В Бахрейне самый жаркий месяц. Температура в тени днем не опускается ниже +37. Пустынный остров выживает лишь благодаря кондиционерам, которые повсюду. Даже в самом захудалом жилище стоит система охлаждения воздуха, иначе здесь не выжить. Без машины передвигаться практически невозможно. Общественный транспорт развит слабо, пользоваться им можно лишь между отдаленными районами маленькой страны. Внутри экспатского Джаффэра есть только такси, которое стоит чуть ли не весь наш недельный бюджет.
Поэтому в национальный музей, который находится в трех километрах от дома, мы решили отправиться пешком. Проснулись пораньше, надели платочки, взяли камеры и пошли. Медведица, наш друг и соратник, доставшийся нам благодаря победе в конкурсе на сайте Mishka. Travel, осталась дома, пообещала приготовить обед и присоединиться к нам позже:
Платки надели исключительно для защиты от солнца, никакой религиозной подоплеки. В Бахрейне всем наплевать, покрыта твоя голова или нет, особенно если ты девушка с Запада.
Национальный музей вызвал интерес по причине уникальности своей экспозиции.
Сразу у входа карта, на которой можно увидеть, как сильно увеличился остров за счет искусственных насыпей за последние пятьдесят лет:
Один из залов — имитация древних погребальных курганов, которые в огромном количестве раскиданы по пустыне. Одна из версий гласит, что территория современного Бахрейна в свое время была усыпальницей персов, но стенд в музее утверждает, что хоронили здесь, в основном, местное население, а не заезжих странников:
Следующий зал — быт и традиции Бахрейна. Фотографии со стендов датированы второй половиной двадцатого века. Манекены наряжены в традиционные костюмы более раннего периода. И что мы видим? А то, что женщины одеты в яркие, расшитые одежды, черный цвет не в фаворе, глаз радуется обилию красок. Традиционный костюм этой страны очень напоминает то, что мы уже видели в Индии:
Похоже, что более строгий вариант женской экипировки Аравии на территории Индостана в последствии трансформировался в довольно откровенное и женственное сари. Кстати, в «Путешествии Афанасия Никитина за три моря» упоминается, что в Индии даже во времена моголов женщины ходили нагие и брюхатые, то есть обнаженного, даже беременного женского тела не стеснялся никто: «…а в стране той жарко и люди там чёрные ходят и голые, а бабы все сплошь брюхатые…" Похоже, ислам, пришедший с мечом и кровью, заставил индийскую женщину закутаться в пятиметровую ткань, а арабскую нарядил в черный мешок. Итак, что же такое «хиджаб» в мусульманской культуре? Самое время разобраться.
Хиджаб — это форма женской одежды, которая соответствует нормам Шариата. Это длинное, необтягивающее одеяние, которое прикрывает женские изгибы с головы до ног, оставляя неприкрытыми лишь кисти рук и лицо. В Коране сказано: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прекрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольниц, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишённых вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, — быть может, вы преуспеете». (Сура 24 «Свет», Аят 31) Получается, что женщины доисламского периода могли позволить себе вполне естественные, откровенные наряды и украшения. К слову, в той же Индии колокольчики на ногах носят до сих пор. В этом есть как сакральное значение, так и вполне практическое: в жарком Раджастане, например, звоном бубенчиков женщина предупреждает змей, которыми кишит штат, о своем появлении и тем самым отпугивает их. Таким образом, ислам накладывает табу на любое привлечение внимания к телу женщины, закрывая все ее прелести. Почему? Основная причина в том, что это должно уберечь мужчину, правоверного мусульманина, от искушения и направить его взор исключительно к Богу. Женщина, согласно Корану, хоть и является равной мужчине, но олицетворяет собой саму суть соблазна. Однако если мусульманин будет достаточно благочестив и сдержан в этой жизни, то ему уготована прямая дорога в рай, где его уже ожидают прекрасные гурии, готовые ублажить любое желание загробного счастливчика.
Что касается женщины, то ученые мужи от ислама утверждают, что любая женщина, достигшая рая, будет краше любой из райских гурий и что каждой, согласно запросу, по потребностям, уготован в раю лучший муж на веки вечные. Вот такая история. В Коране ничего не говорится о том, что нужно прикрывать волосы, однако во всех исламских культурах это стало обязательным условием. Хиджаб бывает неполным, а бывает полным. Вот его элементы. Никаб — головной убор с прорезью для глаз, закрывающий лицо и шею женщины полностью. Основной цвет этого головного убора — черный, других вариантов мы не встречали. Этот вариант хиджаба распространен в арабских странах, особенно в Саудовской Аравии, Йемене, ОАЭ.
Чадра — длинный и широкий кусок ткани, который прикрывает все тело женщины с головы до пят. Чаще всего встречается в варианте черного цвета, но в религиозных обрядах используются самые разнообразные цвета. Под чадрой обязателен платок, который в арабских странах также называют хиджаб, а в Иране уже русари, если он треугольной формы, и шаль, если любой другой. На фарси чадра звучит как «чадор».
Абайя — это длинное женское платье, чаще всего черного цвета, в пол, с широкими рукавами. Бывает приталенная, бывает с вышивкой, с разнообразными вставками тканей более светлых тонов. Одевается вкупе с платком-хиджабом, никабом, чадрой, а иногда и всем вместе. Носится в Бахрейне, Саудовской Аравии, ОАЭ и других арабских странах. Если женщина одета в абайю, хиджаб, никаб, чадру да еще и в перчатки, то это называется «полный хиджаб». Коран не требует такого сокрытия тела, зато требуют многие современные священнослужители в отдельно взятых мусульманских странах.
Паранджа и бурка — это самые настоящие вещевые мешки. Они полностью скрывают женское тело, не оставляя наблюдателю ничего из его признаков. Паранджа — это такой никаб и свободный халат без рукавов, сшитые воедино. Бурка-то же самое, только не всегда в пол, часто до пояса. Вместо прорези для глаз у бурки и паранджи сетка. Такой тип женской одежды характерен для Афганистана и частично для Пакистана. В качестве иллюстрации — видеоклип аутентичной женской афганской рок-группы. К вашему вниманию хит нашего проекта, шедевр под названием «Burka Blue» Девчонки жгут на свой страх и риск: если правительство узнает о том, кто именно прячется под чадрой, им может грозить смертная казнь. Мы вышли из музея в самый солнцепек. Снаружи тоже оказалось интересно:
Светило стояло в зените, угрожающе припекая даже через платок. Будучи лояльными к туристам, правоверные мусульмане Бахрейна все же ждут солидарности в месяц Рамадан и надеются, что каждый поддержит их в отказе от пищи и воды, поэтому утоление жажды в общественных местах и на улицах встречают неодобрением. Губы и горло пересохли от жары, ноги сделались ватными, голова шла кругом. Вот она, беспощадность пустыни летом, в самый ее жаркий месяц. Такая температура воздуха не то что несовместима с пешими прогулками, но и с жизнью вообще. Мы с трудом плелись по самой жаре вдоль трассы, мимо яхт-клуба, каких-то прибрежных трущоб, через огромный пустырь, будто по раскаленной сковороде ада, направляясь теперь к главной мечети страны, Аль-Фатех.
По пути нам встретился какой-то сумасшедший лунопарк для самых маленьких. Зарисовки из фильма ужасов, в конце которого обязательно все умирают:
Мечеть Аль-Фатех — это великолепное здание, способное вместить до семи тысяч человек, с минарета которого пять раз в день звучит священная песня муллы. Для женщины вход внутрь — исключительно в абайе и с покрытой головой. У входа нас уже ждала медведица, довольная и сытая:
Без сил, прибитые жестоким зноем, мы упали в тени колон. Для нас, измученных и насквозь мокрых от пота, поход в мечеть должен был стать первым опытом знакомства с хиджабом и ношением абайи.