На холме, возвышающемся над Влтавой и хорошо просматриваемом с любой точки города, находится Пражский Град — старинная крепость некогда славянских князей, сердце Священной Римской империи германской нации, а нынче средоточие главных культурных ценностей чешской столицы — тут находится собор Святого вита, храм Святого Иржи, художественная Галерея Пражского Града.
Первым обосновался на холме «князь всех чехов» Борживой, и было это в конце IX века. В крепости, обнесенной земляным валом, началось каменное строительство — первым появился костел Девы Марии, второй в Чехии христианский храм. Позже, в 915 году, уже князем Вратиславом была построена базилика Святого Иржи, а через десять лет по распоряжению князя Вацлава появилась ротонда Святого Вита.
Впоследствии деятельный король Отокар II продолжил укреплять Град, расширил и обновил старый королевский дворец, но когда Карл IV вознамерился перенести в Чехию столицу Священной Римской империи германской нации — он счел Град весьма обшарпанным и активно принялся за его обновление, в результате которого дворец был перестроен в готическом стиле, а также был заложен первый камень в основание собора Святого Вита. Свой окончательный облик королевский дворец принял при короле Владиславе II, по распоряжению которого на месте бывшего тронного зала Карла IV появился роскошный Владиславский зал.
Такие симпатяшки встречают вас на воротах Пражского Града
9
Собор Святого Вита находится в третьем дворе Града, плотно окруженный более поздними барочными постройками — словно на авансцене, и это ощущение многократно усиливается, когда выходишь из арки, ведущей из второго двора в третий — и тут ухххххх!!! Он просто поражает своим готическим великолепием!
6
3
Решение о постройке собора Святого Вита было принято, когда германский король Генрих I подарил святому Вацлаву десницу святого Вита. Это официальная версия. Историки же склоняются к более реалистичной версии. Дело в том, что именно на этом месте во времена язычества стоял идол Святовита, которого чешские племена считали главным богом. В жертву идолу приносили вино, калачи и обязательно чёрного петуха (вот и ответ, почему петух на шпиле здания). Учитывая, что насаждение новой религии происходило в добровольно-принудительном порядке — доходило дело даже до вооруженных восстаний, и для того чтобы сделать христианскую веру более понятной местному населению, новую постройку решили назвать созвучно с именем языческого бога. Таким образом Святовит трансформировался в Вита.
Первым архитектором стал француз Маттиас из Арраса, приглашённый в Прагу из папского дворца в Авиньоне. Он спроектировал собор в известном и привычном ему стиле французской готики, но построить успел только основания стен хора с капеллами и аркады главного нефа, так как умер в 1352 году, через восемь лет после начала строительства. По его чертежам и проекту дело продолжил молодой 23-летний архитектор Петр Парлер из известной немецкой династии Парлеров. При нем строительство собора несколько отошло от классических канонов и обогатилось некоторыми абсолютно новыми идеями — в частности, Парлер спроектировал потрясающий по красоте нервюрный свод центрального нефа, применив придуманную им технологию «двойных» ребер. После смерти Петра работы были продолжены его сыновьями.
5
4
4
4
При последующем этапе строительства собору были добавлены барочные элементы, которые были удалены двести лет спустя, во время реставрации собора, сильно пострадавшего во время гуситских войн и войны с австро-венграми. Тогда же было организовано Общество по достройке собора, которое занималось изучением и претворением в свет чертежей и проектов Петра Парлера. Правда, ренессансная башня, дополненная куполом-луковкой, все-таки осталась.
7
Длина главного нефа собора Святого Вита составляет124 метра, высота -34 метра, и это поистине необыкновенно грандиозное и величественное сооружение!
Главным парадным входом в собор являлся южный портал, именуемый «Золотые ворота». Он использовался для проведения пышных и торжественных мероприятий, таких как коронационные или свадебные торжества. «Золотые ворота» были созданы по проекту Петра Парлера и представляют собой тройную арку в готическом стиле. Своё название ворота получили благодаря уникальной мозаике «Страшный суд», фон которой выложен из позолоченного стекла. Мозаика была изготовлена венецианскими мастерами-мозаичистами по византийским канонам.
На центральных и двух доковых порталах западной стены собора изображены эпизоды строительства (центральный портал), сцены из жизни св. Вацлава (портал справа) и св. Войтеха (портал слева). Над ними находятся фигуры четырёх архитекторов, сыгравших главную роль в строительстве храма.
Витражи собора Святого Вита — это что-то необыкновенное! В готический архитектуре свету вообще придавалось особое значение, считалось, что собор — это частичка мира иного, небесного, а поэтому и свет, проникающий вовнутрь, должен быть иным, потусторонним — для этого и использовали преломленный, цветной свет, попадающий сквозь витражные окна. Один из витражей — «Кирилл и Мефодий» — выполнил в начале XX века Альфонс Муха.
7
3
4
6
Всего в соборе Святого Вита более десяти капелл, но самая известная из них — капелла Святого Вацлава, построенная в 1367 году Петром Парлером над ротондой, где был погребён святой Вацлав (то есть его могилу никогда не переносили). Расписанные готическими фресками стены инкрустированы полудрагоценными камнями (всего 1345 штук) и самоцветами в золотом обрамлении — что неудивительно, вход в капеллу конечно же закрыт. Красотой можно полюбоваться на безопасном для нее расстоянии — от входной двери.
3
Внешний облик собора украшают неизменные спутницы готических соборов — гаргульи. Но в отличие от французских соборов, гаргульи собора святого Вита — это люди. Люди, чье каменное проклятие сквозь века доносится до нас из средневековья — их открытые рты словно кричат нам, что мы должны уметь противостоять дьяволу, или же нас постигнет та же участь…
9
6
Совсем рядом с собором находится старый королевский дворец — резиденция чешских королей и императоров. Как музей дворец не особо примечателен — несколько залов и покоев, украшенных образцами старинной мебели.
6
7
7
Самое ценное в этом дворце — это Владиславский зал. Огромное помещение, перекрытое колоссальным сводчатым потолком — построенным без единой промежуточной опоры! Поистине технический гений архитектора Бенедикта Рида заслуживает самой высокой похвалы!
10
2
У восточной оконечности собора Святого Вита, на Иржской площади находится базилика святого Иржи — та самая, заложенная еще в 915 году…. И пусть вас не смущает несуразный ярко-розовый барочный фасад (и кто только придумал закрыть таким уродством романский остов???) — под ним скрывается изумительная древняя романская базилика. В некоторых местах сохранились остатки романских фресок, а в капелле святого Яна Непомуцкого — росписи XVIII века.
9
7
5
К счастью, к базилике пристроили только фасад — и обойдя ее справа, можно полюбоваться романским входным порталом.
5
6
Красивое готическое здание на площади — монастырь святого Иржи.
9
7
Ну, а одно из самых легендарных мест Пражского града, словно магнитом притягивающее туристов — это Злата уличка. На этой улочке, возникшей еще в XIV веке, теснятся около 30 крошечных раскрашенных в яркие цвета домиков — вопреки многочисленным легендам про алхимиков тут всего-навсего жила крепостная стража, а впоследствии — мастера-ювелиры. В доме № 22 некоторое время также проживал Франц Кафка.
9
4
8
14
Это далеко не все достопримечательности Пражского града — там еще есть художественная галерея, Пороховая башня, монастырь Святого Иржи и множество временных экспозиций и выставок — благо единые билеты на посещение Пражского града действуют два дня. А из садов у подножия Пражского града открывается чудесный вид на красные черепичные крыши Мала Страны.