Когда мы с женой 10 лет назад в первый раз приехали в Таиланд на зимовку — ни о каком мотобайке мы и не думали.
Поселились у моря, ходили пешочком, ездили на тук-туках…
Но лень — двигатель прогресса. Насмотревшись на других туристов, которые ловко седлали скутеры и усвистывали мимо нас по своим делам, жена в итоге сказала:
— Слушай, ну все ездят, давай ты попробуешь?
— Блин, я на велике-то последний раз сидел лет 15 назад, какой скутер?
— Ну, не получится — не надо, но попробовать-то можно!
Мы пришли к первому попавшемуся пункту проката. Тайская тетушка показала мне, куда и как нажимать, я сел, завелся и крутанул ручку газа. Байк обиженно взвыл и выпрыгнул из-под меня, строптиво вставая на дыбы. Едва обуздав бешеную табуретку, я аккуратно поставил ее на место и решил пока на этом остановиться — надо было слегка унять трясение рук и дрожание коленок.
Но на следующий день я понял, что не все так просто — уже сам загорелся и хочу обратно в седло. Оставив жену купаться и загорать, я опять пошел к прокатчикам и, чтобы лишить себя возможности трусливо сбежать, заплатил сразу за два дня за простенькую Хонду.
Сел на нее, завел, глубоко вздохнул… и поехал, как будто так и надо. Съездил в соседнюю деревню, поменял денег, купил фруктов, вернулся обратно, и еще по дороге понял, что это теперь — любовь на всю жизнь.
Вот он — мой первый байк 2007 года:
С тех пор было много зимовок, разных стран островов и континентов. И каждую зиму я наезжаю по 5–6 тыс километров на двух колесах, куда бы меня не заносило. Попытаюсь поделиться накопленным опытом.
Самый главный вопрос — зачем. Зачем он нужен, этот мотобайк, если есть такси, тук-туки, если можно поселиться рядом с морем и магазинами, чтобы не нужно было постоянно ездить?
Во-первых — это просто экономнее. В том же Таиланде, например, поездка на тук-туке от пляжа до пляжа обойдется вам примерно в 100 бат или больше, в зависимости от расстояния. В один конец. Аренда простого скутера стоит 100–150 бат в день. Подобное соотношение цен действует практически для всех стран Азии, иногда отличаясь в разы в пользу скутера.
Во-вторых — это свобода перемещения. На своих колесах вы можете забраться в такие дебри, куда ни один таксист не поедет. Вы можете за день объездить несколько пляжей, магазинов, ресторанчиков, или даже уехать за сотню километров к какому-нибудь дальнему водопаду, причем в прогулочном режиме, никуда не торопясь.
В-третьих, вы теперь можете даже поселиться не у моря. Жилье того же класса обойдется вам в два раза дешевле, да и под окнами по ночам не будут шляться толпами туристы, а громкая музыка из прибрежных кафе не помешает вам спать.
Ну и, в конце концов — это просто удовольствие. Мотобайк — не только удобное средство передвижения. После приобретения определенного опыта, когда мозг уже не отвлекается на управление, равновесие, зеркала, приборы и знаки, он дарит удивительное ощущение полета. На ходу звук двигателя практически не слышен, только свистит в ушах поток набегающего воздуха. Ты летишь над дорогой как будто сам по себе, раскинув руки и подавшись навстречу ветру… Замечено, что каждый, кто попробовал скутер в Азии, по возвращении начинает смотреть, сколько такая штука стоит дома. Нет, почти никто в итоге не покупает себе его в Москве, Самаре или Новосибирске, это просто такой способ сублимации — не поездить, так хоть картинки посмотреть:)
Следующий вопрос — что арендовать.
Если это ваш первый опыт — берите самый обычный скутер. Обычно это самый популярный вид транспорта в стране — 100–125 кубиков, автомат. Производитель не важен, всякие дополнительные особенности тоже, вам все равно поначалу будет не до них. Попросите шлемы для себя и пассажира — обычно их выдают без вопросов. Правда, качество их может быть, мягко говоря, не ахти, но лучше так, чем никак.
Часто при аренде в залог требуют паспорт. Это не лучшая идея — отдать основной документ, поэтому попытайтесь договориться. В большинстве случаев удается сойтись на копии паспорта, денежном депозите, а иногда даже на честном слове — если, скажем, вы живете в отеле неподалеку. Если есть старый просроченный загран — возьмите его с собой, можно попытаться отдать его в залог за байк.
Права с вас, скорее всего, никто требовать не будет. Причем, зачастую, не только арендодатель, но даже полиция, хотя, конечно, это уже зависит от того, в какой стране и на каком острове вы находитесь. Я помню, как в Турции, в стандартном пятизвезднике all-inclusive, увидел стоящие мотоциклы и табличку «For rent». Подхожу, спрашиваю:
— А можно у вас байк взять в аренду?
— А права категории, А у вас есть?
— Нет.
— Ну, тогда извините, не имеем права.
Вот, думаю, Европа, не судьба мне. А уже ведь загорелось! Выхожу за территорию отеля, там ларек с такими же байками. Подхожу:
— А можно у вас байк взять в аренду?
— А права категории, А у вас есть?
Ну все, думаю, точно Европа, не дадут.
— Нет! — отвечаю.
Мужик смотрит на меня так внимательно и говорит:
— Ну, тогда шлем надевай, а то штрафы большие…
А, например, на острове Самуи в Таиланде я как-то снимал дом у местного полицейского. Ну и пришел к нему: дай, мол, мне бумажку, что я у тебя живу, хочу сходить в ваш land department, права тайские получить. А он скривился так лениво и говорит: «Слушай, ну ты же на Самуи… Зачем тебе права… Езди так, а?» :)
Стоимость аренды обычно сильно зависит от срока. Если вам нужен байк на день, то с вас могут запросить, например, 300–400 бат, рупий или песо. Если же речь идет о неделе или месяце, то скидки обязательны, причем очень серьезные. В Таиланде простой скутер можно арендовать за 3000–3500 бат в месяц. А, например, в Малайзии — вообще прогрессивная система скидок, там цена отличается, даже если берешь байк на два дня вместо одного. Ну и торг никто не отменял, само собой:)
Стоит выделить день и попрактиковаться где-нибудь на тихой дороге или вообще в чистом поле, все-таки свои особенности управления у скутера есть, хотя по моему глубокому убеждению, если человек умеет ездить на велосипеде — то и байк сможет освоить. Центр тяжести на нем расположен ниже, равновесие держать легче, надо всего лишь освоиться с рычажками и рукоятками, которых тут всего ничего. Для движения нужна рукоятка газа, два рычага тормоза — передний и задний, а все остальное можно осваивать по ходу езды. Хотя я сталкивался с девушками, которые водят велосипед и автомобиль, но при этом не могут управиться со скутером — умудряются даже путать тормоз и газ, хотя казалось бы…
Вообще, могу посоветовать новичкам, выехав на дорогу, придерживайтесь простого правила: езжайте как вам удобно. Не надо пытаться прижиматься к краю дороги, там можно сорваться с асфальта и очень неприятно упасть. Не надо пытаться ехать со скоростью 20 км/ч — на низкой скорости байк неустойчив, вам придется постоянно подруливать, что тоже может привести к падению. Даже если вы будете плестись посреди дороги и всем мешать — более опытные водители вас объедут, пусть и обругав про себя. Ну, а то что вы новичок-турист — видно сразу, никаких знаков «У» не надо, так что окружающие будут осторожны.
Азиаты вообще на мотобайк садятся в дошкольном возрасте и чувствуют его как продолжение своего тела, от них вреда точно не будет, они способны с ним управиться с закрытыми глазами, в любом месте и с любой нагрузкой. Единственная опасность — безбашенная европейская молодежь, дорвавшаяся до возможности надраться пива, накуриться травы и погонять на чем-нибудь помощнее без прав. Этих, конечно, стоит опасаться, но они, слава богу, все-таки не так часто встречаются на дорогах, причем в основном по ночам, когда закрываются увеселительные заведения.
Бензин скутер практически не ест. 2–3 литра на 100 км — нормальный расход топлива для современных моделей. Постарайтесь разведать, где в вашем районе нормальные заправки, хотя, если что, на дорогах Азии обычно продается горючее в бутылках — не лучшего качества и по завышенной цене, но из-за малого расхода вы много и не потеряете.
Что касается особенностей управления — не забывайте, что вы в Азии.
У вас может быть левостороннее движение — это Таиланд, Индия или Непал. А может быть и обычное, на Филиппинах, например. Когда я в одной из зимовок уехал из Таиланда на Филиппины — пару раз поворачивал на встречку. Вокруг-то почти то же самое, байк под тобой точно такой же, а ехать надо по другой полосе, да что ж такое! :)
В общем, за этим нужно следить и стараться перестраивать мозг, особенно при выезде на дорогу с парковки и при проезде перекрестков.
Не гоняйте! В любой момент времени вы должны спрашивать себя: «Вот если прямо сейчас из-за этого куста мне под колеса бросится собака/кошка/корова/ребенок, я успею затормозить?»
Если ответ: «Нет» — сбавьте скорость.
Следите за состоянием дороги. На ней может быть песок, вода, банановая кожура, дорожная разметка — все это имеет совершенно другие сцепные свойства, и при торможении может послужить причиной падения. Ну, разумеется, если на улице тропический ливень, а ехать все равно надо — будьте вдвойне аккуратнее.
Настоящие мотоциклисты возмутятся, но я все равно скажу: если вы новичок — пользуйтесь поначалу только задним тормозом. Он на скутере под левой рукой, не перепутаете. Гонять под сотню вы, надеюсь, сразу не будете, так что его мощности хватит. А в случае заноса, у вас будет какой-то шанс удержать мотобайк, в отличие от последствий блокировки переднего колеса. В последнем случае все происходит мгновенно: вот ты едешь, вот ты решил затормозить, а вот ты уже лежишь и удивленно смотришь в небо.
На самом деле, конечно, тормозить надо двумя одновременно. Сами понимаете, при торможении центр тяжести смещается на переднюю ось, соответственно, передний тормоз наиболее эффективен и при экстренном торможении использовать его - обязательно. Но для новичков... Нет, тормозите все-таки задним для начала :)
Если вас остановила полиция — не бойтесь.
Спокойно остановились, заглушили двигатель, вынули ключи и сунули в карман.
Они знают, что вы турист, скутер не ваш, так что все, что им от вас надо — только деньги. В зависимости от страны, у вас могут попросить документы на байк, проверить на наличие наркотиков, шлема, прав, попытаться взять штраф за все по отдельности и скопом. Тут выход один — торгуйтесь. Суммы штрафов и взяток в каждой стране разные, но в целом ничего страшного не случится, даже если вы едете без шлема, прав и документов. Улыбайтесь, рассказывайте сказки, выворачивайте пустые карманы и отделаетесь суммой от 100 рублей до 20 долларов.
Что делать, если вы упали.
От аварий, к сожалению, не застрахован никто. Причем ни опыт, ни умения от падений не спасают, а только увеличивают промежуток между ними. Вы можете ехать по всем правилам, включать поворотники, смотреть в зеркала, не превышать скорость, а потом в вас, стоящего на светофоре, въедет сзади компания заболтавшихся филиппинских школьниц:)
Я сам за прошедшие 10 лет падал раз пять, большей частью не по своей вине, но асфальту все равно:)
Так что киньте в багажник бутылку воды, флакончик бетадина или йода, пластырь и бинты. 90% падений — это царапины на коленях и локтях, так что нужно иметь с собой средства для обработки ссадин. Даже если вам не пригодится — поможете кому-то другому на дороге.
С повреждениями самого скутера разбираться придется с арендодателем, тут никуда не деться. Обычно на арендных скутерах наклеен телефон хозяина, звоните ему. Благо, при мелких падениях царапается и бьется обычно только пластик, а он не очень дорогой.
Если вы прокололи колесо — вы заметите это практически сразу. Байк начинает ехать как пьяный, виляя из стороны в сторону. В туристических местах ремонт байков есть чуть ли не через каждые полкилометра, так что проблем особых не будет. Замена камеры стоит недорого, в Азии это расходный материал — в самых дорогих районах Таиланда с меня брали за это 400 рублей, а на Филиппинах, к примеру, ремонт мне обошелся рублей в 30.
Потеря ключей — это тоже обычно только деньги, причем небольшие. Звоните хозяину, обращайтесь в сервис. Ключи на скутерах — не самая секретная штука, часто можно взять связку ключей в ближайшем сервисе и просто подобрать подходящий. Ну и стоит это, соответственно, несерьезных денег.
…перечитал написанное, и подумал, что вполне возможно, я этим текстом вас сейчас слегка запугал.
Но поверьте, это все равно того стоит:)