Как всегда, внезапно подкрался Новый, теперь уже 2009 год. Южный Урал, холод, а снега нет, как в далекой Монголии. Прекрасный повод махануть на Кавказ, полюбоваться величавым Эльбрусом и заодно катануть по Домбаю и Чегету. Две пары лыж и доска брошены в багажник моего серебристого Фокуса, и их владельцы 60, 37, 13 (дед, сын, внук), 1 января в 7–30 двинули в сторону Европы, из некогда жутко секретного города Озерска, который спрятался между Екатеринбургом и Челябинском.
Как обычно, родной Урал пройден без проблем, как и, на удивление, солнечная Башкирия, которая исторически славится сбором дани, еще со времен хана Батыя. К вечеру пересекаем границу Саратовской области. Машин мало, дорога удовлетворительная, за рулем сын скорость 140–150. Я, обычно, в сомнительных условиях держу около 130, т. е. сознательно иду на 300 руб. с законно заработанным протоколом и квитанцией об оплате. Для поездки в 6000 км не велика потеря.
1
Потряхиваясь на приволжских колдобинах, мне начали вспоминаться бесчисленные публикации о саратовских взяточниках, начиная от губернатора Аяцкова, мэрами городов, их замами и прочих историях, рассказанных знакомыми авто путешественниками, пересекавших сию губернию. Не к добру подумал я, отмахиваясь от дурных мыслей.
Сумерки, подъезжаем к Ивантеевке. Славный поселочек. В старые времена, когда заграница была не нашим словом, каждый отпуск летом мотались на море. Хотя и на Южном Урале можно не плохо отдохнуть, но жажда приключений тащила куда то, и это куда-то ограничивалось Черным морем. Так вот, скатываясь с горки в поселок, открывался удивительный ковер, сотканный из тысяч цветов перед каждым домом единственной широкой улицы. Зрелище завораживающее. Такого я больше нигде не видел. Сейчас сделали дорогу в объезд и лишили радости далеких путников усладить глаз яркостью красок и ощутить дыхание красоты.
Идем по объездной, влетаем на бугор, а за бугром уже нахохлившийся дядька машет полосатой палкой. Предполагаем превышение, хотя радар-детектор не пищал. Водителя приглашают в машину с мигалками. Ждем 10 минут. Возвращается. Спрашиваем, что случилось. Оказывается, обогнали какую-то машину с выездом на встречную. Тут надо заметить, что зимой нормальная разметка редкость, большей частью она стоптана или заметена грязным снегом. Но удивительней другое, никакой машины не было, и обгонять просто было некого. 1 января вечер. Все празднуют, трасса пустая, пока стояли, не прошло ни одной машины. Не знаю, как они там торговались, но с нас чудаков слупили всего 1 тысячу руб. Не велики сельские расценки за нарушение с лишенкой 4–6 месяцев, которого к стати не было. Успокоились тем, что все-таки мы нарушали, держа скорость 150.
Стемнело, на мои резкие пожелания снизить скорость водитель невнятно бурчал типа того, что хорошо идем. И шли бы, если бы не колдобина высотой в кирпич на ребре. Удар, мой Фордик обиженно скосился мордой на правый бок и мне кажется, даже застонал. Разрыв корда правого переднего колеса около 15 сантиметров. Заменить на запаску, не так просто, если идет снег и багажник забит до отказу всяким барахлом. Левое колесо шипованное 16 дюймов, правое 15 дюймов летняя резина, и вот с такой кособокостью покатили дальше.
Перемахнули по мосту через матушку Волгу и подошли к развилке Саратов Волгоград. Темно-синий плакат выскочил внезапно, на котором друг под другом было написано Саратов и Волгоград, а ниже нарисована развилка в виде буквы У. Подъехав к плавно раздвояющимся дорогам, остановились. Я был уверен, что надо двигаться по правой ветке, мои спутники упорно начали убеждать повернуть налево. Тишина, машин нет, стоим, базарим и вдруг чудо компьютерной техники, прилепленное к лобовому стеклу, размером чуть больше спичечного коробка, приятным женским голосом сообщает: «Вы сбились с маршрута». Это проснулся Навигатор. Одному против троих сопротивляться не хотелось, поэтому я покатил налево.
1
Через 30 метров стало ясно, что сговор троих не соответствовал истине. Спускаясь с моста, дорога, по которой мы ехали, плавно втекала в трассу Москва-Саратов, и естественно стоял знак «Движение прямо», уберегая сбившихся водителей от соблазна сделать разворот. Тут все трое, включая Навигатор, начали талдычить о развороте к развилке обратно. Корректней всех приятным женским голосом это делал Навигатор, постоянно повторяя «Вы сбились с маршрута, сделайте разворот».
1
1 января, 10 часов вечера, холод со снегом, кругом ни души, да еще следы разворота на снегу, из чего было ясно, что мы не одни такие бестолковые и залетели не туда куда надо. И тут, какая-то неведомая сила в последний момент потащила меня на разворот с пересечением сплошной, хотя внутри себя, я был категорически против такого ужасного противозаконного поступка. Через минуту я понял, что налетел на неиссякаемый саратовский Клондайк, который не зависит ни от погоды, ни от времени суток. На обочине резко включились фары, и на встречу ко мне в припрыжку скачет тот, которому государство доверило обеспечивать порядок и безопасность движения.
Пока шел к машине с мигалками, вспомнилась Европа, по которой как-то прокатил в автобусном туре. Там перед развилкой стоят три огромных плаката за 100, 50 метров и непосредственно перед перекрестком. Дорога для водителя и общей безопасности. Садясь рядом с инспектором, думал, что меня здесь поймут, как заблудившегося иногородца и после добродушных внушений пожелают счастливого пути. После первых слов старшого (тот, который остановил меня, ежился на холоде) стало ясно, как раз таких, как я здесь и ждут. Последовали сбивчивые разъяснения о суровых наказания с лишением прав до 6 месяцев, а мои заискивающие оправдания ни как не влияли на ход разговора. В какой-то момент тон нашей беседы начал теплеть и тут последовало мне хитро высказанное пожелание взять инициативу к решению вопроса на себя.
За долгую автомобильную жизнь, более 40 лет и миллиона км, взяток можно сказать почти не давал, и, к сожалению, ценного опыта в даче их не имею. При мелких, случайных или сознательных (в основном превышение) нарушениях соглашался на протокол и добросовестно платил. Здесь случай с лишением. Уж точно репу почешешь. Возникла пауза, я начал мучительно соображать, как мудро выразить мысль с нехитрым предложением. А вдруг диктофон и вместо дальней дороги на Кавказ, отправлюсь в короткую, в г. Саратов за решетку. И тут, сам не зная по чему, я показал указательный палец. Реакция полного разочарования, тут же была выказана моим собеседником, в конце которой я разогнул уже средний палец. Такой жест доброй воли с моей стороны в конец обидел моего собеседника и он, достав папку с бланком нарушителя, вернулся к тону начала нашего разговора и обсуждению серьезности моего проступка. «Саратов город большой и здесь свои правила, не то, что в каком-то Челябинске» это было сказано с гордостью. По окончанию монолога я вопросительно промямлил какую-то невразумительную фразу, на что последовало предложение удвоить мои пальцы и разойтись. Молча вытащил из заранее приготовленного кошелька 4 т. р. и побрел в свое авто, прикидывая, что это аж две трети моей месячной пенсии. Конечно лох. Мог бы и поторговаться. Но самое обидное было дальше. Напарник шустро прыгнул в машину, и громко хлопнув дверью, со снежным вихрем моя пенсия полетела в Большой город Саратов. Выслушав упреки о моей наивности, от своих спутников, мы весело помчались в южном направлении.
Как человек социалистического воспитания и относительной интеллигентности я мучаюсь вопросом в правильности своего поступка. На весах лишение прав от 4 до 6 месяцев или аморальное, более грязное нарушение — взятка. В данном случае, ни какой аварийной или опасной ситуации не создано. В дальнейшем я еще дважды вылетал на встречку, и обнаруживал это, уже находясь за сплошной (в одном случае был снег, в другом стоптанная полоса). К счастью обошлось, но именно в таких местах и ловят нашего брата. Российские дороги уж точно не назовешь хорошими, а в части разметки и знаков полное безобразие. И там где самое безобразие ждут тебя с кошельком.
Конечно, выезд на встречную полосу надо строго карать, но существующее наказание это просто источник наживы не в пользу государства. Какие нервы могут выдержать у водителя, если тащится в сговоре трактор, а впереди хорошо просматриваемая дорога.
Или вот, не редко наблюдал такую ситуацию (а может бить и сам попадался), машина идет на обгон фуры, которая загораживает знак, запрещающий обгон. Конечно, ко мне никто не прислушается, но мне кажется, пора вводить какую-то иную систему наказания прогрессивно-денежного типа с быстрым оформлением протокола, а не какие-то дурацкие буковки в клеточках для специального затягивания в общении с инспектором. Едешь по России и думаешь, цель ГИБДД поймать, а не предупредить, помочь, урегулировать дорожную ситуацию и где-то подсказать водителю.
Первая ночевка в г. Камышине. Примерно полторы тысячи от дома. Раньше все мои поездки были летом и обычно спали в машине. Устроится в гостиницу, как-то не удавалось. Либо мест нет, либо очень дорого. Иное дело зимой. Прекрасная гостиница на въезде, с круглосуточным кафе и номером 600 р. за человека. И далее ночлег решался также легко и просто.
Второе января, Волгоград, надежды заменить резину быстро растаяли. Народ гуляет, все техстанции и магазины закрыты. И уже на выезде в сторону Элисты налетаем на очень приличную монтажку, в которой есть все, включая отличный сервис и шипованная резина. Калмыкию проскочили как одно большое поле с однообразно скучным пейзажем. Граница ставрополья, пост ДПС. Проверка на угон. В очереди стоят три водителя. Через 15 минут, не выдержав бестолково проведенного времени, наш водитель подходит к инспектору. Объясняет, что мы из далека, нас сто раз проверяли и можно было бы пропустить без компьютера. Нет проблем, но за 1 т. р. За что? Ответ был простым и в тоже время удивительным: «За риск и ответственность». Денег мы, конечно, пожалели. Добросовестно прошли проверку и уже через 10 минут летели к самой высокой горе Европы.
Около восьми вечера въехали в Черкесск, и хотя до Домбая оставалось около 150 км, в гостинице остановились именно здесь. Наш путь лежал в край очаровательной красоты, воспетый таким множеством великих талантов и гениев, что я просто не берусь выражать свои чувства и описывать увиденное своей убогостью выражения мысли. На эту тему лучше читать классиков и прочих творческих деятелей. И конечно, перед поездкой я тоже кое-что посмотрел и основательно подготовился к данному мероприятию. Был составлен маршрут и план нашего путешествия.
Цены на проживание в горах в так называемый высокий сезон не хилые. Нам обошлось 1500 руб. за человека. Поэтому, из соображений экономии планировалось два дня и одна ночь на Домбае, ночь в Пятигорске, три дня и две ночи в Приэльбрусье, что успешно и было реализовано. Итого почти пять катальных дней и три относительно дорогих ночи. Подъемники, дневной абонемент 1200 на Домбае и 1000 на Азау и Чегете.
1
Практически все время шел снег, и голубая мечта восхититься Эльбрусом не удалась. Особенно обидно было на горе Азау. Самый близкий подъемник. Высота станции Мир 3500 метров над уровнем моря. До Эльбруса рукой подать, около трех км. Чувствую, вот он могучий и величавый, где-то сзади, но снежный вихрь все кругом покрыл белой мглой. Горнолыжные трассы никакие. Особенно в Приэльбрусье. Не обозначены, не ратрачены. С Мира до Кругозора никто не катался. Того и гляди пойдут лавины. В одном месте забурился в глубокий снег. Попытался палкой упереться, но рука вместе с палкой ушла в снег не найдя опоры.
С Кругозора начинается спуск по технологической дороге шириной 3 метра, на которой сплошной повал молодых любителей острых ощущений. Пройти такой участок не просто. А с середины спуска подводные камни в пушистом снегу. Все лыжи задрал. На Чегете народу меньше. Но толком, где спуск не поймешь. Так маленькими перебежками и гребешься вниз. На Домбае трассы получше, хотя бы ясно, где спускаться, особенно с третьей очереди.
В общем, в высоких горах организация на не высоком уровне. Да, есть с чем сравнить. На заморских горнолыжных курортах я не был, но Урал я весь обкатал от Ежовой до Абзаково. А горнолыжный центр Магнитка на Банном, теперь мне просто кажется сказкой. Наши горки пониже, но они, какие-то дружелюбные, хотя красота и великолепие Кавказа с лихвой компенсирует все минусы неустроенности. С другой стороны мой внучек, как-то неохотно катался на родных просторах, а здесь его прорвало. Особенно на Азау. С трудом стаскивали с горы. Последний день мы провели на Чегете.
Укатавшись до устали, кинули свой инвентарь в багажник и двинули домой. Было Рождество 7 января. Ночевали в Волгограде, 1700 от дома. Утром в шесть местного или восемь нашего взяли курс на север. В полдень по нашему времени достигли злополучную развилку на Большой город Саратов. По плану мы должны были пересечь Волгу и по левому берегу любоваться просторами Черноземья. Но Навигатор упорно уговаривал двигать на Сызрань. Перед поездкой я делал разные варианты расчета пути и знал, что по правому берегу до дома на километр короче, чем через Пугачев. Этот километр Навигатор и предлагал сэкономить. Не стали перечить чудо технике и взяли курс на Сызрань, тем более что я никогда не ездил по этой дороге.
Полудремно сижу на пассажирском сидении, впереди кучка местных жигулишек. Водитель, конечно, попер на обгон. «Зря», ляпнул я и в этот момент выскочил знак, запрещающий обгон. Пока водитель втискивался между машинами, естественно знак остался хоть и не далеко, но сзади. Саратовская область. Таких, заезжих как мы здесь любят. Не знаю, о чем и как беседовал наш водитель, но вернулся с правами и кошельком, облегченным на 2 т. р. Саратовская область кончилась, и писать больше не о чем. К дому подкатили в середине ночи и в три часа, умызганный солью и грязью фордик поставил в родной гараж.
Итоги.
Мероприятие прошло успешно и по плану, разве что чуть раньше приехали. Сэкономили на последней ночевке в дороге. Пройдено 5600 км. Чуть больше расчетного. На бензин затрачено 11000 руб., сожгли 500 литров бензина. На гостинцы затрачено 20400 руб. Скромное питание не учитывали. Внеплановые расходы: 7000 руб.- благотворительность саратовским молодцам в картузах, 9000 руб.- два шипованных колеса. И конечно, не забываемые впечатления от новогоднего путешествия.
P. S. согласно разъяснениям «Российская газета» — № 4614 от 18 марта 2008 г. разворот на встречку, карается от 1000 до 1500 р.