В этом году, мы выбрали путешествие в другую не менее удивительную страну — Индию. Правда, немного уточню, наше путешествие было по ее южной части. Как сказал нам гид (сопровождавший нас прямо из Парижа), начинать знакомство с Индией нужно с юга на север, а не наоборот. Этому есть причина: дело в том, что именно в таком хронологическом порядке и образовывалась, а потом и разрасталась эта удивительнейшая страна. Народ, климат, природа, религия и вообще стиль жизни юга Индии очень сильно отличается от ее северной части. На юге очень много тамплей и очень древних ситэ, зато не так много дворцов раджей, как на севере (там мы еще пока не были, но надеюсь, что однажды побываем…).
Индия — Земля контрастов, где история и традиции тесно переплетаются с современностью и невероятным ритмом жизни. Только представьте себе, что Индия занимает второе место в мире (после США) в области информативных технологий, тогда когда общий уровень жизни за гранью нищеты и порой кажется, что страна так и пребывает в каком-то, одной ей ведомом периоде и пространстве. У меня было такое ощущение, что время всех эпох смешалось в одно и ты, как бы, перемещаешься из одной эпохи в другую. Ну например, представьте город с миллионным населением, где большинство людей живут в хижинах или вообще под навесом (благо в Индии никогда не бывает холодно), т. е. вообще без удобств, но в то же самое время у каждого есть сотовый телефон.
Или такая картина: стоит хижина из соломы, там даже нет кровати, а еду готовят (как у Киплинга) на очаге, но при всем при этом будет стоять телевизор, а иногда и компьютер. Рядом будет огромная помойка, по которой, опять же, они ходят босиком (за редким исключением в сланцах или саббо)…
Контраст бросается в глаза уже при въезде в город, тут наравне с машинами спокойно разгуливают бродячие коровы, свиньи, козы, собаки… повозки, запряженные мулами… Редко, но иногда можно было встретить и разукрашенных слонов с наездниками на спинах, а кое-где и обезьян то и дело шныряющих и прыгающих с крыши на крышу, с дерева на дерево или просто сидящих на заборах или тротуарах. И тут же последние марки Мерседеса, Харлей Девидсон, разукрашенные «под хохлому» грузовики и барышни в сари на мотоциклах (это что-то!!!).
Интересно еще то, что в этой стране стерты все грани между слоями населения: от экстремальной нищеты социальная лестница выстраивается до неимоверно богатых людей в мире (кстати в Индии миллионеров больше даже чем в США). В некоторых местах стоимость на недвижимость превышает все пределы цен на Планете. При всем при этом, Индия является просто кладезем богатств и ресурсов, как природных, так и культурного наследия (архитектура, искусство, артистизм…). Для европейцев это страна — открытие, где ты погружаешься словно бы в другой неизведанный мир: ритмы индийской музыки завораживают слух, женщины в разноцветных сари радуют глаз, запах цветов жасмина (грозди из которого продают по всюду и его используют вместо парфюма женщины, а так же украшают им дом), вкус 1001 специи, и наконец ощущение жгучего, горячего (от солнца) камня тамплей, когда ты посещаешь святыни (в Индии заходить в тампли в обуви строго воспрещается).
Индия просто не может оставить кого-то равнодушным: можно ее любить или нет, но без эмоций от-туда уехать нельзя. Наоборот, эта страна словно заставляет тебя посмотреть на мир другими глазами, открыть новый горизонт для себя… В эту страну хочется вернуться еще и может быть не один раз. Теперь я понимаю свою бывшую начальницу, которая была там 18 раз и каждый раз говорила, что ни одна страна ее не поразила больше, чем Индия.
Индийская демократия
Огромная территория, раскинувшаяся на 3 268 000 кв.км., с населением в 1 миллиард жителей (по численности страна вторая в мире после Китая). Конституция была принята только лишь в 1950 году, так что демократическая она, сравнительно, недавно. Индия насчитывает 28 штатов и 7 независимых территорий. Столица Индии — Дели (Нью Дели). В стране 2 официальных национальных языка: хинди и английский; и 16 официальных региональных языков (бенгальский в Бенгалии, малайлам в Керала, тамуль в Тамил Наду, марати в Махарашта….). Представляете, как трудно договориться до чего-либо в этой стране на стольких языках… Демографический фактор тоже интересен: нация в 1 миллиард жителей представляет собой 16% от населения всей Планеты. С началом новой жизни, численность населения с 1950 года побила все мировые рекорды. Только представьте себе, что до 1947 года численность населения не превышала 350 миллионов жителей… Все объясняется улучшением санитарных условий жизни, продуктов питания, медицина шагнула вперед и нашла пути излечивания от малярии, чумы и холеры. Честно говоря, если учитывать улучшение, что же там было до этого. Только для того, чтобы поехать в эту страну, мы сделали кучу прививок, пили много медикаментов (от малярии и др. Заболеваний), некоторые из которых мы еще продолжаем пить (как профилактику после)… Местную воду или напитки мы там не пили (покупали воду в бутылках даже для того, чтобы почистить зубы). Средняя продолжительность жизни 40–63 года, женщины живут меньше мужчин, потому что для них не предусмотрено медицинское обслуживание. Но несмотря на это демографическое положение возрастает с каждым годом. Это еще объясняет и экономический рост, за последнее время Индия очень здорово шагнула вперед (вслед за Китаем). Но даже при таком стремительном развитии страны, 35% населения живут за чертой бедности (это официальные данные), в 1970 г. эта цифра достигала 54%. На борьбу с антисанитарией и вспышками эпидемии подключены ведущие организации мира. Таким образом, государство Индии старается очистить воду, создать санитарные условия для своих граждан и остановить эпидемии таких болезней, как: малярия, чума, холера, туберкулез, спид. При всем при этом смертность огромна, но не только болезни тому виной. Дело в том, что в Индии (как и в Китае) на 1000 мужчин приходится 600 женщин. И не потому, что девочек рождается меньше, а потому что в семье предпочитают оставить мальчика, нежели девочку. Поэтому, иногда от девочек просто избавляются. Этот феномен объясняет многие аспекты индийской жизни, но об этом мы поговорим позже.
Женщины и замужество
Итак, как я уже и говорила выше, роль женщины в Индии определена довольно-таки странно: с одной стороны — религиозная философия индуизма говорит о поклонении матери-Земле (а значит Женщине), и правда, основная роль женщины в Индии — это роженица, т. е. производительница человеческого рода (как это ни жестко звучит ). С другой стороны, наравне с неимоверными темпами экономического роста страны, большая часть женского населения безграмотна и не имеет никаких прав.
Более того, как я уже и говорила выше, в некоторых регионах практикуется убиение девочек (даже во время беременности). Там, как только могут определить пол эмбриона делают аборт, если этот эмбрион женского пола. Если все же, женщина родила девочку, то среди брошенных детей-сирот большая часть приходится на девочек. В случае, если родители все же оставляют свою дочь в семье, девочку отправляют потом в школу, но не для того, чтобы научиться писать, читать, а для того, чтобы выучиться на прислугу, домработницу, т. е. ее дальнейшая жизнь — это заниматься хозяйством и прислуживать мужу, родителям или как правило матери мужа. И конечно, родители стараются как можно быстрее выдать свою дочь замуж, чтобы в семье было одним ртом меньше. Но повторюсь, это в некоторых регионах Индии.
Другая же категория женщин довольно-таки образована и даже были случаи, когда женщина занимала руководящий пост и даже вставала у руля государства (как Индира Ганди, например). Такие женщины, в основном, рождаются и воспитываются в христианских семьях, а поэтому и живут по христианским законам. Замужество в Индии, как правило, определяется родителями. Родители договариваются об обручении своих детей еще тогда, когда те еще дети и таким образом, многие молодожены первый раз встречаются только на собственной свадьбе (представляете, как весело ). К тому же, в выборе обращается внимание практически на все (это своего рода договор между семьями о замужестве своих детей): каста, цвет кожи, религия, здоровье, девственность и естественно социальное положение в обществе. Таким образом, достигая определенного возраста (по-договоренности между родителями детей), девушка переезжает в дом к своему мужу, где в ее обязанности входит: уборка дома, уход за своей свекровью, воспитание детей, приготовление еды, любого рода сельскохозяйственные работы. Она не имеет никаких прав на недвижимость или на какую-либо долю мужа в замужестве. Разводы в таких браках очень редки, как правило такие женщины после смерти мужа остаются вдовами. А это ведет автоматически к очень незавидному существованию: в лучшем случае, на ней может жениться брат ее мужа. Если нет, то она переходит, как бы, в разряд рабыни и остается прислугой в доме до самой смерти. Именно поэтому, многие женщины, оставшиеся вдовами прибегают к акту самоубиения вслед за своим мужем.
Существуют и другие припоны женской участи: если, например, женщина в браке не рожает здоровых мальчиков или не дай Бог, вообще, не может родить, то по неписанным законам она должна сама себя сжечь. Зачастую браки в Индии заключаются по расчету и муж может выбрать список предметов наследства своей жены (например, машину, холодильник, фамильные украшения и т. д.) В общем, участь женщины там незавидная. Немногим удается быть независимыми и строить свою жизнь по своему сценарию.
География и климат Индии.
Индия — очень многогранная страна и такое количество непохожих пейзажей в ней, это что-то: реки, растения, леса, горы, пустыни. С Севера Индию от Азии отделяют Гималаи. На юге 3.200 км. пляжи на слиянии Оманского залива (с востока), Индийского океана (юг) и Бенгальского залива (с запада). Мы, как раз, это побережье все проехали. Сначала окунули ножки (времени не было искупаться) в Оманском заливе, потом посмотрели на Индийский океан, а затем уже на ГОА насладились могучими волнами Бенгальского залива (мы там были единственный день и как-раз в этот день там был шторм). Так что заснять-то мы все-равно все засняли (я даже ноги все же помочила), но купались только в бассейне (а жаль ) Поездка наша пришлась на время муссонов, т. е. по идее должны были лить беспробудные дожди… но дождей там было не так много, да и они были очень короткими (зато сильными, прямо как из ведра). Если попасть под такой дождь, то промокнешь сразу же насквозь. Ну да, к нам итак вся одежда прилипала, жара была удушающая… Хотя, гид наш местный (Рамеш) сказал, что сейчас не так жарко, вот когда нет муссонов, тогда вообще под 45-50С и влажность. Так что, в Индии нет ни зимы, ни лета, ни весны, ни осени… Там есть сезон муссонов и сухой сезон. Вот так вот. Но я должна вам сказать, что это «не так жарко» для нас европейцев было нечто… Влажность такая, что вещи просто не успевали высохнуть за ночь…
А индийцам хоть бы что! Они ходят: мужчины иногда без рубашек, а вместо брюк многие носят юбки. Они вообще-то длинные, но они их как-то загибают наверх и получается мини-юбка. Так что мужчин в мини-юбках в Индии пруд пруди. Зато у женщины все в длинном сари, да еще и панталончики будут торчать. В Индии для женщины не принято показывать ноги и голое пузо (хотя из-под сари оно все-равно иногда торчит). Ой, а какие там сари!!! Такие разноцветные (и с рисунком, и с ободочком, и в клеточку, и в полосочку…) в общем, всевозможные!!! Глаз правда радовался, глядя на эти яркие и легкие силуэты индийских женщин
Ну да вернемся к обозначенной теме. Горы и моря отграничивают Индию от своих соседей: Пакистана и Бангладеша, хотя эти государства вплоть до 1947 г. связывала одна история (прямо, как мы — братья Славяне ). Исторически так сложилось, что горы стали естественной границей Индии, отделяющей ее от других государств. Ну, а побережье, хоть и является водной границей, но уже давно там ведется активная торговля как со странами Востока, так и Запада. Немного в стороне от Арабских стран и Африки (с Запада), с другой стороны расположена Малайзия и Индонезия (на Восток), Индия выполняет стратегическое расположение среди Азиатских стран.
С Запада на Восток, ее границы проходят с Пакистаном, китайской провинцией Хинджанг, Тибетом, Непалом, Бутаном, Бирманией и Бангладешем. Кроме этого, к территории Индии принадлежат еще и острова в Бенгальском и Оманском заливах. На Индию приходится огромный кусок Гималайских гор, ансамбль гор, одних из величественных в мире. Которые в свою очередь, как я уже и сказала, разделяют Индию и Тибет уже на протяжении более 50 миллионов лет. Самая высокая верхушка Эверест насчитывает 7 500 метров в высоту. Сегодня 20% всех лесов в Индии находятся именно в этом регионе. Кроме того, хребты Гималаев (Аравалли) являются самыми древними на всем Земном шаре. На Запад от гор уходит пустыня Тхар, которая простилается до самого Пакистана. Там находятся многие полезные ископаемые. По середине Индии находятся еще одни горы Виндхия и Сатпура, которые разделяют естественным образом северную ее часть от южной.
Индия находится в числе ведущих стран мира по производству железа, золота и бриллиантов, рубинов и других драгоценных камней. Как и Россию, Индию опутывают много рек: Ганг и Брахмапутра на Востоке. Есть даже целый регион Керала, состоящий из одних каналов. Мы когда туда приехали, я подумала, что был потом и сразу появилось волнение, а как же и где мы тут будем жить. Вы не представляете, там везде вода и только узенькие участки суши. Но потом, разглядев этот регион по-ближе, мне очень понравилось там. Люди приветливые, чистоплотные (в отличие от другой части Индии). Этот регион еще называют индийской Голландией. И он действительно, когда-то, был отстроен голландцами и напоминает голландские каналы. Но само расположение Индии (с одной стороны омываемое теплыми морями, с другой стороны просто опутанной реками и озерами, провоцирует множество цунами, а в горах тоже то и дело просыпаются вулканы.
Индийская кухня
Это, как говорится, отдельная песня… Во-первых, существует не одна, а несколько разновидностей индийской кухни. Это зависит от региона, климата той или иной части Индии. Но самое большое место в индийской кухне отводится различным специям. А специи там, эх-ух-ах… Прямо, как в «Ну погоди», когда волк искал бутылочку молока…
Наш гид нам все-время расписывал и говорил, что это очень вкусно и т. д. Но, это просто нельзя взять в рот, рот открывается и уже не закрывается , а из глаз слезы и воздуха словно не хватает… Ну вы, думаю, поняли о чем я… Честное слово, я думала, что под конец поездки уже смогу работать метателем огня. Стул, пардон, начал дымиться от такой еды В общем, индийская кухня, на любителя. Я все-время спрашивала поворят: «здесь не очень много специй? Это не обжигающее блюдо?» «Нет, нет, что Вы» — говорили мне и в очередной раз, я не могла ничего съесть из положенного на тарелку. К концу нашей поездки, многие из нашей группы уже просто заказывали то макароны по-итальянски, то простым рисом отделывались. Потому что, выглядит это, конечно, аппетитно, но есть это, пардон невозможно. Так что, индийская пища очень богата на различного рода специи, перец и пряности. Очень много едят индийцы риса. Когда мы были в «голландском» регионе Керала, то видели сплошные рисовые поля там. К тому же, географическое расположение и климат объясняют тот феномен, что Индия — одна из передовых стран по выращиванию различных специй. Мы даже были на одной такой плантации специй. Боже, кто бы мог подумать, что на таком небольшом клочке земли (садика) растет более 100 с лишним видов специй. Кроме специй, индийская кухня так же богата овощами и фруктами. Несколько видов (20) бананов. Я впервые в жизни видела розовые, синие и черные бананы. Но не все виды бананов индейцы едят, некоторые идут на корм животным, а некоторые просто готовят, как блюдо. Мне очень понравились панированные бананы, ну или бананы в тесте (вкусненько).
В Индии есть свое вино. Конечно, не французское, но тоже ничего. Вкус немного больше фруктовый, чем терпкий. Так же, мне понравился индийский хлеб (что-то вроде лаваша), но тесто очень вкусное. Супчики тоже ничего, нечто среднее между русскими и французскими супами. Но вот воду мы там старались не пить, покупали только в бутылках (ито иностранного производителя). А то, можно было подцепить различных паразитов. Реки там довольно-таки грязные и очистительные процедуры есть не везде. Так что, воду мы покупали везде (даже для того, чтобы почистить зубы). Только на ГОА у нас был более-менее разнообразный стол. Ну это и понятно, там ведь бывает много туристов (особенно русских). Там, не поверите, даже был русский салат оливье! Эх, если бы не такое кол-во специй, которое они просто вбухивают в свою еду, можно было бы насладиться… Вот такие там экзотические фрукты. Это молочное дерево.
На индийском рынке есть все: от овощей и фруктов, до духов, краскок, и цветов. Цветы, как я уже писала и раньше имеют особое значение в Индии. Их продают целыми гирляндами (в основном это цветы жасмина) метражом или на вес. Цветочки жасмина и бархотцы перевязывают ниткой и комплектуют их как-то в гирлянду. Женщины используют их как украшение для волос, ну и одновременно как парфюм. Кроме того, цветами украшают помещение, а их запах используют для благоуханий в жилищах.
Индия — страна духовности и религий…
Начну, пожалуй, с того, что в Индии нет официальной или общепринятой религии. Религия в Индии — это часть истории, изображенной в архитектуре, искусстве. Большая часть населения практикует индуизм, затем идет буддизм, джаинизм и сикхизм. Эти 4 основные религии практикуются индийцами повсюду. Так же, наряду с индийскими религиями существуют и тесно уживаются и иностранные религии (иудаизм, христьянство, ислам). С другой стороны, многие старинные религии просто потерялись в таком разнообразии. Этим-то и интересна Индия, что в ней находится такое множество религий, подчас противоречащих своими догмами и обрядами. Только представьте себе, в какой-нибудь заброшенной индийской деревушке сразу две церкви: тампль и мечеть.
Индуизм
Всего-то каких-то несколько миллионов (820 миллионов) жителей (это 82% всего индийского населения):wink: практикуют индуизм. Несмотря на свою такую популярность, люди не практикующие индуизм, мало что понимают в этой религии. В первые индуизм был обнаружен в далине индусов еще в доисторический период (где-то 1500 лет до Рождества Христова). Тогда, люди верили в силу солнца, огня и грозы… Так мало по-малу зародилась религия, которая базировалась на языческих ритуалах и проповедовалась брахманами (священниками), которые разъясняли связь между человеком и Богом. Она описана в рукописи, состоящей из 4 вед (4 текстов, переведенных в форму произношения в виде медитаций, датированной где-то в 1 тысячелетии до нашей эры. Позже, Брахмана (текст ритуалов) и Упанишад (философское рассуждение о тайнах души) дали новое трактование и идею Самсары (цикла реинкарнации) и Кармы (вес хороших и плохих деяний, определяющихся с момента рождения до смерти). Умирая, душа человека отделяется от плоти и перерождается в другом теле. Таким образом, душа может жить вне тела, т. е. и в других измерениях. А так же, душа не обязательно может переродиться в другое тело, но и перевоплотиться (соединиться) с душой абсолютной, душой — создательницей, которая включает в себя: Мокшу (высвобождение от тела), Мукти (освобождение) или Нирвану (уход в бездну, в небытие)
Со временем, с появлением идей все более абстрактных, ритуалы становились более сложными, а язык менее понятный для людей (обычные люди чувствовали себя оторванными от мира, изолированными). Это и объясняет появление других направлений, как буддизм и джаинизм. Пантеон индусов включает в себя большое количество и разнообразие Богов, включающих все аспекты жизни на Земле: воду, землю, воздух, природу. Поэтому в индуизме существует множество различных Богов и святых Бхакти (любовь несущая святость). Жены Махабхараты и Райяманы какраз- таки и объясняют этот принцип Бхакти. Например, в Бхагавад Гите (части Махаихараты), Кришна (один из аспектов Бога Вишну) передает посредством Акджуны философский смысл индусов: человек приходит на Землю, уважая программы Космоса (Драхму), которые управляют им напротяжении всей его жизни. Поэтому индусы живут в системе каст, несмотря на то, что жизнь меняется и осовременивается.
Браки заключаются в строгости с принадлежностью к той или иной касте. Каждый уважающий себя индус должен в своей жизни совершить акт паломничества (форма туризма в Индии) к 7 святыням или по святым тамплям. Это чудо и есть одно из поклонений идусов Богам: Брахма (создатель), Шива (разрушитель) и Вишну (хранитель). В индуизме существует схема чистой жизни, которая включает в себя: детство, образование, замужество и создание семьи, медитации и достижение любой из форм высвобождения… Жизнь каждого индуса состоит из трех основополагающих: Драхма (жить нужно в соответствии с принципами морали и совести), Артха (уравновешивание материального аспекта с моральными ценностями) и Карма (искать то, что приносит удовольствие и любовь). Если все три цели достигнуты, человек может достичь свободы.
Буддизм
Несмотря на то, что Индия является страной прородительницей Будды, в ней насчитывается всего-навсего 8 миллионов человек, практикующих эту религию. Родившийся среди людей, принадлежавших касте кшатрия (480/460 — 400/380 лет до Рождества Христова) как-то попал в Люмбини (юг настоящего Непала. Лет в 30 он создал свою религию, отличающуюся от существующего индуизма. Он уединился и начал свои духовные поиски. Спустя 5 лет он создал свой медитативный язык. Его жизнь началась в Сарна, где он впервые озвучил свои первые 4 догмы: — в мире существует боль; — началом боли является желание и присутствие потусторонних сил; — причиной которого является сомнение в своих желаниях и присутствии потусторонних сил; — и в итоге, существует глаз Всевышнего, который за этим всем наблюдает и контролирует.
Цель буддизма — достичь нирваны (полного состояния небытия). В отличие от индуизма, Будда проповедовала философию, простую и понятную каждому. Таким образом, новая религия стала набирать быстрый темп развития среди коммерсантов и ремесленников, даже среди императоров (Мауруя Ашока), создатель первых индийских монументов, посвященным Будде. Появилось несколько монастырей, которые некоторые люди называли настоящими Университетами (Наланда в Бихаре). Далее уже началась эволюция буддизма и появились его разновидности, дающие рождение новым буддистским школам и направлениям. Наиболее четкие формы философии Будды появились около VII — VIII века на северо-востоке Индии, дающие имя Важрайяна (бриллиантовая машина) в Гималайях. На протяжении многих веков Буддизм считался доминирующей религией. Но постепенно стал вытесняться в VII веке исламом. В настоящее время возрождение религии Буддизм принадлежит нео-буддистам (Бхим Рао Амбедкар) и находит свое применение по большей части среди крестьян и фермеров Махараштра. Однако, регион Дхарамсала отвергает Далай Ламу (духовного лидера и наставника тибетанцев).
Мы ездили в одну деревушку, которая называется Шраванабелгога и там нужно подняться наверх горы (преодолеть 742 ступени), на которой находится буддистский храм, где посередине этого храма воздвигнута огромнейшая фигура Будды в память о смерти императора Маурая Шандрагупта (умершего 300 лет до н.эры). Секрет этой лестницы состоит в том, что с каждым шагом, ступеньки растут в высоту (т. е. ты начинаешь с совсем пологих ступенек, а на верхушке этой горы уже приходится прилагать усилия и задирать ноги так, чтобы вскарабкаться по этим ступенькам вверх. Такое построение этой лестницы как бы проповедует нам философию, что начиная работать над собой и идя к цели мы преодолевая маленькие преграды докапываемся до самых серьезных проблем и кто преодолеет все преграды на своем пути, тот придет в храм Будды. Хорошо, что не было дождя в этот день, но и не так пекло! Это нам помогло преодолеть все препятствия и все-таки взабраться на эту гору и увидеть этот храм Будды.
Нужно вам сказать, что это зрелище было незабываемым. Ну во-первых, статую (наверное в метров 70 величиной… вырезанную из целой скалы) можно увидеть только поднявшись на эту гору (снизу ее не видно). Во-вторых, уже даже на самой лестнице было весело. Оказывается, там даже есть такой сервис для пожилых, ну или инвалидов, или просто людей, которые устали и не могут взабраться наверх или спуститься вниз самостоятельно… Два индийца носятся вверх — вниз с носилками, к которым прикреплено кресло и вот такое зрелище не может не вызывать смеха. Мы видели, как они почти бегом поднимались и спускались с одной старушкой на этом «троне». Ну просто картина из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России», когда они там бабулю в больницу пристраивали и таскали ее туда-сюда на носилках. Это было что-то.
Однако же, мы туда забрались и надо сказать, попали удачненько… попали на службу буддистов. То ли это была обыденная служба, то ли праздничная, но ритуал был достаточно интересным. Сначала молодой монах, одетый в ярко-оранжевое одеяние поливал ноги этого каменного Будды каким-то маслом, покрывал цветами, целовал, произнося молитвы… Другая группа людей сидела чуть подальше и пела молитвы уже хором громко на весь храм. Немного мне это напомнило наши православные песнопения с разницей только в том, что мотив и слова были разные. В общем, мы остались довольны таким путешествием в этот день.
ДЖАИНИЗМ
Коммуна джаин (около 4 миллионов человек) живет в основном на Западе Индии, как правило, недалеко от своих тамлей, куда приходят паломники, а так же, где они регулярно молятся. Создатель джаинизма, Махавира (большой герой), по-настоящему жил в VI–V веке до н. э.). Однажды он покинул свой родной дом (Панта) для того, чтобы отправиться в путешествие за новыми религиозными открытиями. Он стал Жиной (победителем) и написал о своих открытиях под именем Джаин. По его учению, Вселенная бесконечна, никем не создана и жива (душа — основа жизни) находится в любом качестве.
Очень похожий на буддизм, джаинизм провозглашает: нет насилию, уважение к любой форме жизни, и очень строгое вегетарианство. Только тот, кто строго соблюдает все правила может быть принят в эту веру. Как и индусы, и буддисты, джаины так же верят в реинкарнацию души. Но они против разделения по кастам и верят в святость, но в то же время допускают смерть по приказу. Существует две больших секты джаинов: для Дигамбара — все, кто уходят жить на небо, должны оставить все на Земле и отправиться туда совершенно свободными (даже без одежды). Вечная жизнь ждет только человека, а не его материальные привязанности. Для Шветамбара — те, кто живет праведной жизнью являются менее жесткими. Большинство индийцев — джаинов придерживаются второго направления и охотно вступают в эту секту. Все их сбережения и доходы направляются на существование госпиталей, школ и библиотек.
СИКХИЗМ
Большая часть 20 миллионов сикхов, которые насчитываются в Индии, живут в Пенджабе (регион Дели). Их можно узнать по их тюрбанам на головах. Сикхи преверженцы направления Гуру Нанак (1469 — 1539), родившегося около Лахор (теперь эта территория принадлежит Пакистану). Гуру Нанак был одним из первых поэтов-философов, кто провел синтез между исламом и индуизмом. Для сикхов Бог (Нам или имя), есть нечто Абсолютное (универсальное), а связь с людьми осуществляется посредством его гуру (священниками). Гуру Нанак провозглашает медитации и равенство людей, в противовес системе каст, ритуалам, сомнении, астрологии и сексуальной дискриминации. Десятый владыка сикхов, Гуру Говинд Сингх (1666 — 1708), перевел и внедрил в религию сикхов церемонию крещения, а так же ввел правила ношения 5 К (каккар): кеш (борода и длинные волосы), кангха (расческа), кашха (короткие штаны), кара (браслет), кирпан (сабля). Он разочаровал военных, запретив табак и что святая книга сикхов — это не что иное, как копия других более древних и могущественных религий.
ЗОРОАСТРИЗМ
Зороастриты (парсисы) — это небольшая часть элиты, проживающая в основном в Бомбее. Зороастризм зародился в Персе и основателем этого движения был Заратустра в VII веке до н. э. Эта доктрина противопоставляет Свет и Тьму (хорошее и плохое). К хорошему относятся элементы святости (Земля, вода, воздух, огонь), животные и растения; плохое же воплощается во всем мертвом или падшем. Однако в 936 г. направление арабизируется и уже много позже в 19 веке парсисы имеют виды на коммерческую прибыль англичан, таким образом иммитируя моду на жизнь.
Индийская мифология
Сегодня мы поговорим об индийских Богах, представленных в индийской мифологии. Итак, существует 3 основных Бога: — Брахма — создатель Мира — Вишну — хранитель — Шива — разрушитель (иногда он может так же быть разрушителем позитивным). Каждый из них имеет свои отличия и особенности, свой облик, свою жену (шакти) и обладает космической энергией.
БРАХМА
< Его предназначение — созидание, создание или если брать более точно, организация Мира. От редко кому-то покровительствует, он как бы фигура абстрактная, но мы можем часто видеть его присутствие в разных сценах посвящения других Богов. Его основная тампль «Пушкарь» находится в Ражастане. Обычно он представляется с 4 головами, направленными в разные стороны или с маленькой бородкой. У него всегда в руках находится святое писание Веда, создателем которого он сам и является. В начале каждого Космического цикла он создает зарождение Вишну, который появляется из змеи Ананта. Его средством передвижения является гусь (Хамса). Его жена Сарасвати, превратившаяся из павлина, лебедя или появившаяся из цветка лотуса. Она является символом интеллигентности и артистизма и является покровительницей профессоров, студентов, учеников, музыкантов.
ВИШНУ
Атрибуты Вишну — это маска, лотус, диски… Его средство передвижения — это орел Гаруда. Он так же может предстать в образе мифического змея, плывущего по океану хаоса, или вообще находиться между двумя реинкарнациями. Вишну — это Бог, приходящий во многих образах. Лица этих образов — некие аватарки, с помощью которых он выражает свое явление на Землю. Известны 10 форм и обликов перевоплощения Вишну. Среди первых трех, он как правило представляется в образах животных: — в форме рыбы (Матсю) он является повелителем воды; — в форме черепахи (Курма) он уже, как бы, выходит из воды на сушу; — в образе кабана (Вараха) он уже покровитель не только суши около воды, но и лесов.
Рама — это герой Рамайяна, который с помощью войска обезьян во главе с Хануман, освободил красавицу Ситу, заточенную во владении демона Равана (короля Ланка). Кришна — божественный любовник, в образе которого Вишну так же может предстать. Девятый образ, в котором Вишну может явиться — это Будда. Это для того, чтобы буддисты соединились с индуизмом. Последнее воплощение Вишну — это Калки на белом коне, ведущий бравых мужей за собой. Его жена (шакти) Лакшми, покровительница красоты и Удачи.
ШИВА
Шива — разрушитель. Его атрибут: барабан, на юге он представлен с саблей, декорированной косулей. Его средство передвижения — бык Нанди, который символизирует силу. Чаще всего Шива предстает в форме Лингам. Ансамбль (союз мужского и женского начала) — основная фигура создателя, тогда как Шива является разрушителем только для созидания. В отличие от других Богов, жена Шивы имеет несколько различных имен и образов: она может быть Парвати (добродетельница), Дурга (воительница) или Кали (ужасная, разрушительница). Шива, так же, может брать различные имена: Шива Натарайя (Бог танца), когда он использует свой танец для разрушния ради созидания;
Шива Бхаирава в качестве ужасающем; Сундарешвара (добрый сеньор — покровитель Мадураи); Ардханаришвара; Харахара наполовину Шива… у него существует 1008 имен.
Шива и Парвати имеют двух сыновей: Ганеш представленный в образе слоненка — он является Богом мудрости, Удачи и покровителем студентов, коммерсантов, счастливчиков. Его символом или атрибутом еще считается крыса.
Его брат Сканда (он же Картикейя, Субраманья…) — Бог войны, который может быть представлен с 6 головами. Мы так же можем встретить в индийской мифологии и более древних Богов: Суруя, Солнце, Чандра, Луна, Агни, Огонь и т. д. Но несмотря на то, что каждый Бог имеет свою легенду и предназначение, они всего лишь различные формы основного Божественного начала Брахмы!
Обратите внимание на эту статую! Заметили в чем особенность? Статуя называется: половина Шива, половина Парватти. И правда, если вы приглядитесь внимательнее, то увидите, что одна половина мужская (тело, нога, руки, даже лицо наполовину мужские), а вторая половина — женская (изящные руки, раскосые глаза, грудь, головное убранство, бижутерия, ну и нога упрятана в шелковую штанину, т. к. женщинам в Индии не приличиствует показывать свои ноги.) Эта скульптура говорит о том, что человек наполовину состоит из Инь, а на половину из Янь (вопрос только в том, какая половина преобладает).
Немного об истории Индии
Этот континент до сих пор не до конца изведан. Архиологические раскопки ведутся по сегодняшний день. Однако, уже известно, что первые поселения людей доисторического периода были где-то 400.000 лет. Некоторые надписи и иероглифы были найдены на камне, датированном палеолитическим временем в Пушкаре в Ражастане, где люди использовали так же кварц, агат… В далине индусов, уже знали, что такое овес и пшеница. 5.000 лет до н. э. мул (бык) уже считался домашним животным. 3.500 лет до н. э. люди уже научились обжигать горшки и могли делать керамику. В это же, приблизительно, время, люди стали расселяться по берегам Ганги. Индийская цивилизация (или как ее еще называют харапанская по одноименному городу Хараппа), появилась где-то в 2.500 году до н. э. и жила за счет сельского хозяйства. Поселения заняли большую часть северной Индии и территорию настоящего Пакистана. В то же время, без сомнения, появилась и торговля с Ближним Востоком. Так постепенно стали разрастаться целые города (Хараппа, Мохенжо Даро, Лотхал, Дхолавира, Ражастан)…
В каждом городе была своя власть, которая делилась на политическую, религиозную и административную. Спальные районы были заняты ремесленниками и торговцами, крестьянами. В 3.000 летии до н. э. они уже знали азы дренажной системы. Следы этой цивилизации мистическим образом сохранились и до наших дней: странные иероглифы и письмо до сих пор не расшифрованы. К тому же, не найдены и объяснения того, почему к 1.700 году до н. э. древняя цивилизация исчезла слово по дуновению ветра. Однако, харапанская цивилизация исчезла мистическим образом и не оставила ничего (никакого наследства) новой индийской цивилизации. Где-то к 1.500 — 600 году до н. э. появилась новая цивилизация ведической эпохи. Возникновение новой религии индуизма и системы каст прочно вошли и закрепились в эту эпоху. Эти два направляющих определили характер следующих 3 тысячелетий, где сменилась не одна империя. И несмотря на все, индуизм и по сей день является основной религией в Индии, а система каст и индийской философии до сих пор прочно держится в индийском социальном обществе.
В 1 500 году до н. э. и иранцы стали по-тихоньку переселяться на индийскую Землю. Они селились маленькими поселениями, коммунами в районе Хараппы. Каждая такая коммуна имела своего вожака (раджа), который руководил, защищал и принимал решения. Статут раджы был согласован и одобрен священником (брахманом, который был хранителем Веды). Текст священной книги сначала передавался из уст в уста из поколения в поколение по памяти, а позже был уже записан в книгу. Концепции самсары (реинкарнации души) и кармы (накопление хороших и плохих поступков и определение характера будущей жизни) именно отсюда берут свое начало. Эта философия придает силу веры в святость и могущество природы, абстрактных персонажей, как посредников между человеком и Богом. Боги дают свое покровительство и защиту только тем, кто выполняет святое писание и ритуалы. Произносить различного рода заклинания, озвучивать медитации могли только брахманы.
Постепенно, в 1 000 летии до н. э. индийское общество разрастается и занимает все большие территории. Власть сосредотачивается в руках королевской семьи, появляется ритуал коронации, одобренный религией. Появляется налоговая система. Развивается коммерция и сельское хозяйство. Однако, появляется не только иераршистская лестница общества, но разделение по кастам приобретает рассистский характер: на самой верхушке руководят священник (брахмана) и военачальник (кшатрия), т. е. власть. Далее идет каста коммерсантов, ремесленников и агрикультуров (вайшя). Ниже идут шудры (простое население, имеющее более темный цвет кожи), назначение которых прислуживать людям высших каст. Но существовала и еще одна каста, низшая (жати). К ней относились бедняки и определялась она с рождения. Люди самой низшей касты не могли подняться выше, чем они есть. Они считались рабами. Позже, только лишь Махатма Ганди даст этим людям права и поставит их в один ряд с другими. Он назовет их «божьи дети».
Так, напротяжении многих тысячилетий индийская и иранская кровь перемешалась и появилось новое общество, новая нация, которая сейчас и составляет 74% коренного населения Индии. Основными языками являются: хинди, пунджаби, ражастани, бенгали. На юге Индии, осталось все-таки преобладание иранской крови и там используют другие языки: тегулу, тамул, каннада, малайлам. Только лишь в период колонниального времени, появится английский язык, который сейчас является одним из основных языков в Индии.
Тампли Индии
Не хочу вас сильно утомлять историей Индии, она очень обширная… Скажу только, что за свою такую длинную историю, страна повидала очень много разного рода преобразований, смен режимов… но при всем при этом, сохранила свои традиции и корни. До сих пор складывается такое впечатление, что две цивилизации (мир древний и традиционный и новый современный) существуют, как бы, параллельно. Это ли не прекрасно!!! При всем разнообразии и насыщенности истории и культуры, нельзя не сделать особый акцент на индийские храмы (тампли). Нам удалось повидать может быть 20–30 тамплей разных стилей и с разными орнаментами. Но я хочу вам рассказать о некоторых, наиболее ярких и на мой взгляд наиболее интересных. Надо сказать, что все они очень своеобразные. Это сплошные городки, где из камня (обычно молочно-желтого) перед вами предстают целые произведения искусств (по-другому их просто не назовешь). Такое ощущение, что они просто вырезаны, вылеплены искусстным мастером… не было ни одного сантимметра, чтобы не оказалось какой-нибудь мифической фигуры, причем очень тонко выполненной и выточенной. Как будто, точно сам Бог постарался над этим творением.
TRICHY
Город Тируширапалли, наиболее известный, как Триши, находится на берегу святой реки Кавери. В нескольких киломметрах на север располагается один из самых известных и значимых религиозных комплексов южной части Индии, Шрирангам. Настоящий шелковый город Шри Ранганаташвами, посвященный Ранганатха (Вишну, отдыхающему на змее Ананта). Сам комплекс состоит из 7 колец. Ты, как бы, попадаешь в закрытый город, состоящий из одних тамплей, расположенных одна за другой. И вот стена, соединенная с каждой тамплей, образует таким образом 7 колец (т. е. 7 небольших кварталов). Каждый день паломники приходят к этому месту и присоединяются к службам.
Первая тампль (гопура), огромных размеров, состоит из скульптур с гримассами желтого, зеленого и розового насыщенных цветов. Проходя через ворота этой тампли, ты словно попадаешь в мир ремесленников, продавцов, продающих религиозную утварь и сувениры, паломников, мотоциклов и велосипедов, мелькающих разноцветных лампочек (да, да… все мешается внутри этого огромного комплекса. Там просто кипит своя жизнь).
1
Представьте только картину (я, честно, не сразу и заметила и поняла что это ), посреди дороги стоит какая-то маленькая типа будка, оказалось, что это маленькая шапель, где окно находится на уровне асфальта… Туда спускаются лесенки (как бы)… почему как бы, потому что в этой шапельке (часовенке) может поместиться только один человек. Он там и сидит Это монах, который благословляет подходящих к нему людей какой-то крышкой (честно, я не знаю, как называется эта «чудотворная» вещь). Вам не передать это зрелище. Я бы даже не заметила этого, если бы не самые наблюдательные из нашей группы туристы. Дело в том, что там столько народу шныряет туда-сюда, что не то, чтобы эту шапельку, а порой и друг друга-то можно потерять. У четвертой тампли, нас попросили снять обувь, потому как дальше начиналась священная зона (я уже говорила, что в индийские тампли можно заходить только босыми ногами, ну в крайнем случае в носках). Но представьте, если в Японии в тамплях деревянный пол и все чисто, то здесь ты ходишь по той же земле или сильно нагретому камню (ноги просто плавятся или ты подпрыгиваешь, как на сковородке).
Дальше было еще интереснее. На входе в 4 тампль, нас встретил карлик (оказалось, что это был наш гид (ну как бы гид)… с нами уже был наш, но этот карлик просто таким образом зарабатывает себе на жизнь, как бы сопровождая тургруппы внутри этих тамплей). Кстати, человечек оказался изумительной доброты и такой счастливейшей улыбкой. Он то и дело, куда-то исчезал, то снова появлялся, но нас из виду не терял.
Он нас отвел на крышу одной из тамплей (видимо, туда нас пустили по блату, т. к. место было, действительно, не туристическое), но оттуда перед нами открылся просто изумительный вид всего этого городка сверху и мы смогли объять этот огромнейший «святой» городок с высоты птичьего полета. Это неописуемо красиво!!! Перед нами распростерлись разные формы этих тамплей, украшенные разноцветными скульптурами и декорациями… золотые купола… В общем, восторгу не было предела!!!
Нужно сказать, что люди туда приходят не только помолиться своему Богу, но и постирать белье, например. Да, да, вы не ослышались. Не знаю, с чем это связано, может постирав там вещички, потом проникнишься каким-то святым духом может посещение этого места для людей — это своего рода культурное развлечение… словно бы прогулялись по городскому парку, тут же поели (там даже еду раздают желающим), поспали, зашли помолились и счастливые и довольные вернулись домой. В общем, для одних это визит, а для других (мне так показалось), это стиль жизни (ну вот есть же у нас люди, которые проводят полжизни на рынках, вот что-то вроде этого). В самой тампле мы увидели очень красивые скульптуры всадников на белых конях, которые передают храбрость индусов в борьбе с мусульманами, желавшими захватить этот святой город в свои владения.
Тут же, мы увидели слона (настоящего, живого слона, намакияженного ), который за денюжку благословляет людей. Да, да. В Индии есть несколько животных, причисленных к рангу святых. Одним из таких животных является слон (Ганеша помните, сына Шивы и Парватти? Он ведь тоже представлен в образе слоненка… ну вот, а здесь живой слон). Он обучен брать монетки хоботом и им же благословлять желающих. Я тоже попробовала. Это так интересно! Он как бы протягивает тебе хобот в виде руки. Ты туда кладешь монетку. Он забирает и накрывает твою голову сверху нежно своим хоботом. Такое тепло от этого немного шершавого и даже чуть мокрого хобота. Но зато, потом испытываешь мощнейший заряд положительной энергии на целый день. Всмотритесь только в эти полные доброты и любви глаза… Правда прямо исходит такая теплота от этого величественного животного!!!
А так, повсюду мы могли видеть различных Богов (Вишну в разных обличиях, сидячего, лежачего… Будду и т. д.) Каждый приходит к своему Богу, чтобы помолиться. В последней тампле, основной, меня правда взял конфуз. Оказалось, что снаружи-то тампли такие красивые и необычные, а когда ты попадаешь внутрь… во-первых там нет света (только свечки могут осветить тебе путь), во-вторых это узкое пространство, темное и грязное (политое маслом)… Залы практически пустые (ну или напоминают цирковые закулисы, хранилище различной утвари)… И вот, по этому корридору ты идешь к алтарю, где обычно располагается громоздкая фигура того или иного Бога (в зависимости, кому посвящена тампль), где несколько монахов поливают ее ритуальным маслом (надо сказать, запах ужасный), ну и желающих благословляют, нанося вам на лоб меловую краску. В общем, в итоге было даже какое-то разочарование от такого финала. Но в принципе, благодаря слону, настроение было прекрасное.
KERALA
По дороге в ГОА мы провели несколько дней в очень красивом регионе Индии — Керала. Достаточно только взглянуть на карту, чтобы оценить расположение и роль этого региона для Индии. Холмы с одной стороны создают как бы барьер и отделяют этот регион от остальной части Индии, а море с другой стороны делает этот регион одним из богатых в Индии, потому как море — кормит, море — это всегда торговля и связь с другими странами. С другой стороны, из-за большого юго-западного муссона, который берет свое начало в Керала в июле, регион становится просто пропитанный водой. Таким образом, Керала, представляет собой некую лагуну с удивительнейшими пейзажами и природой, это по сути Земля в воде.
Когда-то к этим берегам приплыли голландцы и увидев очень выгодное расположение этого берега решили перестроить этот регион Индии на свой голландский манер. Поэтому, там очень много каналов и кажется, что жизнь протекает между этими каналами. Люди, фактически живут на маленьких полосках, участках суши, разделенной везде полосками каналов, озер и рек. Как я уже сказала выше, несмотря на это, регион Керала является очень богатым регионом: здесь выращивают рис, занимаются рыбалкой, торговлей, туризм очень развит… Поскольку климат теплый, да еще и очень много воды, то растительность тоже растет хорошо. Из-за того, что земли мало, дома строятся из камня (так более прочно), но вы сами, наверное, понимаете, что люди чаще болеют всякого рода «водными» болезнями: артритом и т. д. Опять-таки, там нет практически машин, передвижение (как и в Венеции) исключительно на лодках, байдарках, каноэ, пароходиках, паромах…
Мы когда туда приехали, то автобус остался за воротами нашего отеля и встречал нас уже через 2 дня городе на материке (если можно так сказать). Мы же, отправились в круиз по озерам и каналам Керала. Так интересно было наблюдать, как люди на лодках перевозят скот, детишек в школу, ну или просто ездят в гости друг к другу. Поскольку везде много воды, то люди здесь были более чистоплотные. Мы то и дело видели, как люди моются по утрам прямо в этой воде, женщины потом напротяжении всего дня занимаются стиркой, моют посуду и т. д.
Так вот, в Керала у нас было чудесное путешествие — круиз по каналам этого региона. Нас разместили на кораблики по 4–6 человек, где было 3 полноценные комнаты (с туалетом и душем), на корме кораблика была сооружена гостинная, где экипаж нас кормил и развлекал всячески и откуда открывался невероятный вид (как у Монэ) с воды. Там же стояли диваны и даже кушетки для отдыха, так что все услуги были для нашего незабываемого путешествия.
Мы отправились в круиз уже вечером, поэтому застали закат солнца. Это было очень красиво: небо и вода, окрашенные в розово-оранжевый цвет (жалко, что на фото не так получилось) и кажется, что вода у горизонта сливается с небом…
Ночлег прошел спокойно, но так необычно. Света-то нигде не было. Мы остановились около какой-то деревушки, там наши корабли и были прибортованы на ночлег. Мы поужинали и началась служба. Такая тишина была кругом и только на другом берегу мы видели различные огоньки, да звук, доносившийся из церкви (очень это все смахивало на мусульманскую службу… даже не знаю почему). Экипаж, обслуживающий нас не стал исключением. Мы видели, как они уединились на задней части корабля и молились. Когда служба закончилась, все стихло и мы обнаружили наших хозяев уже спавшими. «Пора и нам», подумали мы и разошлись по каютам. Утром, конечно, пейзаж изменился… Мы проснулись, что называется с петухами и когда вышли в гостинную, то утренний кофе и чай уже ждал нас. Моторы завели и мы поплыли дальше. Вместе с нами просыпалась и жизнь в деревушках, расположенных по обоим берегам каналов: тут и там индийцы принимали утренние ванны (окунаясь в канале), женщины готовили завтрак и провожали детишек в школы (заплетали девочкам косы, мальчишкам помогая надевать ранцы). Те, кто уже проводили детей и мужей, принимались за домашние хлопоты: кто-то мыл посуду тут же на берегу, кто-то стирался (надо сказать, что способ стирки у индийцев особенный. У них же нет ни стиральных машин, ни даже стиральных досок. Они намыливают специально для этого приспособленный камень, по которому потом как бы отбивают белье. Так что, это работа не для слабочков и требует неимоверных усилий и затрат, поэтому иногда стиркой там занимаются мужчины.
Мужчины отправлялись на работу (многие из них ведь работают рыбаками, пока не рисовая пора… а в другое время сеют и убирают потом рис).
В общем, мы словно бы смотрели кино (сидя в стерео зале), только экрана перед нами не было, да и очков со стерео эффектом — все было по-настоящему, а мы словно бы участники происходящего.
Еще, что запомнилось от этого путешествия, так это лодка-змея. Таааакууууууууюююююю длинную лодку мы еще ни разу в своей жизни не видели (она даже в объектив фотоаппарата не вмещалась).
Это соревнование. Существует несколько таких лодок и они между собой соревнуются, кто быстрее проплывет отмеренный участок. Это, конечно, зрелище незабываемое. Только представьте себе 70–80 гребцов, которые по команде одновременно начинают грести, да еще и сопровождая это все-таким единодушным криком.
GOA
Продолжая наше путешествие по побережью Оманского моря наш автобус (а мы уже сошли на сушу и пересели в него) нес нас по дорогам, которые стали немного извиваться и то подниматься, то спускаться с холмов, то и дело открывая перед нами вид бескрайней синевы моря и рыбацких деревушек. Вдруг, перед нами нарисовался шлагбаум и табличка, гласящая о том, что мы въезжаем на территорию ГОА и что нашему водителю необходимо пройти процедуру досмотра. Так это было забавно, но не случайно.
Надо сказать, что ГОА только совсем недавно территориально присоединилось к Индии (сохраняя за собой право на отдельную и самостоятельную административную единицу), раньше это было отдельное государство. ГОА представляет собой территорию всего-то в 3 702 км. В XVI веке ситэ ГОА насчитывает всего несколько церквей и монастырей, окруженных пальмами. Порт ГОА был основан во времена империи Ашока. В 1488 г. один португальский мореплаватель Бартоломео Диас приплыл к этим берегам. И только в 1503 г. другой мореплаватель Альфонсо-Де Альбулькерк начинает строить г. Кошан (который находится недалеко от ГОА). Но когда он поднимается по течению выше, он натыкается на старый город ГОА, который уже к тому времени является колониальным португальским городом. Так что, основание этого города и его развитие по-праву принадлежит португальцам.
Именно в это время порт ГОА приобретает международное значение, куда приплывают торговцы со всего мира…Предприимчивые португальцы облагают налогом весь товар (привозной и то, что вывозилось). Таким образом, всего через один век г. ГОА становится достаточно богатым городом и переименовывается в GOA Dourada, т. е. Золотая ГОА. Там отстраивается много церквей, дворцов, монастырей и город приобретает статус центра Романской Католической церкви. И правда, сам регион ГОА очень отличается от остальных регионов Индии. Дома колониального европейского типа… Сам регион видно, что богаче, да и количество фешенебельных отелей класса Люкс, расположившихся на побережье Оманского моря, говорит уже само за себя.
Мы провели день и ночь в одном из таких отелей. И действительно, там мы были, как в раю. Единственное, нам не повезло с погодой. Как-раз в этот день лил дождь и море вместо лазурного было серым. Но несмотря на это, мы все же помочили ножки в бушующем Оманском море. Зато, купались потом мы уже в бассейне, благо температура воздуха была градусов 35С. Отель и впрямь был шикарный. Подобного рода отели я уже видела на Ямайке и в Доминикане. Территория отеля огромная, номера просторные и все предусмотрено для лучшего отдыха… куча ресторанов, массажный салон (я там, кстати, сделала тайский массаж. Оченно люблю это дело! ). Ну и конечно, шведский стол, предложенный нам и на ужин и на завтрак был изысканнейшим… Там уже был такой большой выбор, что все даже попробовать было не возможно. Представляете, там даже был русский салат «Оливье», а вечером какие-то румыны спели для нас «La vie en rose», а специально для меня «Очи черные» на чистом русском языке. Недаром это место является излюбленным местом отдыха богатых русских! Здорово было!!!
BADAMI
Одной из последних наших поездок был визит очень интересного города Бадами, известного своими тамплями — гротами. Ситэ представляет собой: гроты, расположенные вокруг озера, таким образом, что чтобы посмотреть тампли, выточенные в гротах, нужно подниматься вверх.
Сами тампли датируются VI веком. Но то, что мы увидели внутри, словами не передать. Все стены были выточены и выграверованы скульптурами, изображениями индийских Богов и персонажей… А поскольку сами скалы были из розового (кирпичного цвета) камня, то можете представить себе эту красоту.
Место очень посещаемое… Пока мы были там, был просто нескончаемый поток других индийских туристов.
Пока ехали к этому ситэ, везде в городе видели обезьян… Они там, как кошки, гуляют сами по-себе… Но гид нас предупредил сразу же: «Будьте бдительны. Обезьяны здесь очень агрессивны. Снимите с себя все блестящее и привлекающее внимание (очки, сумки, фотоаппараты и т. д.) иначе не досчитаетесь. Уже были такие случаи, когда обезьяны находу снимали с людей очки, отбирали фотоаппараты и др.блестящие вещи… Особенно будьте внимательны и старайтесь не приближаться к ним, и тем-более не пытаться их подкормить или попытаться взять их на руки… Если доберуться до ваших волос, то отцепить их будет невозможно… только со скальпом… (пошутил он так иронично)." И правда, только мы вышли из автобуса, как целое стадо обезьян окружило наш автобус, кто-то залез на крышу, кто-то стал отвинчивать боковые зеркала… Но это еще были только цветочки.
1
Когда мы стали подниматься все выше и выше, то с каждым подъемом появлялось все больше и больше обезьян. Они такие милашки были (издали)… потому что, правда, к ним лучше было не приближаться… начиналось такое шепение, что становилось и правда страшно. К тому же, их было много и они так быстро передвигались, что ты просто не мог уследить за всеми. А поскольку там лестница поднимается таким образом, что на каждую более высокую площадку нужно было проходить через определенный тунель, то и дело ожидаешь кого-нибудь на крыше этого тунеля… Но наблюдать за этими животными со стороны было очень даже интересно.
В один из вечеров мы были в индийском театре жестов и мимики. Это довольно-таки необычное представление, которое идет в одно действие и длится не больше 30–40 минут. Но, лично меня, оно очень впечатлило. Во-первых, в самом представлении было задействовано всего три человека: два действующих лица (мужчина и женщина)… кстати, всех персонажей играли только мужчины (как и в Римские времена ) и музыкант. Само действо происходило на малюсенькой сцене (3×3 метра) и сначала при свечах и только потом зажгли небольшой свет. А сюжет был довольно-таки классический: отношения между мужчиной и женщиной. Надо сказать, что-то, что перед нами предстало — это было нечто. Столько одежды и гримма я еще на актерах не видела. Потом нам уже объяснили, что костюмы весят по 10–15 кг каждый и все приготовление занимает около 3 часов (только один грим накладывается на протяжении 2 часов!!! можете себе представить). Это был бесловестный спектакль и игра актеров велась только с помощью жестов, мимики и танцев… Но все было очень понятно. Сначала, мужчина ухаживал за женщиной, но потом нашел в ней недостатки и когда она открылась ему, он ее возненавидел… (как в жизни, не правда ли? ). После спектакля, нам уже отдельно провели как бы мастеркласс, где один из актеров показывал мимику и жесты разлиных эмоциональных состояний: удивление, гнев, радость, влюбленность, боязнь, сомнение, пренебрежение и т. д. Это было очень интересно!!!
1
Посмотрите внимательно на костюмы и на грим… Что скажите? Я лично первый раз в жизни видела такую зеленую маску, да еще и красные глаза (т. е. что-то они туда примешивают, что глаза реально вместо белков красные)… СУПЕР!!!