Не собиралась, не думала, не гадала, а все вокруг меня эту поездку готовило, предвещало, предчувствовало, созидало.
В сентябре получила первый привет — сын привез коробочку конфет «Моцарт» из Вены, где у него была всего лишь пересадка.
Позвонила подруге, чтобы поздравить с Днем рождения.
— Я в Вене, у родственницы. Надумаешь приехать — звони! Все расскажу!
Международная научная конференция в Петербурге. Сижу рядом с Ульрихом, когда-то милым австрийским студентом, а ныне уважаемым венским профессором, в любимом нами Малахитовом зале и смотрю в невыносимо знакомое окно на Исакий…
6
Говорим о Вене… Там тоже конференция…
Решаюсь! Через два дня — я там.
Венские классики, венский период жизни Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шопена…
Сколько я в своих лекциях по истории музыки рассказывала о Вене с «ученым видом знатока» и вот пришло время, ощутить, прикоснуться, приоткрыть дверь в такое знакомое-незнакомое…
Два с половиной часа полета прямым и привлекательно-дешевым рейсом Аэрофлота, и вот она — Вена, которая в последние два дня так внимательно изучалась по карте.
Самое трудное — начать рассказ. Поэтому попробую просто фрагментарно зафиксировать что-то мозаичное, светящееся, кружащееся, как та светомузыкальная партитура, что исполняется каждый вечер, на площади у св. Стефана и внутри собора.
6
Все летит, кружится, «пуншится».
Что это? Спрашивает коллега, заставшая меня за компьютером, когда я застреваю на одном своем, неудавшемся странном фото: удалить — или нет? Все размыто, ничего не видно. Тогда у Стефана все двигалось, пело, играло в симфонии огней, так что зафиксировать реальность не было возможности…
2
4
— Ах, как красиво! — Говорит она задумчиво. «Это же готовая картина! Какую музыку ты здесь слышишь? Я, пожалуй, слышу Штрауса! Назови свое фото! И все встанет на свои места. Что ты! Не удаляй ни в коем случае! Красиво…»
Соглашаюсь.
3
Кружим по Вене на туристическом автобусе. Из трех разных маршрутов (оплачиваются каждый отдельно), выбираю один — по историческому центру Вены и еду под аккомпанемент музыки Моцарта, Бетховена, Штрауса, внимательно вслушиваясь в рассказы русского аудиогида.
3
Вечером, после множества событий, не могу отказать себе в удовольствии, и вновь сажусь в автобус, чтобы еще раз проехать по знакомому кругу, наслаждаясь уже вечерней Веной.
3
3
Для меня эта поездка, конечно же, с музыкальным акцентом. Все наперебой советуют Шёнбрун, Альбертино, Бельведер…. Но я уже знаю, что именно хочу увидеть и услышать!
У меня, как всегда — своя тропа. Успеть бы походить по ней, подышать, вчувствовать то, что может быть откроется! Я знаю, что это может состояться только тогда, когда ты никуда не спешишь.
Я не спешу.
Мне не жалко время зайти в какой-то странный дворик и найти там кукольный театр, чтобы поговорить о проблемах зрителей с милыми девочками-артистками театра.
3
4
Другой дворик, где находится детский центр эстетического развития.
3
4
(Здесь другое название, но у нас обычно называется именно так) дарит мне добрые эмоции, которые вполне естественно умещаются в одну музыкальную партию с величественным звучанием сокровищницы Хофбурга.
Мозаика впечатлений? И да — и нет! Ведь я разглядываю каждое стеклышко мозаики. Мне ценен и блиллиант, что обвил шею красивицы, собравшейся на один из традиционных новогодних венских балов (венцы уже ждут их), и бутылочное стеклышко, что ребенок нашел на дороге и теперь через него разглядывает преображенный новым цветом, мир.
Какая разница! Может быть второе и ценнее…
От этого огромного аквамарина невозможно оторвать глаз.
3
Он запечатан в стеклянной витрине и ценность его велика, как велика ценность и этого самого большого в мире изумруда.
Нельзя фотографировать со вспышкой и изумруд получается не так четко, как хотелось бы. Но это артефакт, мимо которого невозможно пройти, не заметив.
3
Так жил Моцарт, понимая ценность драгоценных камней, которыми были украшены его модные камзолы, он радовался жизни, рассматривая этот черно-белый мир глазами так и не повзрослевшего ребенка, через разноцветное бутылочное стекло, блеснувшее на дороге.
3
Я хотела понять Моцарта здесь в Вене, понять как можно лучше. В Доме-музее Моцарта (Дом Фигаро) я искала ответы на мои простые и сложные вопросы. Но ответ прозвучал в Доме Музыки, куда так стремилась моя душа. В комнате, посвященной Вольфгангу, со стены на меня посмотрели глаза Моцарта. Два реконструированных фотопортрета композитора и его жены Констанции… Сначала я хотела охарактеризовать этот взгляд, как испуганный, чистый, наивный, глубокий, предчувствующий, но поняла, что он так же бездонен, как и музыка Моцарта, так же прост, как была проста и чиста его гениальная душа.
3
На «Дом музыки» я специально отвела время, которое не было бы ограничено каким-либо иным мероприятием. Я хотела «пожить» в этом доме и должна признаться, что не зря провела там много часов.
3
А еще я не стала стремиться в Венскую оперу так, как это «положено» делать.
4
4
Венский театр — сегодня один из лучших в мире, его труппа великолепна и я не раз убеждалась в этом, ведь сегодня, к счастью гастрольная жизнь и средства информации столь интенсивны и дотошны, что многое можно узнать о «заморском» и дома.
3
Я ограничилась лишь экскурсией по театру в большой толпе желающих прикоснуться к известному бренду, а театр для себя выбрала совсем иной. Мне по-моцартовски захотелось просто порадоваться жизни.
4
5
Захотелось увидеть в Вене настоящую оперетту, и, кажется, что оперетта Штрауса «Летучая мышь», в знаменитой Фолк-опере (один из трех главных театров Вены) подарила праздник.
5
А еще я позвонила русскому гиду по Вене — Татьяне и заказала экскурсию «Вена музыкальная». Это было «хорошее попадание» и совпадение.
3
5
Правильно оценивая наши с мужем физические возможности, она как ветер носилась с нами по Вене, стремясь показать то, что ей самой было так близко и дорого, старалась показать как можно больше, но без суеты и банальности.
4
4
Вена музыкальная в ее интерпретации не оказалась обособленным необитаемым островом, с какими-то избранными жителями. Это был и экскурс в историю, и размышления о современной жизни, и та импровизация, которую я постоянно сама провоцировала.
— Хотите зайдем в эту церковь? Это Августинкирхе — самая старинная приходская церковь в Вене.
— Зайдем!
Разговор о сердцах Габсбургов плавно переходит в сюжет о любимой дочери Марии-Терезы.
— Это была самая любимая дочь Марии-Терезы, поэтому только ей — Марии-Кристине было позволено выйти замуж по-любви. Когда она ушла из этого мира, ее безутешный муж — Альберт заказал этот надгробный памятник. Он пригласил известного скульптора Антонио Канова.
— Так это Канова!
5
Я замираю у памятника австрийской эрцгерцогине Марии Кристине в церкви святого Августина. Да! Это его необыкновенный живой мрамор!
Когда-то еще в Ленинграде, устав от работы над текстом, я перебегала через Дворцовый мост и без преткновений бежала по уже пустеющим, перед закрытием, залам Эрмитажа в любимый зал Антонио Кановы, чтобы просто увидеть, рядом постоять…
Татьяна радуется моей радости, мы все счастливы!
Мы покидаем Вену. Мы благодарим Судьбу за прекрасную погоду, за солнце и тепло, которые сопутствовали нашему путешествию.
4
2
Конечно, мы пили пунш, рассматривали мимоходом мишуру ярмарки, заходили к Розенбергеру, чтобы заполучить пристнопамятные кружки с розочками — бонус за заказанный кофе.
3
3
Мы пробовали приторный торт Захер и составляли свое собственное мнение обо всем этом шумном и знакомом путешественникам сопровождении главной темы, которую нужно было услышать в разноголосице повседневности. Ненавязчивый сервис Вены, также манил предупредить своих друзей (когда приеду) о некоторых «особенностях современного сервиса» в Вене.
Я еще о многом-многом вам расскажу (обязательно честно), в том числе и о Вене музыкальной, но пока! Никакие странные или неожиданные «противосложения» не могут заглушить тот чистый голос города, в котором жила и создавалась музыка на все времена!
4
Просто однажды Вена посмотрела на меня удивительными глазами Моцарта и осталась в душе навсегда.