Как и почему
Как и почему
Спросили бы меня, имевшего в школе твердую, многолетнюю пятерку по географии, что я знаю об Африке, кроме физической и политической карты этого континента. Тогда, в далекое советское время, опираясь на полученые от педагогов знания и строго дозированную, телегазетную информацию, я бы разделил Африку на три неравные части. Первая, северная — Марокко, Тунис, Алжир, Ливия, Египет — арабские страны, вместе с прилегающими к ним Суданом, Сомали — территории, заселенные преимущественно мусульманами. Вторая, центральная, разделенная весьма условными границами на бедные, но «свободные» государства, чернокожее население которых много лет «стонало под властью белых колонизаторов», а потом, вдруг почему-то почти одновременно, «сбросив рабское ярмо», приступило к строительству новой независимой жизни. Причем по принципу «кто в лес, кто по дрова». Как вы поняли, все это советские информационные «штампы», кроме последнего предложения. И, наконец, третья часть, небольшая, самая южная, где-то около Антарктиды. О ней мы тогда не знали почти ничего, разве что там, в расистских ЮАР и Родезии, «белое меньшинство зверски угнетает многочисленных черных местных жителей», стремящихся к «сияющим вершинам независимости», как их северные собратья и это, как нам внушали, приведет к грандиозному расцвету экономики в зтих странах, природные богатства которых варварски разграбляются белыми колонизаторами. Вдруг, как-то неожиданно, в 1980 году, Родезия перешла под управление черных аборигенов, «кровавый диктатор» Ян Смит канул в небытие, а ему на смену пришел местный лидер со странным европейско — африканским именем — Роберт Мугабе. Все произошло очень быстро и почти незаметно для всего остального мира. В 1994 году то же самое случилось и в соседней ЮАР — белый президент-Де Клерк добровольно передал власть чернокожему Нельсону Манделе, главе прежде запрещенного «Африканского Национального конгресса». Тому самому Манделе, которого-Де Клерк и его предшественники продержали целых 22 года в тюрьме на острове Робин, что недалеко от Кейптауна. И вот теперь они обнимались как лучшие друзья. Однако и после этих всех, как утверждали почти все мировые СМИ, справедливых реформ, поток информации с крайнего юга Африки не только не увеличился, но даже заметно уменьшился. У «независимой» либеральной прессы было много других, горячих и более высоко оплачиваемых «подогревателями» тем. И все — таки было что-то не то в «Южно — Африканском королевстве» и в соседней Зимбабве, бывшей Родезии. Решение поехать в ЮАР пришло как-то неожиданно, спонтанно. Сначала оно показалось нереальным, мечтой. Однако, в свободное время, я понемногу занялся сбором информации. Погуляв по Интернету, обнаружил, что на русском языке хоть сайтов об ЮАР довольно много, но они дают лишь общие сведения, на уровне учебника географии или туристического рекламного проспекта. Однако, в это же время появился первый южноафриканский сайт на русском языке, в основном рассчитанный на эмигрантов и ими же сделанный. Своего рода сведения с мест. На этом новом сайте оказался раздел форумов и там можно было просмотреть не только отзывы и впечатления о поездках в ЮАР, но также взгляд на страну изнутри глазами новых русскоязычных граждан. И чем больше я углублялся в этот поток, тем противоречивее становилась полученная информация, то есть одно часто полностью противоречило другому, порой доходя до абсурда. На местных официальных, в основном англоязычных, сайтах все выглядело очень красиво и заманчиво — небоскребы, парки, сафари, два океана, несметные природные богатства, высокий уровень жизни. При этом, на русскоязычном, да и на англоязычных форумах много говорилось о криминале, ужасающей бедности, «бидонвилях» для чернокожих и многих других внутренних проблемах. И тут же описывались богатые города, великолепные дороги, чудеса Сан-Сити — города развлечений, местного аналога американского Лас-Вегаса. Окончательно заблудившись в этом лесу, я направился в ближайшее турбюро и неожиданно попал к агенту, который недавно вернулся из поездки в ЮАР. Информация, полученная от него окончательно превратила мой, и без того запутанный узел, в почти что неразвязываемый. Так, например, на мой вопрос о том, есть ли там общественный транспорт, турагент ответил, что да, есть, но не для белых. Я снова переспросил, есть ли в ЮАР поезда, городские и междугородные автобусы. Агент еще раз повторил — да, есть, но не для белых и он не советует ими пользоваться. А как же передвигаться по городам и по стране, если например едешь в ЮАР самостоятельно? Лучше всего путешествовать организованным туром или, наконец, арендовать машину — ответил он. Сначала я посчитал это обычной рекламой. Тем более, что в другом турбюро тоже нашелся человек, у которого близкие родственники живут в Кейптауне и он к ним часто ездит. Так, по его словам, в ЮАР совсем нет проблем с передвижением общественным транспортом, как в городах, так и между ними. Впоследствие оказалось, что правы были оба, но правда каждого из них работала при определенных условиях. И еще один факт общего плана, но тоже довольно показательный. В ЮАР в настоящее время действуют одиннадцать официальных языков, три столицы — Претория — резиденция президента, Кейптаун — резиденция парламента и Блумфонтейл — место где расположен Верховный Суд страны. Кроме этого есть столицы неофициальные — Иоганнесбург — финансовая столица, самая большая городская агломерация, Сан — Сити — столица развлечений и так далее. Расстояния в Южной Африке тоже не маленькие. Так, между Иоганнесбургом и Кейптауном около тысячи километров по прямой, до Дурбана — около восьмисот. Это три самых крупных города страны. Этот информационный узел можно было распутать только одним способом — посмотреть своими глазами. Решившись в конце концов на эту поездку, мы с женой договорились ограничить наше путешествие одной провинцией — Западный Кейп. Более конкретно программа выглядела так — полет до Кейптауна, остановка там на пару дней, а затем, на арендованной машине, проехать вдоль берега океана, вернее двух — Атлантического и Индийского, в восточном направлении сколько сможем, потом вернуться обратно в Кейптаун, по пути заехав на «Винный путь».И хотя все это планировалось теоретически, программа была выполнена практически полностью. Перед тем, как начать описание нащей поездки, хочу предупредить, что это рассказ о том, что мы видели, без политики, истории — просто непредвзятый взгляд туриста. Да и трудно претендовать на какие-либо обобщения. когда мы были там всего неделю и только в одной провинции — Западный Кейп. О ней и мой рассказ.
В дороге
Итак, получены билеты, ваучеры на гостиницу и на съем автомобиля. Самолетом авиакомпании Lufthansa мы летели до Германии — во Франкфурт — на — Майне, а оттуда, рейсом той же компании — Франкфурт — Иоганнесбург — Кейптаун. Продолжительность всех этих перелетов, включая пересадку — около 24 часов. Так сказать брутто. Рейс Франкфурт — Иоганнесбург — Кейптаун. Все быстро и четко, нет никакой проверки и охраны. Правда мы пришли из зала транзита и поэтому считались как — бы уже проверенными. Публика на этом рейсе, по сравнению с первым, уже иная. Есть негры и, судя по их виду, не из бедных. Скорее всего «новые африканцы» — бизнессмены и или что-то подобное. Однако основная часть пассажиров — белые. Но и они отличаются от европейцев. Так, среди тех, кто возвращается домой, много людей, которых я назвал бы «фермерами». Они чем-то похожи на ковбоев, на настоящих, деревенских, а не голливудских — обветренные загорелые лица, натруженные мозолистые руки, простая функциональная одежда. Была в самолете небольшая группа научных работников из России. Они, продолжали полет до Антарктиды с пересадкой в Кейптауне. А также, конечно, европейские туристы, как всегда преимущественно немцы. Мы летим строго на юг. Перелетели Средиземное море поперек, а африканский континент вдоль. По дороге Lufthansa подготоаила пассажирам небольшой сюрприз. Этот рейс был организован таким образом, чтобы как в прямом, так и в обратном направлении самолет пересекал экватор ровно в полночь. Идея конечно великолепная, но в середине ночи это мало кого интересовало, особенно после постоянных предложений что-нибудь выпить. И напитки отнюдь не легкие. На тележках, которые стюардессы возили вдоль прохода с интервалом движения поездов московского метро в «час пик», стояли бутылки с водкой, коньяки, шнапс, виски, а где-то внизу с трудом просматривалась кола, швепс и еще что-то такое минеральное. Искушение было слишком велико и через час после взлета почти весь самолет погрузился в сон. Кто от выпитого «халявного» алкоголя, а кто — просто от усталости.
Так вот она какая
Спустя десять часов после вылета из Франкфурта, мы приземлились в международном аэропорту Иоганнесбурга — самого большого мегаполиса Южно — Африканской республики. Здесь вышла основная масса пассажиров и салон опустел на две трети. Сменился и экипаж. Аэропорт Иоганнесбурга поразил своими размерами. Масса самолетов, в основном «Южно — Африканских авиалиний», гигантское здание терминала. Персонал на летном поле — одни чернокожие африканцы. После часовой стоянки взлетаем и делаем круг над огромным мегаполисом, который включает не только Иоганнесбург, или как здесь его называют, извините, Е — Бург, но и столицу страны Преторию, и печально известный своим криминалом черный пригород Соуэто. Но сверху не разобрать, где бедные, где богатые, где черные, где белые. Продолжаем полет в юго — западном направлении. На экране монитора — карта и можно довольно точно представить, где мы находимся в данный момент. Наша поездка проходила в мае, то есть в конце осени в Южном полушарии. И даже с самолета видно, что прошедшее лето здесь было жарким, земля выжженая, серо — красного цвета, зелени почти не видно. Зато хорошо просматривались шахты по добыче алмазов, чем-то напоминавшие лунные кратеры. Полет над территорией ЮАР проходил над довольно ровной поверхностью горного плато, которое занимает большую часть страны. Внезапно плато закончилось высокими обрывами, переходящими в приморскую долину. Мы подлетели к южному краю африканского континента. Самолет продолжал полет над густыми облаками. Однако при этом вся эта картина за окном выглядела несколько необычно. Из волнистого поля выглядывали то тут, то там горные вершины из черного базальта. И это сочетание белых облаков и черных горных пиков создавало поистине фантастическую картину. Снижаясь, самолет прошил эти густые белоснежные волны и оказалось, что мы уже довольно близко к цели. Несмотря на густой туман, земля была ярко освещена утренним солнцем. С высоты просматривались торговые центры со стоянками, заполненными автомобилями, поселки с домиками под красными черепичными крышами и обязательными бассейнами. Впереди показался океан. Самолет сделал над ним круг, вернулся на материк и приземлился в международном аэропорту города Кейптаун, центре провинции Западный Кейп, первой цели нашего путешествия.
Кейптаун — первое впечатление
Терминал кейптаунского аэропорта оказался относительно небольшим, но совсем новым, очень удобным и идеально чистым. С потолка свисают плакаты посвященные десятилетнему юбилею «освобождения» ЮАР, но они не навязчивые и больше похожи на яркую рекламу. На паспортном контроле не ставят печать, а приклеивают листок размером почти со страницу — нам разрешают въехать в страну и находиться там до трех месяцев, без права на работу. Проходим зеленый коридор таможни и идем обменивать доллары на ранды — местная, довольно высоко конвертируемая валюта. Здесь тоже не все так просто. С паспорта делают копию, потом записывают всевозможные данные — цель приезда, номер рейса прилета, номер рейса отлета, название отеля, где мы собираемся остановиться и т. д. Только лишь после этих процедур производят обмен под грабительский процент. Добавлю, что мы имели удовольствие побывать еще в одном обменном пункте, в самом центре Кейптауна. Так там, при входе, перед всеми вышеописанными процедурами, сначала тебя запускают в тамбур, наглухо закрывают наружную дверь, разглядывают с помощью телекамер, снимают на видео и лишь потом, если ты, по их мнению, не опасен, открывают внутреннюю дверь. Почти как при выходе в открытый космос. Но на это есть очень веские причины. Получив заказанный автомобиль, благо стоянка фирмы Europcar находится прямо напротив выхода из здания терминала, выехали на общенациональное шоссе номер два в направлении центра Кейптауна. Движение в ЮАР левостороннее и, конечно, сначала вести машину было непривычно и трудновато. Хорошо, что в этот воскресный день автомобилей по дороге двигалось не так много. Шоссе многополосное, с великолепным покрытием, очень ухоженное, много указателей, в основном на английском языке, но попадались и на африкаанс. Например одна надпись «Cape Town» на английском, а следующая «Kapshtadt» — на африкаанс, правда указателей на английском языке намного больше. Отель мы заказали в центре города, главным образом из — за проблем с парковкой. Как сообщала реклама, при гостинице имееется своя охраняемая стоянка. Мы решили так — по центру Кейптауна можно прогуляться пешком, а на удаленные объекты подъехать на машине. За городом обычно проблем с парковкой намного меньше. Сам отель располагается на Площади Зеленого рынка — Greenmarket Square — месте известном своим базаром по продаже сувениров и разных африканских поделок. В этот воскресный день торговли не было и мы без проблем подъехали к гостинице, где перед входом действительно обнаружилась небольшая стоянка. Во время оформления я спросил у африканки за стойкой регистрации в какое время завтрак. И получил в ответ, что у нас оплачена только ночевка. Тогда, показав на ваучер, я поставил вопрос иначе — что означает написанное там B & B.И тут же было сообщено время и место завтрака. Ошибся человек, бывает. Но, скорее всего, ошибки никакой тут не было. Так состоялась первая встреча с «новым» южноафриканским сервисом. Вопросами парковки занимались два здоровенных негра, но уже за другой стойкой, немного в стороне. Они нам объяснили, что стоянка для гостей находится очень близко, «всего» в двух кварталах от отеля. А перед входом можно припарковаться только лишь на короткое время, например выгрузить вещи. Из окна нашей комнаты на восьмом (фактически десятом, учитывая технические) этаже открывался великолепный вид на центр города. Тут все было перемешано. Здания так называемого английского колониального стиля соседствовали с, преимущественно серого цвета, высотками постройки тридцатых — сороковых годов прошлого века и совсем новыми башнями оффисов и банков. Фоном для этого «карнавала архитектуры» служили, находящиеся на заднем плане горные цепи и отдельные вершины из черного базальта, те самые, которые были видны над облаками при подлете к городу. Приближался вечер и мы, немного отдохнув, отправились побродить по центру и, заодно, посмотреть место ночной парковки. За углом нашего отеля, в переулке, обнаружилось очень странное здание. Семиэтажный дом, целиком выкрашенный в красный цвет, был украшен лепкой в виде советского символа — серпа и молота, а также скульптурами Ленина. Да, да именно его. Владимир Ильич был изображен в полный рост, в пальто, кепке и прикреплен к фасаду под углом. Таких одинаковых Лениных я насчитал семь. Они, видимо, служат местом установки красных флагов во время пролетарских праздников. Чего только не увидишь в этом мире. Рассматривая это чудо архитектуры, мы как-то отвлеклись от окружающей нас действительности. А расслабляться в такое время было нельзя. По краям площади кучковались группы африканцев самого непрезентабельного вида. Они подходили к нам, шли за нами, что-то говорили. У многих вид был довольно агрессивный. Ни одного белого лица. Мы не знали что делать, как себя вести, не понимали ни слова. Состояние не из приятных. Поэтому, решив не испытывать судьбу, вернулись в отель, сели в машину и поехали в ту часть Кейптауна, которая называется «Виктория и Альберт Ватерфронт».Следуя советам побывавших в ЮАР туристоа, во время движения, особенно в вечернее время, нужно обязательно запирать машину изнутри. Кроме того местные водители стараются, по возможноси, долго не задерживаться у светофоров, даже на красный сигнал. Так как в этот воскресный вечер движение было небольшим, то почти все местные шоферы не ждали зеленого сигнала. Вечерами в городе опасно долго стоять на одном месте, даже в запертом изнутри автомобиле. При этом Кейптаун считается самым спокойным городом Южной Африки.
Victoria & Albert Waterfront
Прогулки по центру Кейптауна
Центральная часть Кейптауна в это солнечное утро понедельника выглядела как деловой центр любого западного города. Клерки торопились на работу в многочисленнык оффисы и банки. Среди них много как белых, так и черных лиц. Аддерлей стрит — центральная ось города, вернее его деловой части, заполнена машинами, в основном новыми, последних моделей. Многоэтажные универмаги, несмотря на ранний час уже открыты, чистота на улицах идеальная, словно прошлись пылесосом. Аддерлей стрит и ее продолжение Херренграхт — это широкий проспект, протянувшийся от нового порта и, расположенного рядом с ним, тоже нового бизнес — центра, до парка или, как здесь его называют, «правительственной аллеи». Херренграхт — это дань языку африкаанс и его носителям, а от центрального железнодорожного вокзала название меняется на Аддерлей стрит, хотя, фактически, это одна и та же улица. Вот по ней мы и двинулись в направлении «правительственной аллеи». В этом парке очень много белок, они почти ручные, людей не боятся, их постоянно подкармливают все, кому не лень, и они безо всякой опаски приближаются к прохожим. Здесь, на трехстах метрах, по обеим сторонам широкого бульвара, называемого почему-то парком, собрано множество достопримечательностей. Прежде всего официальные — здание парламента ЮАР и резиденция президента страны, правда не главная. Основная находится в городе Претория. Несмотря на размеры и богатство ЮАР, символы ее государственности имеют довольно скромный, провинциальный вид. Здание парламента невысокое, двухэтажное, больше похожее на школу, а не место, где решаются судьбы почти 45 миллионов человек — таково население страны. Расположенная по соседству, резиденция президента выглядит как сельская усадьба богатого землевладельца. Небольшой одноэтажный дом окружен полями, тщательно подстриженной, изумрудной травы и лишь кое- где проглядывают группки деревьев, в основном пальм. В округе не видно ни одного полицейского, никакой охраны и только за оградой резиденции несколько негров — садовников в зеленых комбинезонах ухаживают за, и без того идеальными, газонами. Этот чисто английский садовый стиль сохраняется, несмотря на уже десятилетнее правление новой власти. В этом же парке — бульваре расположены — музей Южной Африки, художественная галерея, старинный, первый на континенте, протестантский собор святого Георгия, синагога, еврейский музей и музей холокоста. Южноафриканский музей, старейший и один из самых значительных музеев страны, расположен в огромном особняке, к которому со временем постепенно добавлялись новые постройки. Здесь можно познакомиться с самыми первыми жителями субконтинента и всей естественной историей Южной Африки. В музее есть знаменитое собрание наскальной живописи бушменов. Но в целом экспозиция довольно страшновая из — за множества, расставленных по всем углам, скелетов животных доисторического периода — динозавров, птеродактилей и прочих гигантов древнего мира. Есть тут и единственный в мире скелет кита. В общем смесь палеонтологии, зоологии и истории. И еще — планетарий. Художественная галерея — самый интересный музей живописи ЮАР. В постоянной экспозиции — полотна зарубежных мастеров, в основном фламандцев организуются временные выставки произведений африканских художников-авангардистов. В Южно — Африканской республике имеется столько интересных и необычных мест, что, по — моему, эти два музея можно посетить, если есть несколько лишних часов. А я вас уверяю, что их не останется. Впрочем это мое личное мнение. Парк заполнен многочисленными группами школьников. Они все одеты в одинаковую форму, однако в каждой школе она своя. Белые лица встречаются, но в большинстве — африканцы. Дети все ухоженные, довольно тихие и спокойные. Их сюда приводят, так как часть занятий проводится в музеях. Собор святого Георгия — самый старый на континенте, довольно мрачный как внутри, так и снаружи. Но это история страны и он неотделим от нее. Конечно собору можно было в наше время путем реставрации придать более веселый вид. Но он выглядит так романтично, со своими, обвитыми плющом, поросшими мхом стенами и служит как бы фоном для буйства красок современного Кейптауна. Осмотрев символы государственности и истории, мы направились в сторону еврейского центра, который расположен по соседству со зданием парламента. Уже по самому месту, где он находится, можно сделать вывод о роли еврейской общины в жизни страны. У входа — проверка. Все как обычно — металлоискатель, паспорта и т. д. Это вам не резиденция президента. Наконец мы попали во внутренний двор. Слева — еврейский музей, справа — музей холокоста, прямо — центральная кейптаунская синагога. Около нее почему-то сложены аккуратные упаковки с сеном. В центре двора — большой памятный камень, а на нем доска, на которой высечено, что на открытии этой площади присутствовал сам Нельсон Мандела. Это в советские времена означало, что здесь был Ленин, не больше, не меньше. Нас пропустили в синагогу. Огромный зал, красивые люстры, все ухожено и чисто и внешне как во всем мире, даже может быть немного роскошнее. Не углубляясь в историю, скажу только, что во времена так называемого аппартеида, еврейская община ЮАР переживала годы особого расцвета. Практически вся алмазнодобывающая и алмазообрабатывающая промышленность была сосредоточена в еврейских руках. Особенно повлиял на рост общины Холокост и, в частности, уничтожение евреев Голландии — в Амстердаме и в Роттердаме, где были центры обработки алмазов. Все это потом переместилось сюда, в ЮАР.Несмотря на процветавший в стране аппартеид, евреи ЮАР, в большинстве своем, его не только не поддерживали, но наоборот, были в первых рядах борьбы за права местного чернокожего населения. И, как всегда, доборолись. Я это говорю не голословно. В один из дней, блуждая по каналам местного телевидения, я попал на передачу, посвященную истории борьбы с аппартеидом. После ее просмотра, а это была отнюдь не антисемитская, а чисто научная программа, я подтверждаю все сказанное выше. Насколько я понял из объяснений — а нас сопровождал работник синагоги — в Кейптауне, по сравнению с районом Иоганнесбурга, община поменьше, но евреев хватает. Этот человек старался не вдаваться в политику, хотя мне очень хотелось спросить, как им живется сейчас, при новом режиме. Но не спросил.
Столовая гора
Вернувшись в отель и пересев на машину, так и припаркованную со вчерашнего дня на стоянке «на пять минут», мы взяли курс"на Столовую гору — символ города. Приплываете в Кейптаун на корабле, подлетаете на самолете, да и из многих точек города видна эта необычная возвышенность. Представьте себе гору высотой примерно тысячу метров, но где, вместо острой вершины, ровное горизонтальное плато, вытянутое в длину на несколько километров, плоское как стол. Отсюда и название. Наверх можно подняться по канатной дороге. Нижняя станция расположена на высоте примерно триста метров над уровнем моря и уже с нее открывается прекрасный вид на город. Здесь садимся в вагончик и начинаем подъем. Во время движения пол кабины крутится, так, что, стоя на одном месте, можно видеть полную панораму. Перед приближением к конечной станции, вагончик проходит сквозь облака и движется почти вертикально, параллельно склону горы. Вся Столовая гора — это национальный парк. Наверху есть немного растительности, ресторан и незабываемый вид на город, очень ясный и четкий, несмотря на то, что мы находимся выше облаков. Вообще то — низкая облачность на Кейптауном — явление постоянное. Объясняют его тем, что в этом месте встречаются два океана — Атлантический и Индийский, а точнее два течения — холодное с запада и теплое с востока. Разность температур и дает этот конденсат. А еще на вершине Столовой горы много мохнатых маленьких зверьков, которых здесь называют Dassie, а по — русски — даман — что-то вроде суслика, только в несколько раз крупнее. Они совершенно не боятся людей, так как привыкли, что многочисленные туристы их подкармливают. Все эти зверьки довольно упитанные. Некоторые спят прямо на краю плато, над обрывом, а остальные трутся о ноги гостей и не просят, а требуют угощение. Видимо у них разделение труда или посменная работа.
Аквариум двух океанов
Наш следующий объект — Аквариум, расположенный в туристической зоне Ватерфронт, там, где мы провели свой первый вечер. Кейптаунский Аквариум сделан с размахом, как и многое в этой стране. Точное его название — «Аквариум двух океанов» — Атлантического и Индийского. Организаторы проекта использовали географическое положение города для показа обитателей подводного мира со всех уголков этих двух океанов. Из — за разницы в температуре двух, встречающихся здесь течений, и сами подводные жители отличаются друг от друга, даже обитая по соседству. В Аквариуме можно провести целый день, насколько волшебно, красиво и захватывающе это зрелище. Но я расскажу лишь об одном зале — зале медитации. Представьте себе большую комнату с амфитеатром, покрытым ковром и посетители сидят прямо на нем. Зал погружен в темноту. В центре, на всю высоту — огромный стеклянный цилиндр — аквариум, ярко освещенный изнутри. В нем по кругу медленно проплывают рыбы. Тихая музыка, соответствующая ритму их движения, служит фоном этой картины. Сидишь на полу, сосредоточив взгляд на этом аквариуме, ярко выделяющимся в темном зале и слушаешь музыку. Вот вроде — бы и все. Но, спустя некоторое время, уже не видишь ни зала, ни рыб, не видищь ничего. Наступает состояние расслабленности, полного отвлечение от всего мирского. Впечатление — непередаваемое. На улице смеркается. Близится вечер, а с ним и «комендантский час». Так я называю здесь темное время суток, не располагающее к прогулкам. Хотя ночная жизнь в городе довольно бурная. Прежде всего Кейптаун считается одной из мировых столиц сексуальных меньшинств. Для них здесь создана целая отрасль — специальные отели, пляжи, клубы, рестораны. Выпускаются путеводители отдельно для геев, отдельно для лесбиянок и т. п. Это довольно толстые книги со множеством адресов на все случаи жизни. Их можно получить в туристских информационных центрах, которые есть в каждом городе, даже небольшом. А в Кейптауне их несколько, с очень богатым выбором литературы и не только для сексуальных меньшинств. Ночью жизнь в городе не затихает, а даже наоборот. Конечно это относится прежде всего к району Ватерфронта, Городу века и других, тщательно охраняемых «резерваций для белых».Но не только. Знаменитая Лонг — стрит, проходящая параллельно Аддерлей, прямо позади нашего отеля, заполнена всевозможными барами, ресторанами и стриптиз — клубами, открытыми, в основном, по ночам. И туда приезжают, не приходят, многочисленные посетители, даже из местного «бомонда».Просто надо хорошо знать куда и когда ехать. Мы же не знали, поэтому для нас после шести — семи часов вечера наступал «комендантский час».Хотя два вечера из трех, проведеных в Кейптауне, у нас не пропали.
Город века
Если первый наш день закончился посещением Ватерфронта, то следующий вечер мы провели в «Сенчури Сити» — в переводе — город века. Если проехать от Кейптауна километров десять по шоссе номер один, то, недалеко от его пересечения с седьмой трассой, попадаем на перекресток Ратанга. Несколько лет назад выходец из Индии, а в Кейптауне их много, — Ратанга построил здесь город аттракционов — наподобие «Диснейлэнда», только в местном варианте. В конце двадцатого века, вблизи от этого места развернулось грандиозное строительство. Была сделана сеть каналов, соединенных с Атлантическим океаном, а он отсюда не так уж и близко. Возводились оффисные сооружения, отели, рестораны. Строительство продолжактся и сейчас. Все вместе это и называется «Сенчури Сити» — очередной южноафриканский «крик души», а, точнее, богатства. Недавно здесь открылся огромный шоппинг центр — «Chanel Walks».В основе — это обыкновенный западного типа молл, где-то порядка четырехсот магазинов, кинотеатры, кафе и т. п. Необычно внешнее и внутреннее оформление здания. Здесь можно увидеть целую выставку архитектурных стилей, а, скорее, бьющую через край роскошь. Потолки украшены фресками, колонны — стилизованными под старину капителями. Но ничего не скажешь, красиво. В конце вечера, прогулявшись по этому царству шоппинга, мы вышли на берег одного из рукотворных аналов. Здесь было летнее кафе, совершенно пустое, видимо из — за прохладной погоды — все — таки конец мая, осень. Где-то звучала тихая музыка, в спокойной воде отражался ярко освещенный, сказочный фасад здания и мостики, перекинутые над каналом. Отсюда не хотелось уходить. Но было уже поздно, а нам предстояло возвращение в вечерний Кейптаун. Мы ехали по ярко освещенному шоссе. Справа, навстречу, проносился поток машин, в основном последних моделей. Впереди показались высотные здания, почти все с освешенными окнами — Кейптаун. Съехали со скоростной дороги по многоярусной развязке и попали на совершенно пустые, вымершие улицы. За весь путь до отеля мы не встретили ни одного человека. Только автомобили, водители которых старались не задерживаться на перекрестках. Передав ключи от машины портье, мы поднялись в номер. Пустая площадь, по сторонам, в кустах, африканцы, спящие на рванье. А в двух шагах отсюда бурлящая Лонг — стрит. Но как их сделать, эти два шага?
Мыс Доброй Надежды
Южно — Африканские масс — медиа
Телевидение в ЮАР — это особый разгвор. Основная доля вещания приходится на государственную корпорацию SABC — South Africa Broadcasting Corporation. Она находится в Иоганнесбурге и имеет три основные общенациональные программы. Передачи очень высокого уровня. Кроме этих трех центральных, SABC предлагает каналы спортивные, новостные и т. п. Вещание ведется в основном на английском языке, частично, на африкаанс, а также на некоторых местных языках. Есть еще множество частных каналов — кабельных и спутниковых. В этот вечер, гуляя по просторам южноафриканского телевидения, мне попалась на канале SABC — 3 интересная передача — интервью с президентом соседней страны Зимбабве (бывшей Родезии) Робертом Мугабе. С экрана телевизора пожилой африканец в профессорских очках, долго и нудно говорил о свободе, обретенной населением Зимбабве четверть века назад, о расцвете страны, сбросившей позорное ярмо аппартеида и прочее, и прочее. Все это было до боли знакомо с детства. Но меня насторожило то, что бравший интервью корреспондент соседней, дружественной, тоже свободной от аппартеида страны, ЮАР, задает странные, порой провокационные, вопросы — о развале экономики, о преследовании белого населения, разграблении фермерских хозяйств. И на все это господин президент отвечает однозначно — у нас полная демократия. Только почему в стране, которая славилась в мире своим высокоразвитым сельским хозяйством, сейчас самый настоящий голод? Вопрос мой и не только.
Прощание с Кейптауном
На следующий день мы покидали Кейптаун, но с утра решили пройтись еще раз по центру города и, перейдя заполненную автомобилями новейших моделей, Аддерлей — стрит, двинулись в направлении ратушной площади. При солнечном освещении, город выглядел вполне спокойно. Вокруг громоздились высотки различных оффисов и банков, улицы полны людей и машин. Подошли к зданию муниципалитета — прекрасный образец английской колониальной архитектуры, да и к тому же в отличном состоянии и более солидный, чем здание парламента. На площадь выходит центральный фасад здания. Слева громоздяться небоскребы делового центра, впереди виднеется огромный центральный железнодорожный вокзал, заходить на который нам не советовали даже днем. Вдали, немного в дымке, поднималася из моря Замок Доброй Надежды — самое старое здание в ЮАР — бывшая база Голландской Ост — Индийской компании на торговом пути из Европы в Индию. С 1936 года в замке размещается военный музей. Всю середину площади занимает базар, но не сувенирный, а самый обычный. Ассортимент — овощи, фрукты и разное барахло. Торговля чисто африканская — прилавки своими фасадами повернуты в сторону центра площади, а задней стороной — к муниципалитету. Вокруг этого базара как попало стоят старые, грязные грузовички и разбросан разный хлам — как раз напротив входа в резиденцию городской власти. И это при общей ухоженности города. Словно встретились два разных мира. Хотя почему словно. Так и есть. И похоже, что этот новый мир, в конце концов, постарается задавить старый. Примеров тому предостаточно.
Кирстенбош
Перед выездом из Кейптауна у нас было запланировано посещение «Кирстенбоша», входящего в первую семерку лучших ботанических садов мира. Дорога проходит через район Университета, корпуса которого спрятались в прекрасном парке, так же как и расположенные вокруг виллы. Деревья почти смыкаются своими кронами так, что, несмотря на солнечный полдень, на улице приятная тень. Таков пригород Кейптауна Кирстенбош. Так же назван и ботанический сад. Дорога, пройдя сквозь густой лес, выходит к главному входу. Здесь царит атмосфера еще той, старой, не сегодняшней Европы. Ухоженные старушки с кукольными прическами, изумрудная зелень уходящих вдаль стриженных газонов, павлины разгуливающие по дорожкам. И те же черные базальтовые горы на заднем плане. Войдя в парк сразу попадаешь в оранжерею. Здесь под стеклянной крышей растут огромные многокрасочные африканские цветы, а в центре возвышается баобаб. Кейптаун расположен на южной оконечности африканского континента, ближе к Антарктиде, и здешний климат не позволяет высаживать эти растения на открытом воздухе так, как они растут в центральных районах материка. Если вы помните, добрый доктор Айболит лечил зверей именно под баобабом и отнюдь не под стеклянной крышей. Видимо в сказке Корнея Чуковского дело происходило намного севернее, ближе к экватору. Оттуда же наши знания о баобабе. Сам же парк прекрасен. Прекрасен своей естесственностью, запутанными тропинками, неожиданнми поворотами, появляющимися внезапно водопадами, мостиками, прудами или огромными полянами. Но и тут дань новой власти. Например своеобразные скульптуры, возникающие в самых неожиданных местах. Одну из них я условно назвал «Мать Африка». Она представляет собой вылепленную из глины пожилую негритянку, в традиционной широкой белой юбке и завязанном на лбу платке. В руках «Мать Африка» держит спицы и что-то вяжет. Вообще-то все это сооружение очень похоже на снежную бабу, только слепленную из выкрашенной в белый и черный цвета, глины. Еще в парке есть традиционные африканские дома местных племен. Каркас деревянный, обмазанный красной глиной, без окон, только дыра для входа. К сожалению, внутреннее убранство в оригинале посмотреть невозможно, так — как в домиках располагаются чисто музейные экспозиции — планшеты с фотографиями о жизни и быте африканских племен. Практически все путеводители, независимо от места издания, говорят о «Кирстенбоше», как одном из лучших ботанических садов мира. И с этим невозможно не согласиться, особенно в тот великолепный осенний солнечный день, когда мы там были.
Свеллендам
Из района Кейптаунского мегаполиса, население которого составляет 3.5 миллиона человек, выходят несколько автомагистралей общегосударственного значения. Шоссе номер 1 ведет в сторону центральных и северных провинций, пересекая страну с юго — запада на северо — восток и доходит до района Иоганнесбурга. Трасса номер 2 проходит вдоль южного побережья ЮАР и соединяет Кейптаун с Дурбаном, Порт — Элизабет и другими городами. По этой дороге, примерно через четыреста километров от Кейптауна, начинается интереснейший туристический маршрут — «Садовый Путь». Он проходит вдоль берега Индийского океана и связывает все наиболее известные приморские курорты страны. Мы решили двинуться в этом направлении. Сколько проедем — столько и проедем. Многополосное скоростное шоссе, поднимаясь круто в гору, сузилось до одной полосы в каждом направлении. Дороги в ЮАР, по крайней мере те, что мы проехали, великолепные — прекрасное покрытие, чистота на обочинах, везде ясно различимые указатели. Но даже не это главное. А главным я считаю местный стиль вождения. Причем почти всех водителей, независимо от цвета кожи. На шоссе, имеющем по одной полосе движения в каждом направлении, обычно разрешенная скорость — 100 километров в час и практически никто ее не превышает. Однако, если вы едете медленнее, а водитель за вами — побыстрее, то, увидев это, вы должны (но не обязаны) его пропустить, съехав на обочину, при этом не замедляя своего движения. Когда он вас обгонит, то обязательно поблагодарит, помигав задними габаритными огнями. Вы ему ответите тоже помигав фарами. Это же самое сделают и вам при случае. Так здесь принято. Мы едем в восточном направлении. Чем дальше от Кейптауна, тем местность становится все более ровной. Исчезли горы из черного базальта. С двух сторон потянулись поля и пастбища, а на них пасутся овцы и страусы. Изредка мелькают фермы — их легко узнать по белего цвета зданиям с характерным фасадом в бурском стиле. К шести часам вечера въезжаем в Свеллендам, где и решили переночевать. Городок представляет собой одну улицу, в середине которой расположена Моедеркерк — кафедральный собор — белое здание, по виду та же ферма, только больших размеров. Парадный вход только для прихожан, а для туристов с обратной стороны за пять рандов. Проехав по главной улице до конца, мы оказались в прекрасном дубовом лесу, где обнаружили кемпинг, в котором и заночевали. Правда в ЮАР нет понятия кемпинг. Такого рода домики именуются шале. С фасада — бурская ферма, однако, в дань африканским традициям, крыша покрыта соломой. Внутри салон, спальня, душ, туалет и кухня с полным комплектом посуды. Шале окружены дубовым лесом, здесь же, у входа в каждый домик, места для приготовления шашлыков, стоянки для автомобилей и прицепов. Проснувшись рано утром, мы вышли на улицу. Солнечное утро, воздух настоен на запахах хвои, поздняя осень, бабье лето в конце мая. Очень хотелось остаться еще немного в этом прекрасном месте. Но надо было двигаться дальше и мы, погуляв немного по лесу, продолжили движение в сторону «Садового Пути».Примерно километров через двести по обеим сторонам дороги потянулись бидонвили, чуть замаскированные бетонными заборами. Приближался город.
Моссель — Бэй
Стелленбош
Возвращение домой
Город Стелленбош расположен от Кейптаунского международного аэропорта совсем недалеко, практически позади летного поля. Покружив несколько раз по площади, наконец обнаружили паркинг EUROPCAR. Поставили машину и пошли в терминал оформлять документы. За стойкой EUROPCAR находились трое служащих — африканка, индус и еврей — так сказать представители нескольких общин ЮАР.Принимали долго и тщательно, потом подписали акт и мы, наконец, свободно вздохнули — автомобиль возвращен. Как оказалось впослествии, рано радовались. У «нового» южноафриканского сервиса длинные руки. Спустя несколько месяцев после приезда с нашей кредитной карточки фирма EUROPCAR сняла 60 долларов. Решение проблемы заняло почти месяц. Процесс выяснения проходил в классическом бюрократическом стиле — отфутболивание к разным работникам фирмы, находившихся в разных городах ЮАР. Наконец выяснилось, что нас заставляют платить за пятно на заднем сиденье, несмотря на подписанный акт об отсутствии к нам претензий, Все соглашались, но дело не двигалось. Деньги в конце концов я вернул, но с очень большим трудом. А за заполненный бензином бак, в отличие от других стран, с нас взяли как за пустой, показав на соответствующую строчку в договоре. Но это так, информация к размышлению. Международный терминал Кейптаунского аэропорта, так и светится новизной и чистотой. В отличие от Иоганнесбурга, здание не очень большое, но хорошо продуманное и очень удобное для пассажиров. За время ожидания вылета нам удалось рассмотреть его более внимательно. Вот несколько примеров. Прежде всего стойки для телефонов — автоматов со встроенным сиденьем образуют единую конструкцию. Все очень изящно, удобно и рационально. В туалете — блеск никеля, душевые, везде подвешены плазменные мониторы, передающие рекламу и информацию для пассажиров. Особенно интересно ее смотреть, когда, простите, пользуешься писсуаром — этот телевизор находится прямо на уровне глаз. Это сейчас такие мониторы устанавливают где только можно, а тогда они были дорогой игрушкой. Почти во всех аэропортах мира для курящих пассажиров отводят самое неудобное место, обычно где-то в дальнем углу, который нужно хорошо поискать. В Кейптаунском аэропорту для курильщиков выделена комната, скорее целый зал, с огромными плазменными экранами, показывающими спортивные программы, и баром с очень богатым выбором. Когда мы сидели в ожидании посадки на самолет, к нам подошел африканец огромного роста в белоснежном костюме и галстуке. Он стал что-то говорить, показывая на мою обувь. В первый момент мелькнула мысль, что это какой-то распорядитель и он делает мне что-то вроде замечания за пыльные ботинки, когда вокруг такая стерильная чистота. Слишком важно он держался и шикарно был одет. Эта «важная персона» оказалась простым чистильщиком обуви, который искал клиентов, а мои запыленные ботинки идеально соответствовали его критериям отбора. После двухчасового перелета в Иоганнесбург, где наш самолет заполнился полностью, мы взяли курс на север, на Франкфурт. Предстояла десятичасовая ночь полета над всей Африкой и Средиземным морем и персонал фирмы Lufthansa начал свою работу. Как и при первом полете, крепкие напитки предлагались без перерыва, в отличие от некрепких. Виски, водка, коньяк, шнапс, различные вина — все бесплатно и без ограничений. Казалось стюардессы хотели побыстрее напоить пассажиров и самим немного отдохнуть от нас. И им это удалось. Не прошло и часа как почти все задремали, кто от выпивки, кто от усталости. Но фирма не забыла о своем сюрпризе. Внезапно я проснулся. На часах было 00 — 00. Монитор показывал. что мы в эту минуту мы пересекаем экватор. Наступило 31 мая — день рождения моей жены. Но она спала, как и почти весь самолет. Тогда я достал видеокамеру и заснял этот момент. С днем рождения.
Мысли по дороге домой
Вроде бы мы возвращаемся из Африки. Но Кейптаун, да и вся провинция Западный Кейп — не Африка и даже не совсем ЮАР. Нет, не географически, а в другом смысле. Скорее это осколок Европы, правда сильно почерневший. Впрочем та же Великобритания, на которую похожи эти места, сама, особенно в крупных городах, сегодня выглядит ненамного лучше, а кое- где и похуже. Южно — Африканская республика — страна очень большая. И для того, чтобы посмотреть все ее достопримечательности, нужны даже не месяцы, а годы. Настоящая Африка начинается намного севернее Кейптауна и даже самой ЮАР.За неделю, проведенную здесь, нам удалось посмотреть небольшую часть всего того, что есть только в одной провинции. Иоганнесбург, после которого Кейптаун кажется самым безопасным местом в мире, золотые и алмазные прииски, Крюгер — парк, знаменитый «Голубой экспресс» — специальный сверх комфортабельный поезд для очень богатых людей и еще масса других интереснейших достопримечательностей. Стандартные организованные туры в ЮАР обычно включают несколько больших городов, сафари и даже, перелет в Мозамбик, к водопаду Виктория — одному из крупнейших в мире. Мы же проехали только по одной провинции — Западный Кейп, да и то далеко не по всей. Невозможно объять необъятное. Да и не нужно. В этих заметках я поставил себе цель рассказать о том, что видел, не вдаваясь в политику и не делая каких-либо выводов. Но говоря о подобного рода местах, без политики обойтись невозможно. Даже глядя со стороны, видно, что эта страна очень богатая, и не только своими природными запасами, но и огромным промышленным потенциалом. С переходом к новой власти, ЮАР находится как — бы на распутье, правда уже больше десяти лет. Какая судьба ее ждет? Не знаю. Слишком много претендентов на ее богатства. Слишком много экстремистов хотят завладеть умами местного населения. Слишком прозрачны внешние границы. Быть может все пойдет по родезийскому сценарию, а может — наоборот. Результаты первого сейчас, после двадцатипятилетнего правления президента Мугабе, при поддержке так наываемых «ветеранов партизанского движения», уже хорошо видны. Результаты второго никто не знает. А быть может есть третий вариант, и четвертый, и пятый...
© Виленский Юрий. Материал размещен с разрешения автора.