Влтава делит Прагу не просто географически на две части — но на два города, самобытных и по духу, и по внешнему виду.
Это сегодня Мала Страна — один из районов Праги, а до 1784 года это был самостоятельный город с правом на самоуправление, именовавшийся Малым пражским городом. Уже начиная с IX века местность вокруг дорог, соединявших Градец со Старе Местом, начала постепенно заполняться жилыми домами, тавернами и постоялыми дворами. Плотность населения резко возросла посте 1160 года — когда наконец-то был построен первый каменный мост через Влтаву, и даже епископ пражский решил перебраться в малый город, построив себе там резиденцию.
Ну, а истинный же бум строительства здесь начался благодаря монаршей воле короля Отокара II, решившего основать город в противовес бурно развивающемуся Старе Месту. Первоначально этот район назывался Новым городом под Пражским Градом, потому что был создан путем объединения ряда поселений в единую административную единицу. Кроме королевских привилегий, в городе появились и новые жители: место чехов заняли немцы — члены ордена францисканцев и торговцы, а с XVI века — и итальянцы. В 1348 году король Карл IV начал строить Новый Город, что повлекло за собой переименование этой части Праги в Малую (в XVII веке появилось в обиходе название «Меньший Квартал»). В Малой Стране стали друг за другом вырастать ренессансные дворцы знати, а к концу XVII века здесь преобладала архитектура в стиле барокко. Середина ХХ века знаменовала собой тяжелый 40-летний период: пражане заселили дворцы, которые никто не поддерживал в надлежащем виде. Только 1990-е принесли долгожданную реставрацию.
От торгово-мещанского Старе Места Мала Страна отличается атмосферой милых тихих старинных улочек, уникальными дворцово-парковыми комплексами, а также барочными фасадами, похожими на сказочную декорацию. Мала Страна уже с XVI века приобретает все большую популярность у местного дворянства, стремившегося селиться поближе к Граду — и соответственно с размахом ведется строительство дворцово-парковых комплексов, спроектированных в стиле барокко, а позже рококо. Мала Страна становится кварталом аристократов, художников и архитекторов — которые в большом количестве прибывали в Прагу из Германии и Италии. Отблески прежнего аристократизма ощущаются в духе Мала Страны и сейчас — уж очень тамошние улочки спокойны, уютны и изысканно-благородны!
13
4
7
Путь в Мала Страну лежит через еще одно культовое пражское место — Карлов мост. Сложно будет найти хоть одного человека, кто не видел своими глазами или хотя бы не слышал об этом одном из самых известных в мире мостов. Мост, построенный в середине XIV века — это уникальный пример готического каменного строительства. Первоначально на готическом мосту не было скульптур. Единственным его украшением были мостовые башни — Староместская работы Петра Парлержа, и две Малостранские. Староместская башня пострадала во время войны со шведами и лишилась части своего декора — изваяния остались только со стороны города. На башню можно подняться — со смотровой площадки открывается шикарный вид на Влтаву, Карлов мост и исторический центр города.
9
14
12
Под крышей, у самого выхода на смотровую площадку, есть любопытная скульптура — правда, мне так и не удалось выяснить, что это такое. Что делает этот парень??? :)
Только период барокко увенчал мост уникальной галереей скульптур, созданных лучшими мастерами того времени: Матиашем Б. Брауном, Яном Брокофом и его сыновьями Михалом и Яном, Фердинандом Максимилианом. Всего скульптур и скульптурных групп на мосту 30, и большинство из них возникло в период с 1683 по 1714 годы.
5
7
А под застывшими взглядами каменных святых — пестрый и шумный людской водоворот, лотки с сувенирами, уличные музыканты, туристы, стремящиеся запечатлеть себя в самых разных вариантах…
3
3
9
6
6
У входа в Мала Страну встречают две Малостранские башни — та, что пониже, изначально была романской, и только в 1591 году была перестроена в ренессансном стиле. Более высокая башня была основана позднее, в период правления короляЙиржи Подебрада (1464 г.), и должна была походить на образец, построенный Петром Парлержем на противоположном конце моста. Ворота между башнями были построены при короле Вацлаве IV
8
4
4
9
2
В сердце Меньшего города находится Малостранская площадь, украшением которой служит барочная церковь св. Николая. Вообще-то святителю Николаю в Праге посвящены сразу два храма — в Мала Стране и на Староместской площади. Святой Николай всегда пользовался большим авторитетом в Чехии — причем как у народных масс, так как считался покровителем сирых и убогих, так и у сильных мира сего — ведь Nicos означает победитель, а Laus — восхваление, то есть Николай, приносящий победу и хвалу. Поэтому тщеславные и честолюбивые короли и императоры всегда охотно инициировали строительство новых храмов во имя святого.
6
5
4
Малостранский костел построен кланом «обогемившихся» немцев Динценхоферов — начинал строительство Динценхофер-отец, Криштоф. После его внезапной кончины проект перешел в руки его старшего сына, Килиана Игнаца — который тут же кардинально переделал все батюшкины проекты и чертежи. В частности, были значительно увеличены размеры купола и колокольни, из-за которой даже возник небольшой скандал — современники не на шутку опасались ее падения, и даже обратились с протестом в магистрат. Но дело кончилось победой Килиана Игнаца — и купол с колокольней, чудо технической и инженерной мысли, остались без изменений. Любоваться на него, кстати, лучше всего из нижних садов Пражского града — с окрестных собору улиц масштабное творение просматривается из рук вон плохо. Но и это еще не все — строили в те времена долго…. а жили не очень. Так что доводил проект до ума уже ученик и зять Килиана Игнаца, итальянский архитектор Ансельмо Лураго — разумеется, не преминув также ввернуть свои пять копеек в доработки первоначального проекта. Но удивительное дело: несмотря на все родственные дрязги и перетягивания одеяла — собор производит впечатление совершенного архитектурно-пластического единства.
7
Внутренние интерьеры церкви богато отделаны розовым полированным мрамором и золотом, оттенками которых играют проникающие вовнутрь сквозь широкие окна солнечные лучи. Мраморные колонны словно растворяются в гигантской потолочной фреске «Апофеоз святого Микулаша» — ее площадь составляет 1500 кв.м., и это крупнейшая в Европе работа подобного рода. Малоизвестный венский художник Ян Лукаш Кракер справился с работой блестяще — над головами прихожан словно бы разверзается потолок, открывая небесный свод, божественный мир, где ангелы несут святого Николая.
8
6
4
5
4
5
6
В один из дней, гуляя по Мала стране, мы решили зайти, так сказать, с тылу — чтоб не идти в очередной раз проторенным маршрутом через забитый туристами Карлов мост и заодно сэкономить время, доехали на метро до «Малостранской» и пошли к Пражскому граду окольными путями. Шли себе шли по тихой ничем не примечательной улочке — как вдруг в просвете ворот мелькнуло яблоневое дерево, все в цвету. Конечно, мимо пройти мы не смогли, тут же нырнули в ворота — и оказалась в раю!!! Как выяснили уже потом, рай этот носит название Вояновых садов. Потрясающая красота! Цветущие яблони, магнолии, сакура — и чего там только нет!
8
7
10
11
Вояновы сады были разбиты в середине XVII века на месте епископских садов — в 1248 году здесь был резиденция пражских епископов, а вокруг был разбит дворцовый сад. Однако в 1419 году гуситы, недовольные церковью, сожгли дворец и сад дотла. После подавления гуситских восстаний для архиепископа был построен новый дворец, а пепелище стали застраивать новыми домами. Впоследствии территория была выкуплена императором Фердинандом III для постройки монастырского комплекса ордена босых кармелиток. Помимо собственно монастыря и костела Св. Иосифа, монахини разбили сад, укрытый от посторонних глаз. Сад, граничащий с постройками бывшего монастыря и новыми зданиями Министерства финансов, назван в честь Эдуарда Вояна, чешского актера, с 1954 года. С этого же года парк стал открыт для общественности.
От Малостранской площади берет свое начало и улица Нерудова — центральная артерия еще со времен средневековья, потому как когда-то во время правления Карла IV именно по ней пролегала Королевская дорога, ведущая в Пражский Град.
6
Улица Нерудова — это галерея домовых знаков. Каждый из домов на этой улице украшен каким-либо гербом либо символом — и ясное дело, повторяющихся нет! Домовые знаки служили пражанам ориентирами — потому что привычной нам нумерации домов в те времена еще не существовало, она появилась только в 1770 году. Отсюда и забавные названия домов — «У зеленого рака», «У красного льва»… вот такая вот забавная пражская топография:)
Свое название улица Нерудова получила благодаря поэту и журналисту, проживавшему в 1831–1894 годы на улице. Ян Неруда родился и вырос в здании «У трех черных орлов», которое является 44 по счету. Позже он переехал в дом № 47, на фасаде которого можно увидеть бронзовую мемориальную доску с изображением молодого человека с щитом в руках и масонским треугольником.
7
Улица Нерудова, забирая все время круто вверх, приводит прямиком к Пражскому граду — но это уже совсем другая история:) Продолжение следует!