Именно здесь встречаются прошлое и настоящее, размеренный быт старинной шляхетской (шляхта в Беларуси = дворяне в России. Их численность составляла примерно12% от всего населения страны. Были шляхтичи и бедные и богатые, но права у всех были равны. Говорили — «шляхтич на огороде равный воеводе») усадьбы и удобство современного туристического центра, беларуские народные ремесла и все необходимое для комфортного отдыха.
Путешествие в «Дудутки» — живое прикосновение к культуре и секретам старинного ремесла беларусской земли.
Первое упоминание о Дудутках в летописях датируется XI веком. Ученые предполагают, что здесь проходила сухопутная дорога, которая вела к Полоцку. Именно по ней легендарный полоцкий князь проскакал «волком до Немиги с Дудудок, узнав об осаде древнего Минска…» Об этом говорится в «Слове о полку Игореве». Момент, конечно, спорный, так как Полоцк находится в противоположной стороне.
В 19 веке на этом месте находилось имение Ельских Дудичи.
Все селяне здесь были зажиточными, имели в собственности коров, свиней и волов, а также по 22 гектара земли.
4
4
3
Александр Ельский относится к тем людям, которых в наше время больше нет. Писатель, историк, фолькорист, этнограф, он всей своей неутомимой деятельностью стремился к одному: показать миру величие культуры беларуского народа, его национальную самобытность и славное прошлое.
События XX века прервали благоденствие дудичской усадьбы: Ельские эмигрировали, а их родовое гнездо было разграблено. Вскоре от имения в Дудичах остался только парк, остатки водяной мельницы, а также система обводных каналов. До 1992 года на месте современного музейного комплекса «Дудутки» было поле да болото.
В конце XX века даже сторожилы не помнили историю своих мест.
Новая эра для этой территории началась в 1992 году, когда Евгений Будинас выкупил землю для ведения подсобного хозяйства. Через два года он открыл здесь свой музейный комплекс, который назвал «Дудутки». Евгений Будинас — уникальная личность, человек, который сумел совместить в себе зачастую полярные качества талантливого литератора и успешного бизнесмена.
Он сумел собрать здесь целый пласт беларуской истории и народных ремёсел. О некоторых из них я расскажу далее.
Ни одно селение ранее не обходилось без мельницы.
Мельницы — это тайна. По легендам, там жили привидения, лешие и ведьмы. Это было не просто место, где зерно превращалось в муку. Обычно мельницы располагались на окраинах деревень, и мельники тоже жили вдалеке от людских глаз, поэтому и наделялись сверхъестественными, в том числе и колдовскими способностями. Люди верили, что по привезенному зерну мельник сможет распознать ведьму, которая «пережала» чужое поле и забрала чужой хлеб.
Сегодня уцелевших мельниц в Беларуси остались единицы. К сожалению, они в нерабочем состоянии, хотя еще в начале 50-х годов прошлого столетия насчитывалось несколько тысяч действующих мельниц.
Вот и на окраине Дудуток стоит изюминка комплекса — ветряная мельница. Её история непростая. Она была построена еще в 1905 году в деревне Берёзовка Гомельской области братьями Поляковыми. При проведении коллективизации мельница стала колхозной, а её хозяева были сосланы в Сибирь. До 1975 года мельница исправно выполняла свою работу — молола зерно, а потом её перестали использовать, и она стала потихоньку разрушаться. Вторая жизнь 14-метрового пятиярусного ветряка началась в 1994 году, когда её перевезли в «Дудутки». Мельница была отреставрирована, и сейчас она снова прекрасно функционирует.
3
2
2
2
Рядом с ветряком стоит так называемый домик завозника. Раньше в таком домике останавливались крестьяне, которые приехали смолоть зерно, но не успели. Чтобы не возвращаться домой, они ночевали в домике завозника, а также могли перекусить. Гостей здесь также встречают народным угощением — квашеной капустой, салом, луком и хлебом.
3
1
2
2
Также в местах проживания людей всегда были места поклонения богам. На Беларуси это были сначала языческие капища, потом кальвинские сборы, униатские храмы, церкви и костёлы. Недалеко от музейного комплекса-скансена (модное словечко) недавно построена церковь св. Иоанна Крестителя.
3
2
3
В «Дудутках» работает настоящая кузня, где можно увидеть, как раньше ковали латы и подковы.
1
1
Неподалеку расположилась гончарная мастерская, где на свет появляются поразительные глиняные творения — вазы, домашняя утварь или разноцветные свистульки-тотемы. В мастерской царит настоящий дух творчества. Здесь не только создают свои — авторские — техники гончарного искусства, но и стараются возродить старинные рецепты. Поэтому здесь можно увидеть уникальные примеры обварной керамики с рисунками, сделанными действием капустного рассола, молока и ржаной муки на раскаленную глину.
1
2
1
В Дудутках можно ознакомиться, а что самое главное, попробовать продукцию одного из немногочисленных легальных в Беларуси самогонных аппаратов.
Самогон — это исконный белорусский напиток. Его варят испокон веков. Рецептура производства самогона в своей основе всегда одинакова. В качестве базовых продуктов обычно используются сахар, свекла или картофель, зерно. Однако в разных уголках Беларуси самогонку совершенствуют по-своему, добавляя ароматные травы, орехи и можжевельник. Но важно не только иметь качественное сырьё. Важно иметь «правильный» самогонный аппарат. Все знают, что в его составе есть бражник, где варится брага, и холодильник, где пары готового продукта конденсируются. Но не все догадываются о необходимости сухопарника, в котором тяжёлые и вредные компоненты самогона, вызывающие похмелье (читай — отравление), выпадают в осадок. Кто видел этот осадок, представляющий собой тягучий кисель непонятного цвета, тот оценит качество самогона, изготовленного в Дудутках.
3
1
Закусить тоже дадут. Солёным огурцом с мёдом.
2
Для начинающих самогонщиков будут полезны несколько советов. Самогонку нужно гнать до того момента, когда продукт на выходе будет крепостью 42–43 градуса. Всё, дальше нельзя. Иначе самогон будет иметь резкий неприятный запах, даже несмотря на качественные ингредиенты. Весь полученный самогон смешивается и разбавляется чистой водой до необходимой концентрации. Настоящие ценители делают повторный перегон. Суровые парни.
А вот если нет спиртометра, или вы сомневаетесь в качестве самогона, что тогда делать? Всё просто. Берёте маленький кусочек сала, и бросаете в рюмку. Если самогон крепостью ниже 40 градусов, сало всплывёт. А всплывает, как известно… В хорошем самогоне сало должно утонуть.
Ещё расскажу, как можно узнать, из какого продукта изготовлен самогон. Капните каплю напитка на ладони и энергично разотрите. А затем понюхайте. Пахнет хлебом — значит хлебная, мёдом — медовая, и так далее. Ягодная, яблочная, сливовая, из опилок даже бывает.
Как и в любой шляхецкой усадьбе, в «Дудутках» есть своя конюшня, где находятся породистые лошади. Их можно не только посмотреть, но еще и покататься на них. Кроме того здесь построена и небольшая ферма, где живут домашние животные — коровы, овцы, свиньи, кролики. Есть и неизменный атрибут современной Беларуси — страусы.
3
2
1
2
2
А вот и борти — старые ульи.
2
Есть в музейном комплексе и автопарк, в котором присутствуют старинные автомобили. Изюминкой авто-коллекции является немецкий «Хорьх» времен Второй мировой войны. К сожалению, прошлогодний пожар значительно повредил коллекцию, но нет сомнений, что она будет успешно восстановлена.
2
2
Также в музее находится и своя ткацкая мастерская. Здесь можно увидеть льняные рушники, пояса и ковры, а также плетёные предметы обихода из соломки, лозы или камыша.
2
1
Лён — ещё один символ беларуской земли. Беларусь издавна славилась своими льняными нарядами и тканями изо льна. Населявшие наши земли кривичи, дреговичи, дайнова и прочие племена с удовольствием щеголяли в льняных одеждах, демонстрируя превосходство чистых белых тканей над варварскими меховыми шкурами кочевников. Лён обладает бактерицидными свойствами, не накапливает в себе статическое электричество, хорошо впитывает и отдает влагу, является прочным и устойчивым во времени, поэтому является удобным и полезным материалом.
Из себя же лен представляет голубенький цветочек на стебле, состоящий из нескольких слоев. Первый наружный слой довольно плотный, он при переработке «отшелушивается». А вот внутренний слой состоит из нескольких мелких групп волокон, склеенных между собой. Именно из этих волокон впоследствии и ткут ткань. Раньше льняные волокна получали в прямом смысле, ногами. Созревший урожай выкладывали на деревенской дороге, и все жители ходили и ездили по нему, очищая от наружного слоя.
Вообще говоря, общепринятое мнение ученых гласит: лён выращивают во многих странах, но лучший климат для его культивирования — как раз в Беларуси.
2
Уникальность Дудуток в том, что они не похожи на привычные нам строгие музеи с суровыми смотрителями, где жизнь предстает в застывшем, законсервированном виде; в Дудутках все экспонаты не только можно, но и нужно трогать руками, смотреть и общаться с работниками комплекса, которые не только покажут вам процесс производства, скажем, сыра, — но и обязательно дадут попробовать.