Прошло 6 лет после моей поездки на Кубу. Впечатления улеглись достаточно быстро. Но поделиться ими с вами собрался только сейчас.
Попробую сделать это бегло, но основательно.
Первый вопрос при выборе маршрута звучал так: ехать на Кубу или в Доминикану? Стоимость поездки сопоставима, но все знакомые дружно уверяли, что Доминикана имеет лучший туристический сервис, чем Куба. Однако верх взял довод моего знакомого, который убедил, что после смерти Кастро, который к тому времени был сильно плох, Куба потеряет свою изюминку и станет в ряд с одноликими карибскими курортами. А социалистическая совковость придает Кубе необычайный колорит.
Итак, решено! Лечу на Кубу. Как и положено, поездка комбинированная, 3 дня экскурсионная Гавана, 11 дней — пляжная зона Варадеро.
Ну что, забежать вперед и сразу выложить вам основные выводы из моей поездки? И перечислить основные достопримечательности? Или размазывать по всему тексту, который может растянуться на несколько рассказов?
Да чего там тянуть кота за хвост! Не буду интриговать, а сразу перейду к некоторым выводам, ответам на вопросы, не напрягайтесь! А кто захочет дочитать до конца — для того приберегу сюрприз. Еще точно не решил какой, но уже приберегаю.
Итак: СтОит ли ехать на Кубу? И ехать ли сейчас, или сначала в Доминикану? Ответ: однозначно стОит! И именно сейчас, и до Доминиканы. А может быть, и вместо Доминиканы. Позже поясню на основе личных наблюдений. Действительно, на Кубе еще господствует (хоть и вовсю загибается) социализм! Это для многих из нас сегодня уже экзотика. А для людей моего поколения — дополнительная возможность осмыслить наше прошлое и сопоставить с настоящим. Я для себя сделал совершенно неожиданый вывод: поездка на Кубу — лучший способ избавиться от ностальгии по социализму, разочароваться в общественном строе, предполагающем всеобщую уравниловку, войну богатым, симпатии к бедным (помните знаменитое «мир хижинам, война вдорцам»?) Когда видишь как кубинцы раздербанили, запустили, довели до руин всё то архитектурное достояние (хотя бы в Гаване, даже в центральных кварталах), которое им досталось от колонизаторов, и которое в виде развалин внесено в список охраняемых объектов ЮНЕСКО, берет просто оторопь. Особняки, дворцы богатых колонизаторов, когда-то красивейшие здания, розданы в виде коммунальных квартир. Если в квартире обвалилась крыша, чердак, то жильцы просто переходят на ночь жить к соседям. Обвалилась лестница — заходят через соседний подъезд. Ремонтом никто не занимается. А зачем? Это же не свое, а государственное! Пусть государство и ремонтирует! А ремонтировать (тем более — реставрировать) исторические здания — это очень дорогое занятие.
Боюсь подпортить воприятие читателей, и даже испугать кого-то из слабонервных, но уж лучше о печальном сразу, чтобы потом расписывать только прелести Кубы! Вы помните, что я обещал сюрприз? И еще напоминаю: я от всей души рекомендую каждому хотя бы раз побывать на Кубе, и чем скорее — тем лучше!
Итак, фотографии жилых старинных (некоторые — историческая ценность) зданий в центральной части Гаваны и прилегающих мест:
Вид из окна моей 4-звездной гостиницы:
Виды во дворы домов, только не подумайте, что здесь не живут люди! Живут, и очень массово (только я старался снимать, когда их не видно, чтобы не накостыляли):
Типичная уличная застройка
Ну вот, а когда самое негативное выложил, можно переходить к тому, что в определенном смысле можно назвать позитивом.
Куба — законсервированный кусок социализма. Законсервировавнный — потому что страна стагнирует, не развивается. Но лучше всего это видно по автопарку Гаваны. Не в смысле парка, где машины паркуют. А в смысле-то, на чем кубинцы ежедневно передвигаются. До прихода к власти Фиделя Куба была элитным курортом для богатых американцев. Соответственно, остров был насыщен автомашинами американского производства, достаточно дорогими и красивыми.
1 января 1959 г. к власти на Кубе пришли большевики социалисты, после чего снабжение острова американской продукцией закончилось. Началась эпоха поставок на Кубу товаров советского производства, в т. ч. автомашин.
После краха СССР на Кубу начали поступать автомобили европейского производства. Сейчас по Гаване и по всей стране шустро бегают современные авто.
Но несомненный колорит придает обилие жестянок американского и советского производства периода 30-80-х годов прошлого века.
Как говорят специалисты, американские машины — дорогие раритеты, их можно было бы очень дорого продать. Но это запрещено. Вот кубинцы и латают свои консервные банки, подвязывают узлы и двери проволочками, на каждом углу видны поддомкраченные развалюхи, они их как-то подшаманивают и едут дальше.
А еще в столице используют вело- и моторикш
а также вот такое интересное такси:
Но сказать по правде, автомашин в городе — не как в Москве или любом российском городе. Большинство населения передвигается на бюджетных раздолбанных автобусах, а в сельской местности — в кузовах бортовых грузовиков. Оно понятно, страна-то небогатая. А почему она небогатая — об этом в следующей части.
А сейчас в завершение повествования — позитивный момент: кубинцы офигенно музыкальны и пластичны, позитивны, легки на подъем в плане потанцевать, лишь только где-то заиграет музыка. Казалось бы: бедные (если не сказать — в основном нищие) люди, в бедной однообразной одежде, но беззаботны как дети, незлобливы, улыбаются, не грустят ни о чем, радуются жизни и танцуют, покуда звучит музыка! А может быть, в этом и есть одно из основных достоинств социализма???
Продолжу позже. Будет интересно! Читаем здесь
Теги:
Культурно-познавательный туризм