Ипатьевский монастырь основан еще в 1275 году. Он стоит на самом берегу Волги, там, где в нее впадает река Кострома.
Ипатьевский монастырь основан еще в 1275 году. Он стоит на самом берегу Волги, там, где в нее впадает река Кострома.
Красота необыкновенная! Я представляю как тут красиво летом!
Мы приехали туда ранним субботним морозным утром. Ну как ранним? По московским меркам наверное поздним), в начале одиннадцатого. И хотя кассы монастыря открываются в 10.00, билетеров еще не было. Собственно вообще ни души не было. Может быть оттого, что на улице -22 мороза? Охранник милостливо пропустил нас на территорию монастыря, сказал, что можно только в храм — «а потом ждите билетершу." Ну и ладно — вошли мы на территорию через Северные ворота.
Они являются главным въездом в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Северные врата, как новые парадные ворота в северном прясле крепостной стены, были устроены в 1767 году, к приезду в Кострому императрицы Екатерины II.Это нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко, оформленное с внешней и внутренней стороны триумфальными арками. Внешний фасад увенчан лепниной с монограммой Екатерины II. На территории монастыря несколько сооружений.
Главный собор монастыря — Троицкий.
Постройки 1586 года. Стены и своды галереи покрыты живописью, а стены, столпы и своды — фресками. Фрески были выполнены Гурием Никитиным и Силой Савиным в 1684 году. соборе установлен золоченый иконостас работы костромских резчиков по дереву.
И хотя при входе в храм висела табличка с перечеркнутым фотоаппаратом — я все же сделала пару кадров. Еще есть в соборе царское место, находящееся напротив иконостаса. Четыре столба и уникальная резьба по дереву.
Чем же примечателен этот храм? В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название — «колыбель» Дома Романовых. В этом храме проходило воцарение Михаила Федоровича. А еще в подклете собора находится родовая усыпальница Годуновых, а около западной стены — трехярусная звонница (1603 год).
Древняя (южная) часть возведена в 1601–1604 годах на средства Годуновых в излюбленном в XVII веке стиле многопролетной аркады. В 1645 — 1646 г.г. с северной стороны к ней была пристроена высокая колокольня с одним открытым пролетом для звона и шатром с зеленой обливной черепицей. Ее заказчиком был боярин Алексей Никитич Годунов, один из последних представителей этого древнего рода. В 2006 году в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь принцем кентским Майклом (пра- пра- правнуком императора Николая I) вложен новый 500 пудовый колокол «Царь Михаил», отлитый в память 400-летия избрания на престол государства Российского царя Михаила Федоровича Романова.
Между Троицким собором и звонницей находился Собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1560 году, но в 30-х годах 20 века он был взорван. Сейчас ведутся работы по восстановлению церкви.
Слева от собора — Надвратный храм Святого Хрисанфа и Дарии
Единственная церковь в России, посвященная этим мученикам. Его строительство началось в 1840 году по инициативе императора Николая 1, посетившегг монастырь в 1834 году. Кстати этот храм (как и тот который взорвали) строил архитектор Константин Тон. Тот самый, который проектировал Храм Христа Спасителя.
Справа от собора — Палаты Бояр Романовых. Когда-то это помещение (с 1586 по 1863 год) называлось Келарский Корпус.
Здание возведено в конце XVI века на средства покровителей обители бояр Годуновых. Предположительно, в нем располагались гостиные кельи, которые использовались «на приезд» богатых вкладчиков, особо почетных гостей, как из числа светских лиц, так и представителей духовенства. В марте 1613 года, во время призвания на московский престол в Ипатьевском монастыре молодого боярина Михаила Федоровича Романова, он вместе со своей матерью, Великой старицей Марфой (в миру — Ксенией Ивановной Романовой), проживал в этом здании. Согласно монастырскому преданию, в левой половине 2-го этажа здания располагались покои Михаила, в правой — инокини Марфы. Начиная с XIX века, здание получает название «Царские чертоги» или «Дворец Михаила Романова» и становится объектом особого отношения монастырских властей и представителей царской династии Романовых. Сейчас там, разумеется, музей, с частично сохраненной обстановкой того времени. Эти штуки (забыла как называются) — надевали под парики.
Вот например изразцовые печи.
Иконы того времени, нательные кресты кого-то из Романовых. Их кресла, на которых царские особы сидели в храме во время службы.
Еще на территории монастыря есть здание Братского корпуса, где располагаются разные экспозиции и выставки. Мы попали на выставку «Иконы 15–18 веков»
И выставка художественного мастерства костромских мастеров 17–19 века.
Вот тут то я и прозрела. Крошечные украшения из финифти.
А больше всего меня поразили иконы на половинке ракушки!!!
Также там был представлен фрагмент злополучной «ртутной» двери, при создании которой погибло более 20-ти молодых мастеров
ну и древние книши, плащаницы, ноты.
Царская посуда
Сам монастырь просторный, светлый. При желании можно подняться и прогуляться по стенам.
Но наверное рекомендую поехать туда летом, когда монастырский двор будет утопать в зелени. По крайней мере у меня такое желание есть:-)