После множества поездок по разнообразным уголкам штата Минас-Жерайс пришла пора познакомиться и с его столицей, третьим по величине мегаполисом Бразилии. Ранее мы уже побывали в его знаменитом пригородном парке-музее Иньотим, а также в стильном зелёном районе Пампулья. Теперь пройдёмся по центральной части города.
Белу-Оризонти был заложен в 1894-м году, когда стало ясно, что быстро развивающаяся экономика Минас-Жерайс нуждается в новых промышленных площадках, а управление этой огромной территорией из тесных шахтёрских городков с очень сложным рельефом всё более затруднительно. Было подобрано соответствующее место и принят градостроительный план, основанный на опыте строительства федеральной столицы США веком раньше. Новая столица Минаса была рассчитана на 200 тысяч жителей, почти на порядок больше, чем было тогда в Оуру Прету или в любом другом городе региона, а её инагурация состоялась в 1897-м году.
Как хорошо заметно по карте, или из окна пролетающего самолёта, уличная сетка здесь очень чёткая, с двухфазной прямоугольной планировкой. В основе её лежит система широких улиц, образующих квадратные кварталы со стороной примерно 150 метров (за некоторым исключением, есть там и более узкие). Под углом 45 градусов на неё наложена сетка ещё более широких проспектов, на расстоянии 700 — 800 метров один от другого.
Поэтому фирменной характеристикой ВН являются такие вот высотные здания с закруглённым острым углом. Пересечения главных проспектов образовуют систему площадей города, разнообразной формы и с достойным озеленением.
Выглядит это всё достаточно понятно и уютно не только на плане, но и в жизни. Эти урбанистичесике идеи уже были опробованы в вашингтонском оригинале, хотя и с другим углом наложения двух сеток.
Большинство обычных улиц, идущих в одном направлении, названо по племенам индейцев, обитавших или до сих пор обитающих в Бразилии, а идущих в поперечном направлении — именами нынешних штатов и некоторых больших городов. Движение по ним одностороннее, а их пересечения с осевыми проспектами организовано различным образом, сообразно транспортной обстановке в каждой конкретной точке.
Пожалуй, самым главным перекрёстком является вот этот, проспектов Афонсу Пена и Амазонас.
Диагональные по отношениям к проспектам улицы Рио-де-Жанейро и Карижос подпущены к нему только в качестве пешеходной зоны, автомобильное движение по этим направлениям заглушено за квартал в каждую сторону. Это примечательное местечко называется в честь дня провозглашения независимости Площадью 7-го Сентября — Praça Sete de Setembro, а в народе просто Praça Sete.
Другое важное пересечение проспекта Амазонас, с проспектом Биас Фортис, организовано в виде большой круглой площади. Под углом 45 градусов к ним сюда приходят не обычные односторонние улицы, а встроенные в их схему проспекты Аугусту де Лима и Олегариу Масиэл.
По всем восьми лучам транспорт движется в двух направлениях, поэтому диаметр замыкающего их кольца достаточно большой,
а само кольцо даже двойное и зарегулировано несколькими светофорами.
Это обеспечивает пешеходный доступ на обширную зелёную площадь Раул Суарэс, с известным цветомузыкальным фонтаном. И горожане охотно проводят на ней время.
Среди окружающих эту площадь зданий две жилых высотки, известных под названием «complexo JK». В более высокой 36 этажей, а в широкой 23. В них размещается 1100 квартир различной планировки, а снизу ним примыкает одноимёный туристический терминал. Первоначальный замысел тогдашнего губернатора Жуселино Кубичека был ещё более амбициозным и включал разнообразную сферу услуг. Проект был заказан в 1952-м году и выполнен архитектором Оскаром Нимайером (Oscar Ribeiro de Almeida de Niemeyer Soares (1907, строительство завершено в 1970-м году.
Ещё одно известное произведение Нимайера находится на Площади Свободы (Praça da Liberdade), путь к которой отсюда лежит прямиком по проспекту Биас Фортис (Avenida Bias Fortes).
Оно так и называется, Edifício Niemeyer и построено в 1954–55 годах. Производит очень приятное впечатление своими пропорциями и волнообразным фасадом, а затеняющие окна горизонтальные бетонные пластины создают впечатление, что в нём гораздо больше, чем 12 этажей. Это одно из украшений пложади, на которой есть и другое творение знаменитого архитектора — мене броское здание библиотеки.
Но Praça da Liberdade привлекает прежде всего как единый градостроительный комплекс с разнообразной архитектурой и большим уютным парком.
Центральное место на ней занимает дворец правительства штата — Palácio da Liberdade (1898). Вокруг него есть ещё несколько административных зданий в стиле неоклассицизма.
Например, бывшее министерство образования штата, за которым проглядывают модернистские сооружения второй очереди библиотеки. Управленческие функции сейчас понемногу переводятся в новый административный городок, построенный по проекту того же Оскара Нимайера, а Площадь Свободы становится важным культурным центром.
И в этом здании находится одна из главных достопримечательностей города — Memorial Minas Gerais. Это солидный исторический музей принимающий только организованные экскурсии, в основном школьников.
Между историей и модернизмом умещаются фонтаны, памятники, цветники и пальмовая аллея.
Как и полагается, она начинается от главного дворца.
А на другом её конце сейчас установлен счётчик дней, остающихся до священной бразильской даты — начала очередного чемпионата мира по футболу. Выходящий с этой стороны проспект, Avenida João Pinheiro, встроен в направлении обычных улиц, он снова приводит к главной оси — Avenida Afonso Pena, в районе большого муниципального парка.
Южное направление главного проспекта города смотрит на окружающие ВР горы. А неприметное здание с левой стороны является самым настоящим Дворцом Искусств. Это очень интересное архитектурно-организационное решение, хотя и без впечатляющего фасада. В тянущемся вдоль проспекта одноэтажном блоке размещены магазины сувениров и картинная галерея, а из него можно попасть в комплекс театральных залов, уступами спускающихся в направлении парка и образующих уютные дворики.
Напротив этого комплекса и парка привлекает внимание классическое здание консерватории, в окружении высоких коробок и современной суеты.
Напротив другого конца парка другие архитектурные хиты ВН — «Отель Отон» и соседнее оффисное здание. Это направление проспекта Афонса Пена вскоре выводит всё к той же Площади 7 Сентября и далее к главному автовокзалу.
Направо манит монументальный виадук Санта Тереза, ведущий в одноимённый богемный район. Названия прямо как в Рио-де-Жанейро, но в Белу-Оризонти это всё намного уютнее.
Виадук проходит над самой интенсивной в Бразилии железной дорогой, а с этого терминала отправляется единственный в стране ежедневный дальний пассажирский поезд.
Старинное здание вокзала отреставрировано и отдано под музей. Этот Museu de Artes e Ofícios, назовём его «Музем профессий», занимает также и вспомогательные сооружения и дворики на другой стороне железной дороги, его части соединяются старым узким тоннелем.
Он заслуживает подробного визита и не зря официально входит в пятёрку самых привлекательных мест ВН, наряду с уже известными нам Иньотимом, Пампульей, её маленькой церковью Св. Франциска, а также Мемориалом Минас-Жерайс. Там выставлены инструменты и аксессуары самых разных профессий, появлявшихся по мере освоения новых территорий и развития колонии. Есть и довольно большие агрегаты, выставленные под открытым небом. Хронологический порядок применяется отдельно в каждой секции, есть некоторые экспонаты 16–18 веков, но большинство относится к 19-му. Меня поначалу возмущало появление некоторых вещей, датированных столь привычным 20-м веком, но потом пришлось признать, что и он уже двенадцатый год, как стал историей.
Хотя многие его продукты, например, наше поколение или эти поезда метро, ещё будут задействованы какое-то время и в третьем тысячелетии.
Вернёмся на площать перед вокзалом. Здесь монумент Тирадентис и другим героям борьбы за независимость приглашает на поездку по историческим городам штата, начиная с Оуру Прету. Заинтересовавшихся этой темой приглашаю заглянуть в оглавление Книги 4, там есть ещё дюжина продолжений.
А перед прощанием с Белу-Оризонти нужно вспомниь что ещё там было интересного и подвести кое-какие итоги.
Конечно же, рекомендуется посещение центрального рынка и покупка там кое-каких типичных продуктов штата Минас-Жерайс. Он находится на проспекте Амазонас, недалеко от той самой площади Раул Суарэс, и занимает простецкое сооружение — квадратное в плане и с трёхарочным перекрытием.
В отличие от культовых рынков Сан-Паулу или Порту-Алегри, в нём нет широких проходов и больших объемов, а мансарды отданы не под популярные рестораны и закусочные, а под склады и парковки. Но в нём есть… больше рынка. Количество распределяемых через него товаров и их разнообразие точно больше, а цены привлекательнее. Этот рынок пока ещё не реконструировался и не реставрировался под действующий музей на тему былых времён рыночной экономики, он продолжает быть самим собой. И популярные закусочные в нём тоже есть, но они ютятся в боковых проходиках между рядами торгующими региональными сырами, мёдом, кашасой и прочими хуторскими прелестями.
Как оказалось, и весь центр Белу-Оризонти тоже уникальное для Бразилии явление, он превосходит своими размерами и оживлением даже центры более крупных мегаполисов Сан-Паулу и Рио и вовсе не спешит так стремительно вымирать по вечерам. Хотя одной линии метро для такого города явно маловато, уличная система пока ещё позволяет распределить потоки автобусов по множеству как минимум трёхполосных каналов, поэтому до постройки двух новых линий транспортного колапса не ожидается.
Попрощаемся с центром ВН одной из самых ярких его картинок. Выразительное здание было построено в 1925-м году для коммерческого банка штата, а сейчас его занимает художественная школа — Liceu de Artes.
Но в город Белу-Оризонти стоит ещё вернуться, в нём осталось немало интересного: новый административный городок построенный по проекту Оскара Нимайера, знаменитая улица с оптическими эффектами, противоречащими закону всемирного тяготения, пригородные парки, уютные районы и прочее…