«Штирлиц знал, что лучше всего запоминается последняя фраза, и если Мюллера спросят, зачем приходил Штирлиц, тот ответит: «За канцелярскими скрепками».
Перенося это киношное открытие на нашу жизнь и считая "последней фразой жизни" наше место на кладбище, можно утверждать, что в какой-то степени иллюстрацией ценности прожитой жизни является ухоженность твоего последнего убежища на этой земле. Для людей моего поколения не новость, что детство, начиная с рождения, юность и основные фазы зрелости прошли, можно сказать, в спартанских условиях. Было бедно, но "как у всех", ассортимент пищевых продуктов был скуден, но другого мы и не знали, поэтому не сильно грустили. Лозунгом у наших родителей было "мы должны потерпеть, но зато наши дети будут жить при коммунизме". Вот уже и я дедушкой стал, а коммунизм так и не наступил. В самом конце 90-х вроде бы пришла какая-то стабильность, надежда, что дальше будет постепенно всё лучше и лучше. Оказалось - иллюзия. Судя по всему, для россиян всё будет с точностью до наоборот. И как-то стало уже не безразлично представить себе, а как это будет с нами, когда придет полный закат, когда мы уйдем туда, откуда пришли. Я говорю о кладбище.
Все представили себе типичное российское городское кладбище? С его разномастными, убогими заборами, между которыми приходится протискиваться или перешагивать, топая по чужим местам упокоения? С неухоженными, заросшими сорняками и кустами могилами, плесневеющими памятниками? С гниющими лавками и столиками, которые в некоторые религиозные праздники превращаются в филиал придорожной забегаловки? С непроезжими, особенно в дождливый период, дорожками, где то и дело из земли вертикально вылезают рукотворные препятсивия в виде рельсов и труб, чтобы ты скорее угробил свою автомашину, чем попортил чью-то оградку, вылезшую за установленные габариты... Да что там долго мусолить, нерадостное зрелище представляют наши кладбища. Грустно. Убого, как и вся наша жизнь. Может быть, по-своему и хорошо, что многие из нас не видели ничего лучшего.
Если бы мне не удалось, благодаря одной русской девушке, которая вышла замуж за кубинца и теперь подрабатывает индивидуальным гидом в Гаване, увидеть Сементерио-де-Кристобаль Колон, а попросту кладбище Колон, созданное и названное в честь Христофора Колумба, я бы не ощутил той глубины противоречий, которые разрывают кубинское общество.
С одной стороны — социалистичекое, в худшем смысле — совковое государство, с другой стороны — почти тотально религиозное, охваченное специфическим католицизмом (вспомним фуррор, который произвел в свое время визит на Кубу Папы Римского!). С одной стороны — нищая, почти утратившая признаки цивилизации страна. С другой стороны — вот это потрясающе богатое, помпезное, поддерживаемое в изумительном состоянии кладбище, на котором хочется почтительно склонить голову и с восхищением, сквозь печаль, рассматривать великолепнейшие образцы мемориальных шедевров.
Во время рассказа о некоторых захоронениях, который нам поведал смотритель кладбища, просто реально наворачивались слезы. Прошло уже несколько лет, с тех пор я увидел много других аналогичных объектов в разных странах. Но Сементерио-де-Кристобаль Колон просто врезалось в память!
Кладбище расположено недалеко от площади Революции. Девушка, имя которой я уже не вспомню (буду рад, если она отзовется, вот здесь она на фото)
1
проводила индивидуальную экскурсию по Гаване для какого-то россиянина. Я услышал русскую речь, сразу даже не понял, что это платная экскурсия, заговорил с ними, по сути нагло присоединился к осмотру очередного объекта.
Кладбище сразу при входе поразило царством белого мрамора. На входе под навесом припаркован шикарный лимузин.
1
На территории почти не было людей. Было очень тихо и спокойно. Светило ярчайшее солнце, от блеска белых мраморных скульптур просто слепило глаза.
1
1
1
Девушка-гид была знакома со смотрителем, он согласился провести для нас небольшую экскурсию. Кладбище было спроектировано в романском стиле и заложено в 1876 году. Первым захоронением на кладбище должны были стать останки Христофора Колумба, но испанцы нарушили договоренности и не отдали останки Колумба на Кубу. По иронии судьбы, первым захоронением как раз и стала могила архитектора, который это кладбище спроектировал.
С тех пор здесь упокоились многие знаменитости: можно упомянуть великого шахматиста Рауля Капабланку, борца за независимость Максимо Гомеса, кубинского писателя Алехо Карпентьера. Сегодня кладбище является самым масштабным на территории Америки. На площади в 57 Га расположено свыше 800 тысяч могильных захоронений. Большая часть их принадлежит некогда прославленным политическим деятелям Кубы и смельчакам освободительного движения.
Десятки захоронений и установленных над ними памятников имеют свою уникальную историю.
Вот одна из таких историй: одна пожилая кубинка славилась мастерством игры в домино. Она выигрывала у всех, фактически стала чемпионом Гаваны в этом виде «спорта», поэтому в игре «на интерес» немногие соглашались составить ей партию. И вот как-то раз с ней сел играть в домино начинающий молодой кубинец. И ему внезапно «поперло». Он несколько раз подряд выиграл у чемпионки, и самым эффектным концом партии оказался дупль «три-три», который остался в руках чемпионки. Ей стало плохо, она от потрясения не смогла пережить такого позора от начинающего игрока. Памятником на ее могиле как раз и оказался гранитный пресловутый дупель «три-три»:
1
А вот другая легенда: похороненный в этом склепе в виде египетской пирамиды человек увлекался исследованием пирамид. Разумеется, и памятник ему поставлен именно в виде его любимого объекта исследования.
Интересна история про кубинца, который, будучи жуликом и проходимцем, сумел увлечь собой дочь высокопоставленного вельможи (вроде как губернатора Гаваны). Женившись на ней, он стал министром, но, поскольку оставался жуликом, его вскоре посадили. Однако, увлеченная им дочь губернатора вытащила мужа из тюрьмы, он даже сумел восстановиться на высоком государственном посту. И вот так судьба несколько раз бросала его с высот в грязь. Но, поскольку он никогда не унижался и не сгибался перед трудностями, он попросил и похоронить себя вертикально, возле могилы его любящей жены, умершей раньше своего мужа. Друзья исполнили волю «жулика-министра».
Надо отдать должное коммунистическим руководителям Кубы, они не позволили разрушить на кладбище ни одного памятника. Сейчас это как бы отдельный городок, с собственными улицами. Тут не просто дорожки, а полноценные дороги с названиями и даже со знаками для автомобилей. Идеально ровная прямоугольная форма, чётко проложенные улицы, названия которых обозначены на указателях, делают прогулки по кладбищу Сементерио-де-Колон очень удобными.
2
Позже я услышал, что кладбище Сементерио-де-Колон в Гаване еще называют «местом обитания ангелов». Мраморных ангелов здесь несметное количество. Надгробные плиты, скульптурные изваяния и мавзолеи здесь созданы из белоснежного мраморного камня. Здесь можно увидеть часовни, склепы, представляющие самые различные стили: от готических надгробий до древнегреческих храмов.
2
Среди самых заметных памятников, которые находятся на этом кладбище, можно назвать мемориал погибшим пожарным. Высота мемориала — 23 метра. Посвящён он подвигу пожарных, погибших во время тушения пожара в торговом центре в мае 1890 года.
На глаза ангела, который возносит тело погибшего пожарного к Небесам, скульптор поместил повязку. Это символ того, что Бог принимает всех новопреставленных, независимо от вероисповедания, национальности и цвета кожи.
1
Как я уже отметил, кладбище Сементерио-де-Колон — просто энциклопедия легенд. Здесь чень много богатых скульптурных композиций, но узнать и запомнить легенды, связанные с каждым необычным захоронением и памятником мне не удалось. Тем не менее, осталось чувство, что Эрмитаж мог бы позавидовать богатству и красоте многих скульптур:
1
1
На многих надгробиях, особенно принадлежащих простым небогатым людям, стоят пустые мраморные емкости с выбитыми на них именами. Их почему-то называют кувшинами, казалось бы, в них можно поставить цветы, как в в вазу. НО цветы туда не ставят!! Цветы кладут рядом. Эти "кувшины" символизируют душу человека, который покоится на этом месте. Во многие могилы дохоранивали останки родственников, помещая их прах под основное надгробие, лишь добавляя большие или маленькие "кувшины" с именами. Длянас это выглядит очень необычнои трогательно.
1
Вот еще несколько запавших в память видов захоронений:
А напоследок — самая трогательная легенда, от воспоминаний которой на мои глаза каждый раз наворчиваются слезы. Это легенда о молодой женщине Амелии Гойри. 24-летняя девушка умерла во время родов в начале 20 столетия. Ребенок также не выжил и был похоронен по обычаю между ног своей матери. Но кому-то показалось, что над могилой слышны голоса. Гроб вскрыли и увидели, что мать держит девочку у своей груди.
Памятник, установленный на могиле, свидетельствует о безграничной силе материнской любви. Амелия у кубинцев считается покровительницей будущих матерей и новорождённых. Многие молодые женщины ежедневно приходят к памятнику и просят благословения, просят помощи в рождении ребенка. При этом обязательно нужно соблюсти ритуал: бронзовым кольцом постучать по надгробию, затем обойти могилу против часовой стрелки и уйти, не поворачиваясь спиной к надгробию. Я видел этот ритуал воочию. Трогает до глубины души.
P. S. Это последняя часть моего повествования о Кубе. Завершить ее я хотел бы мыслью, которая не дает покоя. Кубинцы живут не очень богато. При этом не кичатся своей особой духовностью. Скорее всего, они даже не думают об этом, равно как о каких-то «духовных скрепах» и т. п. При всём их внешне кажащемся «раздолбайстве», отсталости от соседней цивилизации, способность отнестись к умершим с максимальным уважением и достоинством заслуживает огромного уважения. В России тоже есть элитные кладбища, вот только попробуйте проникнуть на них. Ну, а большинство наших кладбищ — это что-то жуткое. И непроходимое. Думаю, что кладбище Сементерио-де-Кристобаль Колон еще очень долго будет служить немым укором россиянам. Когда же мы от болтовни про нашу духовность перейдем к практическим делам и цивилизованному отношению к сохранению памяти наших предков?