в организме ребенка?
Ответ зависит от возраста ребенка и от того, какую атмосферу способны создать для него родители во время путешествия.
Главная задача ребенка до года — свободное физическое развитие в тесном контакте с мамой. Невероятное количество задач нужно решить его организму за этот период: видеть, двигаться, издавать первые осмысленные звуки, ходить — на каждую из этих задач у взрослого человека уйдут месяцы и годы, ребенок же умудряется справиться со всеми ними одновременно только за первый год своей жизни. Во многом благодаря постоянной физической поддержке мамы, которая находится рядом, обеспечивая ему силы, свободу действий и уверенность в том, что мир безопасен. Путешествие не пойдет на пользу ребенка, если оно:
1. Ограничивает свободу ребенка — ему приходится постоянно находиться в люльке, его куда-то постоянно переносят, не позволяют свободно двигаться;
2. Ограничивает доступ к маме или, что еще важнее, негативно сказывается на эмоциональном состоянии мамы, которая переживает за него, не справляется с задачами по уходу за ним, устает;
3. Окружающий шум и атмосфера пугают его или заставляют испытывать физические неудобства — ему холодно, жарко, твердо, неуютно, он голоден и т. п.
Все эти факторы вместе и каждый из них по-отдельности обязательно скажутся на физическом и эмоциональном развитии ребенка. Выпадет мельчайший элемент — способность концентрировать внимание, например, или не сформируется вовремя одна нейронная связь мозга, и потом, с учетом сверхускоренного развития организма в первые годы жизни, могут уйти годы на то, чтобы этот пропуск восполнить. А с учетом того, что этих элементов очень много вы, скорее всего, никогда и не поймете, где остался пробел. В первый год жизни это, в первую очередь, касается физического развития.
В возрасте до трех будут работать все те же факторы, но большее значение будет приобретать их влияние на эмоциональное развитие. Для ребенка до трех лет очень важно чувство безопасности окружающей среды, поскольку именно в это время его внимание переключается с тела на внешний мир. Он учится взаимодействию с ним. Для успешного его освоения мир вокруг должен быть достаточно устойчивым и спокойным. Среда не должна слишком активно меняться и быть слишком сложной, поскольку, во-первых, ребенок может оказаться не в состоянии воспринимать слишком сложный мир, он сначала должен научиться делать это на более простых — постоянных объектах. А во-вторых, если мир не будет восприниматься ребенком, как безопасный, он может отказаться от попыток его изучать и замкнуться в себе.
Создать такую постоянную и безопасную среду в путешествии — задача не невыполнимая, но непростая. Все-таки обстановка вокруг очень сильно меняется, эмоциональное состояние родителей меняется, могут возникать непредвиденные сложности — очень много факторов, которые нужно контролировать и сглаживаться для их здорового восприятия ребенком в этом возрасте. Поэтому, в общем случае, рекомендуется не затевать с детьми до трех лет сложных, длительных путешествий или путешествий в среду, сильно отличающуюся от вашего места жительства.
После трех лет главной задачей ребенка становится выстраивание коммуникаций. Именно поэтому детей ждут в детском саду с трех лет. Это возраст, когда общение вне рамок семьи становится необходимым, и чем старше ребенок, тем шире может быть этот круг. Причем важно не просто встречаться с другими детьми и взрослыми на короткие промежутки времени, важно учиться выстраивать долгосрочные отношения. Это навык, который ускоренно усваивается именно с 3-х до 7-ми лет. Кроме того, в этом возрасте дети уже способны с пользой воспринимать обстановку не только своего дома и нескольких других знакомых мест, но учиться ориентироваться и в совершенно незнакомых местах. Вот здесь уже становится действительно уместно говорить о путешествиях и автопутешествиях с детьми.
Здесь встречи с другими людьми, с другой природой, с другими мирами становятся элементом развития ребенка. Но разумеется, его способности к восприятию не беспредельны и необходимо обеспечивать один важнейший элемент — создавать для ребенка ощущение безопасности и доброты мира. Только при выполнении этих условий он будет в состоянии открыто его воспринимать.
Родителям для создания этих условий, в первую очередь, необходимо самим быть уверенным в безопасности. Не все могут чувствовать себя уверенными в доброте мира в Африке, Пакистане, Бразилии или даже в неблагополучных районах Москвы. Это не значит, что ее там нет. Это вопрос личного восприятия. Соответственно, рекомендуется для путешествия с детьми выбирать те места, в безопасности которых вы уверены. Где вы сами, в первую очередь, будете чувствовать себя расслабленно и хорошо. Для кого-то (не для всех, но для многих из нас) это также вопрос планирования, когда вы заранее знаете, куда вы хотите заехать и как туда добраться, у вас есть с собой все необходимое и вы отметили на карте места, где вы пообедаете, когда проголодаетесь. В случае с детьми — вы также заранее позаботились о поиске детских площадок, интересных детям музеев, зоопарков и пляжей. Кроме того, вы заранее подготовили игры для развлечения ребенка в машине, выучили 100 песен для совместного распевания и захватили 10 книжек со сказками. У вас всё под контролем, вы не торопитесь, заранее знаете, где будете останавливаться и что там делать. Вы спокойны и уверены. Тогда это чувство непременно передастся вашему ребенку, и он с безграничным интересом откроет свое сердце и разум к простирающемуся за его окном новому доброму миру.
Приятных вам семейных путешествий!