Однако соблазн был велик: Баган (наряду с пагодой Шведагон в Янгоне и озером Инле), как ни крути, остается главной достопримечательностью Мьянмы, а Ангкор Ват – это не только символ Камбоджи, но и, вообще-то, крупнейший храмовый комплекс на земле.
Их сравнение получилось скорее спонтанным, если не надуманным, продиктованным возможно и тем, что всякое перемещение в пространстве, не опосредованное физической необходимостью, есть всего лишь форма самоутверждения, к которой можно отнести и то, что всего через полутора суток после посещения Багана я оказался в Ангкор Вате, чтобы успеть снять материал для экспериментального тридцатиминутного фильма «Присутствие» (концепт фильма прост: 7 секунд на каждую страну мира и так через все 258 стран на земле). Относительной компактностью не грешит ни тот, ни этот комплекс. В архитектурном плане оба – это традиции миропорядка (космоса), пропорциональности, повторяемости и симметричности. Это удивительно при том, что Баган - памятник тхеравадского будизма, а Ангкор Ват – безусловная вишнуистская традиция (часть его храмов были посвящены Вишну, более поздние – Шиве, сейчас же там справляют только культ Будды) Баган - пыльная, выхолощенная буддистская метафизика Азии: земля, пытающаяся подняться в воздух, оторваться от самой себя, как рассеяный туман, неспособный скрыть островерхие шпили храмового ландшафта. Как нигде в Мьянме, здесь полно гужевого транспорта - собственно для тех, кому влом крутить педали: именно так от храма к храму здесь катают в прогулочных повозках не столь многочисленных, в сравнении с Ватом, туристов. С велосипедом замучаешься и увязнешь в пыли. Роскошь Багана условна: местные власти исходя из собственных эстетических предпочтений восстанавливают храмы, что вызывает гнев ЮНЕСКО: как ни странно, но Баган до сих пор не отнесен к всемирному наследию человечества, коим он, безусловно, является.
BAGAN (Myanmar) | Баган - Бирма